Традиция семейного погребения в древней Германии

08.07.2013
Традиция семейного погребения в древней Германии

На берегу реки Заале, недалеко от местечка Ойлау на территории современной федеративной земли Саксония-Ангальт, в Германии, летом 2005 года, учёным удалось найти группу из четырех аккуратных могил, в каждой из которых находились останки нескольких людей.

Особый интерес исследователей привлекло взаимное расположение останков, которое по предположениям учёных, отражало семейные связи между погребёнными. Подобные могилы ученые находили и раньше и уже давно догадывались, что близкое родство мертвецов могло быть выражено в расположении тел лицом к лицу, а также в сцеплении их рук.

Всего в четырех могилах ученые нашли останки 13 людей, сгруппированных, судя по всему – по семейному признаку. В одной из могил лежали взрослые мужчина и женщина с двумя детьми, в другой – женщина с тремя детьми, третья могила принадлежала мужчине и двум детям, в четвертой же ученые обнаружили женщину с ребенком.

Странной деталью ученым показалось отсутствие в могилах подростков – все погребенные дети имели возраст не более 10 лет, а взрослые – около 30 и старше, вплоть до 50—60.

Кроме человеческих останков археологи нашли в захоронениях и стандартные для центральноевропейской культуры шнуровой керамики того времени предметы. Мужчины и мальчики лежали в могиле рядом со своими каменными топорами, женщины и девочки отправились в последний путь с кремневыми орудиями труда. Вероятно, все они имели с собой и небольшой запас провизии – об этом свидетельствуют останки разделанного животного.

Некоторые признаки захоронения свидетельствуют о том, что все могилы были выкопаны одновременно, а все обнаруженные тела были погребены в один и тот же день. При этом, судя по останкам, все похороненные расстались с жизнью в результате насильственной смерти. Самый яркий тому пример – каменный метательный снаряд, застрявший в позвоночнике одной из обнаруженных женщин, еще два скелета несли на себе явные признаки повреждения челюсти. Остальные останки несут признаки смертельных черепных и заднечерепных травм.

Могилы, судя по результатам раскопок, были окружены системой концентрических канав; вероятно, над ними возвышались небольшие холмы, однако говорить об этом достоверно спустя тысячелетия сельскохозяйственной деятельности археологи не решились.

Подобное семейное захоронение, ученым впервые удалось обнаружить за всю историю археологии. Чтобы подтвердить свои догадки о семейном родстве погребённых исследователи провели ряд анализов, включая анализ митохондриальной и ядерной ДНК, который удалось осуществить благодаря исключительной сохранности останков. Как выяснилось речь идёт о семьях современного типа – так называемых малых, или нуклеарных семьях, состоящих из родителей и детей, а не огромных семействах с бабушками, дедушками, внуками и дядьками.

Дети, похороненные в первой могиле со взрослыми мужчиной и женщиной, скорее всего, являются их детьми. У девочки и мальчика та же митохондриальная гаплогруппа K1b, передающаяся только по материнской линии, что и у взрослой женщины. При этом совпадают и гаплогруппы мужчины и мальчика по мужской Y хромосоме – оба они принадлежат Y-гаплогруппе R1a – к которой, кстати, принадлежит и большинство славян. При этом митохондриальная гаплогруппа мужчины отличается, так что здесь точно не шла речь о кровосмешении.

Чтобы определить географическое происхождение людей, а также интенсивность их миграции, вдополнение к генетическому анализу ученые провели и анализ изотопов стронция 87Sr/86Sr в зубной эмали погребенных. Он зависит от соотношения изотопов стронция в потребляемой пище, а это соотношение может сильно разниться от одного географического места к другому.

Как показал анализ изотопов - все погребенные дети имели одинаковое в пределах ошибки соотношение изотопов как в эмали, так и в дентине, что так же справедливо и по отношению к взрослым мужчинам.

А вот аналогичное соотношение у женщин оказалось существенно большим. Ученые считают, что данное сообщество практиковало так называемую экзогамию –женщины покидали места своего детства и приносили потомство в других общинах. Дети же и их отцы выросли в одной и той же местности.

Результаты произведённых анализов стали основной темой публикации в одном из номеров TheProceedingsoftheNationalAcademyofSciences. Вольфгангу Хаку из Института антропологии при Университете имени Иоганна Гуттенберга в Майнце, руководившему работой научной группы, стало очевидно, что возраст старших, весьма почтенный для времен неолита, и признаки не до конца залеченных ими травм, равно как и наличие в могилах малышей, говорят об одном. Это была группа совершенно не способных к бою людей, оставленных в одиночестве, пока молодые и сильные боролись с противником или охотились.

Братом и сестрой являются, судя по всему, и двое из трёх детей, обнаруженных во второй могиле. При этом похороненная с ними женщина не была их кровной матерью, но могла быть матерью третьего. Это отражается и в положении тел в могиле – в отличие от третьего ребенка, «чужие» лежали в могиле спиной, а не лицом к женщине.

Хак и его коллеги полагают, что решение похоронить их вместе могло быть связано с дальними родственными или социальными связями между погребенными. Женщина могла быть их тетей или же приемной матерью.

Ученые даже смогли высчитать, что женщины родились и выросли в горах Гарц в шестидесяти километрах на северо-восток от места погребения. Однако, предупреждают они, это предположение может оказаться совсем неверным – просто потому, что у ученых нет в распоряжении детальной карты соотношений изотопа стронция по Европе.

Перед исследователями сложилась картина из которой можно сделать вывод о том, что 5 тысяч лет назад люди в Германии жили такими же малыми семьями, как сегодня. А когда кого-то убивали, то и хоронили всей семьёй. Анализ останков из четырёх неолитических могил, найденных в 2005 году, показал, как родство отражалось в положении мертвецов в могиле и откуда древние европейцы брали себе жён.

Можно представить, что живя на плодородных землях со стабильным и благоприятным климатом, небольшое сообщество занималось в основном земледелием, время от времени водружая свои пожитки на телеги и перемещаясь на новое место. Но однажды, в их мирный образ жизни вмешалось неизвестное событие и принесло смерть в несколько семей. Те же, кому удалось уцелеть, похоронили тела покойных по всем правилам, сохраняя древнюю и красивую традицию, хотя не исключено, что это были сами нападавшие.


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика