По словам митрополита, Церковь может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего, когда погребение в земле не предусмотрено местным светским законодательством, связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, но считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.
"Празднуя в этом году 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, мы отдаем дань уважения погибшим на полях сражения, замученным в неволе, сожженным в крематориях в концентрационных лагерях фашистской Германии. Память об этом, я уверен, вызовет среди старшего поколения только негативное отношение к планам строительства крематория на территории города Ижевска", - сказано в обращении.
На днях Священный синод Русской Православной Церкви утвердил документ «О христианском погребении усопших», где кремация признается нежелательным явлением. Документ призывает верующих отказаться от кремации, а священников – разъяснять родственникам усопшего позицию Церкви по этому поводу. Правда, если родные покойника все же решили его кремировать, священник не вправе отказать им в отпевании усопшего.
Кремация, - обычай, противоречащий всем религиозным традициям России, - активно «продвигалась» в советское время как новое и прогрессивное явление (отчасти именно потому, что знаменовала разрыв с этими традициями). Сегодня ее часто выбирают жители больших городов, поскольку участки на кладбищах там дороги. В Москве в 2014 году традиционных погребений было лишь чуть больше (на 1-2%), чем огненных.
Часто утверждают, что рано или поздно человечеству все равно придется отказаться от могил: людей на земле все больше, а «пустых» участков земли все меньше. Но к России с ее огромной территорией и пустеющей деревней это относится в наименьшей степени.
«Оправдано ли, на ваш взгляд, сопротивление кремации, или же этот вопрос следует оставить на волю самого человека и его родни?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:
"Нам лучше соблюдать наш традиционный обычай погребения. Кремация - это действительно нечто новое и нежелательное с точки зрения православного человека. Должна быть могила, на которой установлен крест.Здесь есть еще воспитательный момент - разница между могилой того, кто прожил достойно и погребен по традиции, и могилой самоубийцы, которого даже не хоронят на кладбище вместе со всеми. Так вот, кремация нивелирует это до нуля. В этом случае все равно, как ты прожил жизнь, итог один – прах в маленькой урне и все.
Потом, у нас есть традиция приходить на кладбище, как заповедано было святыми. Видимо какая-то связь сохраняется между душой покойного и теми молитвами, которые возносятся на кладбище. Причем это объединяет родственников: они могут жить в разных местах, а на кладбище собираются все вместе по поминальным дням. Где же им собираться в случае кремации? Где урна будет? В доме у кого-то или еще где - непонятно.
Да, есть особые случаи, когда православные умирали в путешествии, в походах, в морском плавании. И печалились они, предвидя свою смерть и понимая, что их не похоронят достойно. Но это все же редкость. В основном люди живут в памяти предков, и могилы их достойно сохраняются. Особенно могилы военачальников, царей. Например, у нас в Рязани восстановили захоронение генерала Скобелева, рядом храм восстановили, народ приезжает, поминает этого человека в храме и на могилке. Но не видно чтобы такие вещи совершались у Кремлевской стены, где хранятся урны с прахом.
У нас в России действительно нет особой проблемы с землей. Бог нам дал достаточно просторов. Другое дело, что нарушен православный подход к земле, и люди любят комфорт в большом городе, где как раз возникает проблема нехватки земли. А ведь Россия жила всегда более широко - на земле, и православные люди всегда предусматривали место для захоронения, чтобы можно было сохранять связь поколений: мы ходим на могилы наших предков и надеемся, что последующие поколения будут приходить на наши могилы и так же о нас молиться. Так что тут важный психологический и педагогический момент в сохранении традиционного погребения".
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии:
"Кремация противоречит фундаментальным христианским понятиям о теле человека как о доме Божьем. В Библии говорится: «Земля еси и в землю отыдеши».Священник действительно не вправе отказывать в отпевании, если умершего собираются кремировать. Однако возникает проблема: что делать с прахом? Люди брезгливо и с опаской относятся ко всему, что связано с умершими. А если нет возможности захоронить прах, как быть? Держать его дома?
Просторы нашей страны позволяют нам не то что годы - столетия не задумываться над вопросом захоронения умерших. Если речь идет о больших городах, - например, Москве, Санкт-Петербурге, можно выносить кладбища далеко за пределы города. Да, это не совсем неудобно, очень далеко (быть может, 30, 40, а то и 50 км от города), но так будет правильно. Мы на дни поминовения усопших обязательно ходим на кладбище, а иначе получится, что идти некуда.
В ветхозаветные времена народы, населяющие горные территории, где земля была огромной земледельческой ценностью, покойных хоронили в горах в гробах «горного типа». Эти пещеры-гробы были многоразового использования. Люди так выходили из положения, но ни в коем случае не кремировали своих умерших. К телам умерших относились с трепетом.
А еще следует сказать, что место погребения – память для будущих поколений. Всегда к могилам праведников, да и просто знаменитостей, люди ходили поклониться, благоговели перед ними
Есть и другие примеры. Так, мощи святого Саввы, архиепископа Сербского были не просто христианской святыней - можно сказать, общенациональной идеей. Турки сожгли их, чтобы лишить народ места и символа единения.
Так что могилы - это больше, чем просто захоронение, с ними связано очень много важных моментов для живых. Поэтому кремация не только нежелательное явление для христиан, но и недопустимое".
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:
"Владыка прав. Если построят крематорий, кто-то захочет воспользоваться его услугами даже не из-за своих предпочтений или непонимания - родственники будут кремировать своих усопших, потому что это дешевле и проще. Сейчас в больших городах на кладбищах земля дорогая, а это более простой и доступный способ. Священнику сложно бывает объяснять людям, что с христианской точки зрения это неправильно, если у них попросту нет возможности заплатить за место на кладбище и все, что связано с похоронами.
К сожалению, похоронное дело давно превратилось в прибыльный бизнес, на этом зарабатывают большие деньги. Так что проблема действительно существует. Возможно, ее следует решать на государственном уровне - любой человек должен иметь возможность похоронить своего усопшего родственника, как подобает по православному обычаю, без чрезмерных затрат.
Человек, конечно, вправе выбрать кремацию как способ захоронения – Церковь может только объяснить свою позицию по этому вопросу – что священнослужители и делают. Когда люди приходят отпеть усопшего, они же приходят как православные, - и им, конечно, нужно объяснить, что традицию следует соблюдать и в вопросе выбора способа погребения. Бывает, что люди заблуждаются, берут с кого-то пример, а впоследствии жалеют, что кремировали усопшего, а не похоронили его в соответствии с православным обычаем.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:
"Православный епископ должен свидетельствовать позицию Церкви по важным вопросам. А общество должно понимать, что позиция церкви может не совпадать с общепринятыми взглядами на процессы, происходящие в современной России.
Церковь верует в бессмертие души и в телесное воскресение. Отношение христиан к погребению продиктовано этой верой. Следует отметить: две другие традиционные религии России - иудаизм и ислам – также полагают, что погребение в земле – единственный достойный способ захоронения человека.
Кремация - это часть других религиозных традиций – языческих, индуистских, буддистских. В Советском Союзе кремация считалась исключительно светским способом захоронения, но в ней все равно есть некий религиозный смысл. Желание родственников кремировать усопшего противоречит православной вере, потому что символизирует неверие в телесное воскресение, символ которого - захоронение неповрежденного тела. Поэтому Церковь и приняла этот документ.
Кремация уместна лишь когда иной способ захоронения затруднителен. Потому Церковь и не отказывает в христианском отпевании и погребении праха кремированных.
Во многих случаях кремация - не осознанный выбор усопшего при жизни или такое же желание родственников, а совершается либо по недомыслию, либо вынужденно. Зачастую причины этого выбора продиктованы экономическими соображениями. Ритуальные услуги - это большой бизнес, значительная часть которого уже поделена между предпринимателями, ну а то, что осталось, достается крематориям.
Желание властей сократить расходы на содержание кладбищ и обустройство новых понятно. Однако нельзя навязывать людям кремацию – нетрадиционный для нас способ погребения. Нельзя делать христианское погребение экономически затруднительным, тем более использовать богословскую неграмотность многих наших граждан.
Поэтому церковь не может одобрять строительство крематориев и выбор кремации как способа погребения. Полагаю, свидетельствовать о вере Церкви, об отношении к телу усопшего после его смерти - обязанность епископа".
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи:
"Действительно, для России нехватка земли не проблема – у нас ее столько, что конца и края не видно, вдобавок много пустующих, заброшенных полей.
Понятно, что кремация – доходный бизнес. Да и спрос рождает предложение – наверняка есть желающие воспользоваться услугами крематориев. Но Церковь не может не высказаться по этому вопросу, не предостеречь человека от ошибок. Прислушаются ли к ее голосу – другой вопрос. У нас по сей день убивают детей в утробе матерей – это даже не средневековье, а дикость. Так что люди, скорее всего, будут поступать, как считают нужным.
Господь воскресит человека из праха. Покоится ли он в земле, или кремирован, душа его отправится к Богу – для Него нет ничего невозможного. Но у нас есть своя, русская традиция – хоронить предков в земле, чтобы приходить на это место, возносить молитву. Почему мы перенимает все западное, причем, не очень удачное? Лично я против кремации. Но выбор, конечно, за человеком".
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:
"Надо провести четкую границу. Церковь свое слово сказала: этот упомянутый документ поставил точку в церковном христианском взгляде на кремацию как на явление нежелательное, но с которым приходится мириться в силу нынешних обстоятельств. За кремацию никого не проклинают и не лишают христианской заупокойной молитвы, но напоминают, что с точки зрения православия это неправильно.
А дальше остаются церковно-общественные и церковно-государственные отношения. В какой мере Церкви верить, акцентировать позицию или смириться с тем, что государственная власть имеет другие приоритеты - это вопрос практический, применения церковного взгляда к церковно-общественным отношениям.
Вот ситуация с абортами более острая – убийство ребенка в утробе опаснее для народа, чем форма погребения умерших. Этот вопрос существеннее. Однако Церковь и здесь воздерживается от резких общественно-политических шагов, не скрывая своего противостояния абортам, и признает, что это процесс постепенный и нужно находить общий язык государством в искоренении этого зла. Тот же сбалансированный подход относится к такому делу, как форма погребения умерших".
Шафиг Пшихачев, член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:
"В исламе к захоронению усопших еще более жесткие требования, чем в православии. Например, вскрытие по заключению судмедэкспертизы допускается только если надо установить степень вины человека или доказать через вскрытие степень вины того или иного участника происшествия, в остальных случаях вскрытие не проводят. Хоронить можно только в земле и в саване по нашим обычаям, кремация недопустима.
Поэтому я поддерживаю Русскую Православную Церковь. Да, в мегаполисах, наверное, можно давать на выбор форму захоронения, но в целом все же кремация нежелательна. Всегда можно найти землю для захоронения в нашей огромной стране, и почему бы в соответствии с нормами религии не совершать традиционные обряды".
Ришат-хазрат Давыдов, имам Тульской области:
"Я лично знаю очень мало людей, которых кремировали родственники, и то это происходило по уважительной причине.
Ислам против кремации. По канонам ислама, как и православия, тело дóлжно предать земле. Более того, в исламе тело предается земле без гроба, его заворачивают в саван. Думаю, у нас хватит земли, чтобы похоронить усопшего верующего по всем религиозным канонам.
Кремация появилась со времен коммунизма, когда в Кремлевскую стену вставляли урны с прахом политических деятелей и шла борьба с верой. Я помню, как это пытались популяризировать. Но сегодня иное время, - хотя, конечно, если есть желающие кремировать умершего, возражать не будешь. Но тогда непонятно вообще, как, например, делать отпевание. А так мы знаем, что есть могила, где похоронено тело, и люди приходят помянуть. Кроме того, мы всегда ратуем за то, чтобы кладбища были ухоженные, следим за этим".
Лев Райхлин, председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области":
"Мне кажется, это нужно оставить на усмотрение семьи усопшего. Ей решать, кремировать его или хоронить.
С религиозной точки зрения мы, конечно, кремировать усопших не должны – ни иудеев, ни православных, ни мусульман. Но как быть, если на кладбищах действительно нет мест? А эта проблема очень актуальна для больших городов. Так что выход – или кремировать усопших, или делать кладбище далеко за городом, куда будет очень трудно добраться.
Вот и Церковь не отказывается же отпевать усопшего, даже если его собрались кремировать. Значит, священнослужители понимают, что такая проблема существует.
У нас в Туле уже есть крематорий. Кто-то наверняка уже пользуется его услугами. В больших городах, увы, это вынужденная мера".
Алексей Гришин, Член Общественной палаты РФ (2011-2014гг.), президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество»:
"Отвечая на этот вопрос, хочу обратиться к нашей Конституции, которая предоставляет нам не только свободу слова, свободу политическую, но и свободу выбора своего погребения после смерти, - то есть человек сам или, если он не успел выразить волю, его родственники должны иметь свободу выбора, как его проводить в последний путь. Кроме того, кремация не исключает существования могил. Можно человека кремировать и похоронить на так называемом «фамильном» участке, на обычном православном кладбище, что многие и делают. Туда же, где лежат тела уже захороненных родственников, закапывают урну усопшего. Так что одно другому не противоречит. Я лично считаю, что обострение этого вопроса – попытка его политизировать, попытка представителям духовенства повысить свою значимость.
Если же посмотреть на это с точки зрения властей, что мы увидим? Население Земного шара неуклонно растет, и даже такое большое по площади государство как Россия не всегда может предоставить приемлемые для родственников места на кладбищах. В Москве банально не хватает места: чтобы вся столица не стала одним большим кладбищем, решено открывать новые сначала на расстоянии 50 км от столицы, потом, видимо, будет в100-200-300 км. То есть вокруг Москвы со временем будет одно сплошное кладбище. Это приведет к тому, что молодые люди и так редко ездят на кладбища и поминают близких, а удаление объектов памяти для каждой семьи еще больше удалит живущих от их предков.
Поэтому, на мой взгляд, как и во многих других вопросах, нужен просто разумный подход. Люди, которые имеют возможность похоронить родственника в соответствии с рекомендациями той или иной Церкви, могут это сделать, если у них есть такие возможности, в том числе и финансовые - потому что мы знаем, что стоимость земли на кладбище Москвы значительно выше, чем в среднем по России.
Вместе с тем Церковь же не осуждает и не исключает возможность кремации, просто не рекомендует. А вот, например, буддисты, наоборот, говорят, что единственный способ покинуть этот мир – избавиться от всего бренного, от тела в том числе. Нужен разумный подход к каждому случаю в соответствии с верованиями семьи, их возможностями, личными воззрениями и возможностями государства, общества и города. Только соотнесение всего этого позволит грамотно, умно и без конфликта решить сложные вопросы погребения и сохранения памяти своих предков".
Дмитрий Цвибель, председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»:
"С точки зрения иудаизма кремация не допускается. В Священном Писании сказано: «Ибо прах ты и в прах возвратишься».
Но есть ситуации, когда кремация, наверное, необходима. Вопрос в другом: строит крематории государство, и пусть оно занимается своим делом, а религиозные деятели - своим. Если они выступают против, пусть говорят об этом в Церкви, в синагоге, в мечети. «Кесарю - кесарево, а Богу - Божье».
В Израиле, где религия не отделена от государства, есть даже специальные службы, которые собирают останки погибших солдат - их не имеют права оставить не погребенными. Этим занимаются даже под обстрелами. Там такое отношение обусловлено древними традициями.
Думаю, вопрос, предавать усопшего земле или кремировать, нужно решать в соответствии с последней волей покойного или пожеланием его родственников. Понятно же, что в крупных городах без этого обойтись невозможно – земля там очень дорогая".