фото Бориса Кремера
«Он еще жив!»
У нижегородки Анастасии Федоровой (имя изменено. – Ред.) тяжело заболел сын. После очередного звонка в неотложку на пороге ее квартиры вдруг возник сотрудник ритуальной службы…
– Он сказал: «Соболезную вам» – и принялся расспрашивать, сколько я готова заплатить за похороны, – возмущается Анастасия. – Хотя сын был еще жив!
После страшного визита сын женщины прожил еще несколько дней и умер. Все эти дни к ней периодически обращались разные похоронные агенты.
Не так давно именно в Нижнем Новгороде полицейские возбудили первое в России уголовное дело о сговоре врачей и ритуальщиков. Зав. отделом городского МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Сергея Галкина обвинили в передаче конфиденциальной информации. Всего за полгода 9 старших врачей смены под его руководством «слили» «Нижегородской ритуальной компании» информацию о 504 адресах.
– Из них случаев, когда к живым пациентам приехали ритуальщики, было пять, – рассказывает и.о. зампрокурора Нижнего Новгорода Татьяна Шмакова. – Одна девушка вызвала скорую для друга – он потерял сознание. Другая женщина вызывала медиков брату, который пытался покончить с собой, но выжил. Еще было несколько инсультов у пожилых людей. Пока медики их реанимировали, подъехали сотрудники похоронного бюро.
Но никто из пострадавших заявление в прокуратуру не написал. На слишком ретивых похоронщиков пожаловались конкуренты другой ритуальной компании. Галкина задержали в момент передачи взятки в 60 тысяч рублей. Тогда-то он и признался, что деньги получил от ритуальной компании. Но на предварительном следствии вдруг отказался от дачи показаний, воспользовавшись ст. 51 Конституции, и свою вину не признал.
Сегодня Галкин продолжает работать в скорой помощи с подпиской о невыезде. «Нижегородскую ритуальную компанию» местное УФАС обязало заплатить штраф за нарушение закона «О защите конкуренции». От комментариев там отказываются. Но сотрудники других ритуальных служб смогли подробно рассказать, как работает цепочка передачи данных.
«Вот адрес – беги»
По данным дела Галкина, информацию о состоянии здоровья больных «сливали» именно врачи бригады скорой помощи. По словам похоронщиков, по схеме «врач – ритуальщик» чаще работают в регионах. В Москве и других крупных городах информация продается на ранней стадии – диспетчерами 02 или 03. За звонок «куда следует» им платят от 5 тысяч рублей.
– Подкупленный диспетчер, получая вызов, сразу отзванивает ритуальщику, – рассказывает Андрей, сотрудник похоронного сервиса в Москве. – Говорит: «Вот адрес – беги». Если не побежишь – фирма тебя уволит. Иногда прибегаешь, а там таких, как ты, уже трое.
Такое бывает, когда полиция и скорая поделились информацией с разными похоронными службами. Конечно, близким покинувших наш бренный мир все это неприятно. Но до суда обычно не доходит. Убитым горем родственникам не до разбирательств. А нет заявления – нет и дела. Кроме того, если после звонка на 02 к вам приехали ритуальщики, нести в полицию заявление на самих же полицейских бессмысленно. Такое заявление лучше подавать сразу в ФАС. Они имеют право запросить документы (например, распечатку исходящих звонков) у любого госоргана. Хотя если «слив» информации идет по левым номерам, то толку от таких проверок тоже может не быть. Да и доказать факт передачи денег практически нереально.
– Обычно человека ловят на взятке, если он сначала «сливал» информацию одной ритуальной компании, а потом вдруг решил порвать с ней и работать с другой компанией, где предлагают больше денег, – объясняет Антон Авдеев, председатель городского комитета профсоюза работников ритуальных служб Москвы. – Вот тогда-то первые его и сдают.
Платными осведомителями ритуальных служб, помимо врачей, полиции и диспетчеров, работают также сотрудники МЧС, медсестры и сиделки больниц и домов престарелых.
– Для ухода за бабушкой, когда она лежала в 5-й городской больнице, мы наняли сиделку, – рассказывает Екатерина Тришанова из Нижнего Новгорода. – Когда бабушка умерла, сиделка позвонила сначала в ритуальную службу и только потом уже нам. Получается, мы нанимали ее для ухода, а она ждала, когда бабушка умрет? Обидно.
Но дальше обиды дело опять-таки не зашло. Кроме того, сиделка или медсестра всегда может как-нибудь отговориться: «Хотела избавить вас от хлопот, вот и вызвала службу».
Способ рекламы
По словам ритуальщиков, в их сфере царит полная неразбериха. За доступ к информации они платят, потому что у них нет нормального способа заявить о себе или, проще говоря, для рекламы.
– Вот повесим мы растяжку «Самые дешевые гробы у нас!» – рассуждает сотрудник одного из столичных похоронных бюро. – Во-первых, это реклама в пустоту, она обществом не воспринимается. Во-вторых, ФАС обязательно придерется к такому объявлению за неэтичность. Был случай, когда в Самаре рядом с рекламой туристического агентства появилась реклама ритуальной компании. Убрать заставили именно рекламу памятников, хотя за аренду места ритуалка заплатила столько же, сколько и турагентство. Государство гнобит частные компании, как хочет.
А раз так, у предпринимателей остается два способа найти тех, кто в них нуждается. Первый – статьи в СМИ с посылом, что все компании плохие, а мы хорошие. Второй – сговор с людьми, которые имеют доступ к информации о смерти. Причем сговор может быть явным и неявным.
– Родственники умершего спрашивают врача после того, как он зафиксировал смерть: «Ну, а что нам делать-то теперь? Куда звонить?» – продолжает Андрей. – И врач им советует ритуальную службу под предлогом «я там свою бабушку хоронил». Проверить, хоронил он ее там на самом деле или ему просто платят за рекламу, – невозможно. Ведь люди сами спросили – он и посоветовал.
Так могут себя вести и индивидуальные предприниматели, и специализированные фирмы ритуальных услуг, которые частично принадлежат городу. Кстати, как раз спецфирмы и работают при городских моргах, чьи сотрудники очень часто настойчиво «рекомендуют» заказать похороны именно у конкретных ритуальных агентов. Иначе могут даже возникнуть проблемы с выдачей тела.
– Агент, оформлявший похороны мужа моей приятельницы, узнав, что гроб и автобус она заказывать не будет (их обещал предоставить завод, на котором работал муж), прямо взбунтовался, – возмущается женщина на форуме ритуальных услуг. – Требовал справку о том, что гроб и автобус от завода, а то якобы тело для похорон не выдадут. Злился, что деньги из кармана уходят.
Как бы там ни было, в этой проблеме нет четкого ответа на вопрос «Как бороться с системой?» Все зависит от бдительности самих граждан. Просто не следует слепо верить помощи «доброго врача» или словам ритуального агента, «своевременно» появившегося на пороге вашего дома. Это может быть просто сыр в мышеловке. За работу «подосланные» ритуальщики чаще всего берут в два-три раза больше обычной стоимости их услуг.
Проблема
Почему мы о них не знаем
Евгения Ахатова, гендиректор рекламного агентства «Фирменный знак»:
– Федеральный закон «О рекламе» на территории Российской Федерации одинаков для всех. Там нет каких-то специальных требований к рекламе ритуальных услуг, поэтому к ней применимы общие правила закона – она должна быть достоверной и добросовестной. Но у всех людей есть некоторые табуированные темы. Например, никто до конца не верит, что он смертен. И когда человек натыкается на рекламу ритуальных услуг, ему становится неприятно. Это банальная психология. Помните нашумевший случай, когда бюро ритуальных услуг присылало свои буклеты прямо на дом ветеранам? Был целый скандал. Ни одному рекламному издательству скандалы не нужны. Поэтому они стараются не рисковать своей репутацией и не брать заказы рекламы от похоронных бюро.
На заметку
Сколько стоят похороны в регионах?
Минимальный набор услуг в Нижнем Новгороде:
Гроб – от 1800 р.
Подушка, покрывало – от 200 р.
Заказ автобуса (катафалка) – от 2000 р.
Табличка на могилу – от 150 р.
Крест – от 800 р.
Вынос гроба с телом до автобуса и до могилы (бригада из 4 человек) – от 800 р.
Рытье могилы и захоронение – от 2000 р.
Венок – от 600 р.
Итого: 8350 руб.
Источник: http://sobesednik.ru