RSS Распечатать

Обычаи и традиции челканцев.

Если человек умер где-то вне дома, тело привозят домой, вносят ногами вперед, обмывают, одевают и укладывают пока без гроба.        
Если человек умер дома, сразу до наступления окостенения обмывают, одевают и укладывают на лавку, на плахах, временно поставленных под тело усопшего.                                            Обмывать покойного приглашали постороннего человека (раньше в деревнях были такие люди, которые обмывали умерших). Своим кровным родственникам обмывать покойного не полагается. После обмывания, покойного одевают в чистую одежду, если специально приготовленной одежды нет. А если достаток позволяет, одевают во все новое. Традиционно гроб делали во дворе дома, для этого специально приглашали человека, который умеет делать гроб. Когда гроб готов, его вносили в дом, в гроб насыпали сухие березовые листья или стружки, которые были наструганы при поделке домовины. Традиционно гроб не обивали тканью. Из белой ткани шили наволочку и набивали тем же, чем застилали гроб. После этого на улице сжигали щепки, стружки, опилки. При этом у людей было такое убеждение – вера, что если дым пойдет на дом, то оставшейся семье грозит несчастье, а если дым пойдет в сторону от дома, то несчастье обойдет семью стороной. До недавнего прошлого, гроб делали долбленый из круглого дерева .                                                После того, как приготовили гроб, перекладывают в него покойного, при этом брать тело умершего и перекладывать его тоже должны посторонние люди, но не кровнородственные. Гроб в доме должны ставить вдоль пола.                                            
Собравшись в доме покойника (любого) ведут между собой разговор, говорят об усопшем, об его отношении к людям, о любви и уважении к жене и детям. Что он ко всем был уважительный, никогда никому не нагрубил, старался всем помочь, пользовался уважением. Один из важнейших обычаев чалканцев после смерти родственника является плач – сыгыт. Плач исполняется в случае смерти близкого родственника (отца, матери, детей). Мужчины не оплакивают, а высказывают воспоминания, горечь утраты.        
Плач исполнялся и у русских. Там исполнение плача носит несколько иной характер. Оплакивали усопшего близкие родственники. Кроме этого были специальные исполнители плача, что называлось «голосить». Алтайский плач нельзя считать перенятым у русских. Здесь свой обычай плача – каждый родственник покойника может про себя причитать. Плач – это выражение речитативом невосполнимого горя, сожаление об уходе в потусторонний мир родного человека, любви к ушедшему, сожаление о допущенной, возможно, когда-то опрометчивости по отношению к покойному.                                Оплакивая, исполнитель одновременно просит прощения у покойного. Таков чалканский плач.                                    Члены семьи, родственники готовят обед, угощают людей. В такие дни, сидя у покойника, алкоголь употреблять нельзя. При покойнике ночью на улицу выходить одному нельзя, если ночь темная, нет луны и освещения. Так как дух умершего ходит по земле, он находится рядом с живыми и на улице. Он может показаться людям в любом облике: собакой, свиньей, коровой и т.д. При испуге у живого человека дух может захватить умерший.        В день похорон утром уходят готовить могилу. Когда могилу выкопают, копальщики пустую могилу, не должны оставлять без присмотра, чтобы в могилу дух умершего не спрятал дух живого человека. Тогда этот человек будет чахнуть и умрет.                                 
Из копальщиков один должен вернуться в дом и сказать, что место погребения готово.                                    Выносить покойника детям, братьям, отцу или сыну не полагается, боясь, того, что усопший может заприметить своего и будет преследовать в жизни, чтоб увезти к себе.                                    
После покойника в квартире нужно помыть. А после похорон обязательно побелить и выкурить квартиру.                        Гроб в могилу опускали на веревках. Громко плакать родственникам на могилах не полагается, чтоб не беспокоить отправляющего в потусторонний мир человека. У чалканцев в древности оградку на могилах не ставили. С тех пор как стали ставить оградки, не полагается оградки бывшего захоронения наращивать оградкой нового захоронения. Наращивание приводит к несчастью. Считается, сколько будут наращивать, столько будет покойников в семье. Как правило, могилки после похорон не посещали. Считалось, что посещение могилок привлекает нечистую силу, а это вызывает несчастье в семье. Кроме этого, очевидно, правило не посещать могилки, было связано с тем, что кочевой образ жизни древних тюрков не позволял возвращаться на места погребения, а выделенных мест погребения (кладбища) как в настоящее время, не было.                                    В глубокой древности алтайцы хоронили умерших наземным образом, т.е. умершего или оставляли завернутого в бересту на земле, или подвешивали гроб на дереве на съедение птицам.                     
Вот пример. В героическом сказании чалканцев «Алтай-Медген» говорится: «…Кыстыйтак-Каан соорудил золотой гроб, поверх золотого – серебряный, поверх серебряного гроба – деревянный. Вершины семи лиственниц в кучу свернул, гроб с телом старика подвесил» .            
На могилах семья погребенного могла угощать чем-то съедобным – стряпанные изделия, мед и т.д.                                В первую ночь после погребения в семье присутствовали родственники и эту ночь проводили без сна. Это связано с тем, что в эту ночь наблюдали, не появится ли дух умершего в семью. А это должно проявиться в необычном стуке, треске, ощущении кого-то рядом. На улице можно увидеть тень человека, человека в черном и т.д.                             
На сороковой день после похорон в семью приглашали шамана и он (кам) отводил душу через реку по волосяному переходу и через круглое отверстие в скале. После этого дух умершего не возвращается к живым людям.                                            
В семье, где было погребение, в течении года ни какого веселья не должно быть, дочь в течении года не должна выходить за муж, сын не должен жениться, вдова тоже не должна выходить за муж в течении года. Так же члены семьи не могут посещать священные места, минеральные источники.                                                В прошлом, в воспоминаниях старшего поколения чалканцев, после похорон девять дней и сорок дней не отмечали. Даже после похорон не устраивали обеды, с могилок сразу расходились по домам. Но зато при исполнении сорока дней, приглашали шамана чтоб отвезти душу умершего, тогда варили мясо. В более позднее время с появлением русскоязычного населения, обычай православной религии отмечать поминальными обедами девять и сорок дней успешно перешло и к чалканцем. Поминальные обеды у чалканцев в текущем веке появились с послевоенного времени (после Отечественной войны 1941 – 1945гг.).



Кандаракова, Е.П. – Алтайский фольклор, Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1988 – 170с.
Из записей Пустогачева А.К. Курмач-Байлог, 1964г.
Из записей Кандараковой А.К.  Суранаш, 1980г.


Тематики: чалканцыпогребальные обрядыпохоронные ритуалыпогребениескорбьутратасмертьвыражение скорбиритуалпохороны

06.10.2014


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 
ООО "Кировский похоронный дом" ищет инвесторов для строительства крематория

Для профессионалов похоронной отрасли

Эпитафии

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae