Здзислав Бексиньски (Бексински)

16.09.2013
Здзислав Бексиньски (Бексински)
С полотен этого художника в мир стекает мертворожденный кафкианский крик.
Беззвучный стон, выкрашенный в яркие насыщенные цвета.
Оттого – ещё более изорванный, изувеченный.
Больной.

Ханс-Руди Гигер называл его одним из самых значимых творцов среди всех художников ХХ века, и с ним сложно не согласиться.

Здзислав Бексиньски, степенный польский обыватель, примерный семьянин и просто милый душевный человек, никогда не видел в собственных творениях то, чего так пугались окружающие. Он находил многие свои картины забавными и ироничными.


Как именно в образе Бексиньского сочетать простого поляка, наверняка любителя традиционных канапок и бигоса по воскресеньям, и того неизвестного, кто рождал в нём все эти внутренние хрипы и выплёскивал посредством кисти наружу, - до сих пор неясно. Заподозрить его в неискренности сложно: вряд ли неискренний человек смог бы так пристально анализировать каждое движение сердца и каждое отклонение своей психики, как это делал Здзислав в письмах к своему другу и меценату Петру Дмоховскому. Он был абсолютно честен перед собой и перед окружающими. Он был абсолютно нормален и адекватен с точки зрения психиатрии. Вполне возможно, что Бексиньски просто никогда не выпускал на свободу собственное внутреннее Я, в страхе, что однажды оно пожрёт его внешнее Я, приличное, благодушное, спокойное и улыбчивое. И именно поэтому его многочисленные интервью плещут самоиронией и отсутствием какой бы то ни было персональной загадочности. Бексиньски был совершенно простым и жизнерадостным с виду человеком.

Но только то, что его картины заходятся в крике, - несомненно.

Несомненно и то, что у Бексиньского были внутренние терзания, о которых он никогда не упоминал на публике. Косвенное подтверждение тому – судьба его сына, Томаша Бексиньского, который в 16 лет совершил первую попытку самоубийства. В 18 он заказал в типографии серию собственных некрологов, которые расклеил потом по всему городу. А в сочельник 24 декабря 1999 года – в то время, когда вся празднично наряженная католическая Польша встречала Рождество – он отравился, приняв большую дозу сильнодействующих препаратов. 41-летний Томаш работал тогда музыкальным обозревателем в польском издании, и перед смертью написал свою последнюю статью «Fin de siecle» («Конец столетия» - французское выражение) о будущем человеческой культуры, которое он представлял себе крайне пессимистично.

Здзислав так и не смог смириться с гибелью сына. До своей смерти он хранил конверт с надписью «Для Томека, в том случае, если я протяну ноги».

Годом раньше, в 1998 году от болезни умерла жена Бексиньского, София, с которой Здзислав прожил всю жизнь.

А в 2005 году 75-летний художник был найден мертвым у себя в варшавской квартире. На его теле обнаружили 17 ножевых ранений. Две раны были смертельными. Обвинение предъявили 19-летнему сыну коменданта дома, которому Бексиньски отказался дать в долг, и его младшему брату как соучастнику.

На последней картине Бексиньского был изображён истекающий кровью старик.

Теперь гений вместе со своей семьёй покоится там, на стерильном, сухом и ухоженном (чрезмерно) польском кладбище. Есть вероятность, что наверху ему гораздо лучше. Ведь земная судьба была к нему незаслуженно жестока.

Впрочем, за возможность писать такие картины нужно было чем-то заплатить.











Вот ссылки на две галереи с лучшими, на мой вкус, работами Бексиньского:

http://beksinski.dmochowskigallery.net/galeria_obrazy.php?artist=52  (Зала 1)
http://beksinski.dmochowskigallery.net/galeria_obrazy.php?artist=1 (Зала 2)

На том же сайте - масса других галерей с работами Бексиньского, множество документальных материалов, письма, личный дневник художника, его фото и многое другое, однако всё это, увы, на польском (вроде бы и английская версия есть).
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика