Погребальные обряды Ненцев.
05.10.2014
Ненцы верят в предзнаменование болезни и смерти: неожиданная гибель нескольких оленей или неудача в ловле, как и неожиданно большая добыча. Скорую смерть предвещала неожиданная удача на охоте или рыбалке, если у других этого не наблюдалось. Такое поверье сохраняется до сих пор. Умершего, в полном одеянии кладут на его спальном месте в обратном направлении, ногами к стене. Покойнику так же ставят его чайную чашку, печенье и со словами: «поешь ты сначала потом мы», из чашки льют чай ему на пальцы ног, а затем на дверь. Огонь горит всю ночь и трое следующих суток. С наружной стороны двери каждого чума кладут топор, а с другой стороны – кусочек угля. Сейчас это делают только в том чуме, где жил покойник. На месте захоронения голову умершего обращали на запад или на восток. Ворожеев хоронили лицом вниз, чтобы они не пугали своих родственников (Мезень), либо в гробу «провидца», «знатока» просверливали около головы отверстие, чтобы он имел выход и мог защитить близких. Заметим: в похоронном обряде строго соблюдается западно-восточное направление, поскольку восток – сторона живых, оттуда появляется день, солнце; запад – сторона мертвых, закат солнца, туда уходит день. В руки умершего кладут торабт (кусок шкурки бобра, выдры), используемый в обряде очищения. Если в его руках ничего нет, он может «взять» с собой чью-то душу. Согласно поверьям, жители Нижнего мира встречают умершего со словами: «Что ты нам принес?» - и он отдает им предметы, вложенные ему в руки. Покойника одевают в лучшую зимнюю одежду, в кисы (обувь). Глаза покойника и сердце накрывают металлическими предметами, монетами, бусинками или уже лицо закрывают суконной маской с обозначенными бисером линиями лица. Считали, что если этого не сделать, то умерший не найдет, «не увидит» дорогу в загробный мир, или это предвещало близкую смерть кого-либо из родственников. Заворачивают покойника половиной покрытия для чума. Шьют это покрытие в направлении от себя, большими стежками, без узелков. Суеверие не позволяет шить на человеке стежками и от себя. Когда девочек учат шить, то говорят: «Не шей, как на покойнике, крупными стежками». С покойником отправляется половинка мюйко, пан (подол покрытия чума), задняя часть (есяр) полога, топор, деревянная часть ружья, металлические части отдают кому-нибудь, но не родственнику. Покойник выносится не через дверь, где ходят живые люди, а для этого приподнимается покрытие чума. Хозяйку чума после ее смерти выносят между двумя шестами около входа, там, где лежала пады, (сумка с ее обувью). Другие умершие члены семьи выносятся с другой стороны входа, где подрубается один шест, следующий за дверным шестом. Ритуальная процедура выноса покойника через специально подготовленное отверстие является одной из этнографических универсалий и соотносятся с представлениями о перевернутости мира мертвых по отношению к миру живых. Этот вход служит границей в пространственной модели дома между Нижним и Средним мирами. В гроб так же кладут одежду и инструменты покойника. Вещи приводят в негодность – у острых предметов отламывают кончик, крышку табакерки нарушают и т.д. умершему нельзя давать ни точило, ни винтовку, но лук можно. В рукавицу засовывают огниво для добывания огня. Огниво сейчас заменяется спичками, сера на них обжигается. Или же у спичек обламывают серу, у винтовки снимают железный затвор. Около гроба оставляют перевернутый продырявленный котел, перевернутую поломанную нарту, иногда перевернутую половину лодки, поломанный бубен ворожея и колыбель. В поперечину гроба втыкают хорей, на поперечине подвешивают колокольчик, рядом оставляют стол с чашкой. Если похороны были летом, то производится обряд латам,хевотава – кровью жертвенного оленя мажется первая доска для гроба. В дальнейшем производятся бескровные поминки, пока «жива земля», т.е. до заморозков. Для достижения Среднего мира (ушедший) обеспечивается средством передвижения. Олени в упряжке «уходят» за хозяином – я,ха ,,мад (когда земля умрет), т.е. ранней осенью или по первому снегу. Оленей оставляют неразделанными, т.е. так, как они идут в упряжке, вместе с нартой. «Отправляется» за умершим и его собака. Кроме ездовых оленей, забивается олень хан – на угощение. В наземных погребениях на шест вешается колокольчик. С его помощью покойник извещается о приходе на поминки родственников, перечисляются поименно все, кто пришел. В данном случае колокольчик обеспечивает связь с Нижним миром. Перед уходом с кладбища трижды обходят по часовой стрелке захоронение, и каждый ударяет в колокольчик (вариант: каждый раз коснуться земли). В этом случае говорят: «Пока не продырявится мой медный котел, я не приду к тебе». Продырявленный медный котел или ведро, у которого ломают ушко, оставляют у покойника. Раньше продукты клали в гроб, сейчас оставляют снаружи из-за боязни, что медведь, почуяв запах продуктов, сломает гроб. Были случаи, когда медведь снимал переднюю крышку гроба. Ритуальное значение имеет табак – сяр. По этому, жалеть табак – грех, его оставляют покойнику, насыпают в углы гроба, а на кладбище для всех покойников – на землю. Покойника обвязывали половиной аркана (тынзя,), а после опускания тела в гроб аркан резали на куски (по количеству членов семьи каждого участника похорон) и бросали эти куски в сторону востока яля, няю (в сторону дня. Поврежденные нарты вместе со шкурой переворачивают и обращают нарту на закат солнца. Упряжь подрезается. Все участники церемонии встают рядом. Раньше шаман категории самбадана, а теперь старший по возрасту с помощью топора узнает, все ли нужное умерший взял с собой, не держит ли зла на кого-либо. Уходя с кладбища, предпринимают меры предосторожности. Старший (раньше шаман) перегораживает дорогу ветками – одной сухой, другой живой. Ветки ставятся друг против друга. Старший, говорит указывая на живую ветку: «У тебя две дороги, если пойдешь по этой дороге, тебя может встретить волк, медведь, множество рек». Затем, указывая на сухую ветку, говорит: «Вот твоя дорога». Заготавливают два лиственничных полена длиной в аршин, одно ставят, а другое кладут поперек на землю и говорят: «Здесь твой указатель пути, иди по нему до поперечины, мы от тебя ушли». Лесные юраки обходят могилу трижды. При последнем обходе все проходят по «ночной стороне» от умершего, между двумя параллельными деревьями; и это пространство перекрывается сухим упавшим деревом, вершиной к «ночи» - это дорога умершего. То же самое делают и на «дневной стороне», но там пространство запирается живыми деревом, вершиной к солнцу – это дорога живых. Затем сразу едут домой. Ездовых животных умершего тундровые юраки когда-то просто оставляли после удушения у могилы, прислонив их к шестам чума или к заостренным столбам. Это делается и сейчас. В похоронных ритуалах всячески подчеркивалось, что у живых и мертвых разные пути, которые не должны совпадать. Когда человека провожают в другой мир, нельзя молчать, надо говорить. Нельзя плакать, иначе у покойника будет болеть голова. На кладбище нельзя оглядываться назад. Хоронят умершего головой на запад (закат). Перед закрытием крышки гроба проводят обряд «выведения души». Пожилая женщина водит по краям гроба шкурой горностая или медведя, издавая при этом своеобразный свист. После похорон оленей распрягают, не раньше, чем каждый подпалит огнем шерсть ездовых животных впереди и на шее; люди так же поджигают шерсть на своей одежде. Таким образом, можно отметить несколько обрядов «провожания» души в Нижний мир – это выведение души из тела, гадание на топоре, указание дороги умершему. После погребения желательно, чтобы связь между покойником и его родственниками прекратилась, такова особенность ненецкой традиции.