Когда умирает близкий человек, перед семьёй и друзьями встают десятки вопросов, связанных с организацией похорон. Похороны дома или в зале прощания? Или отпевание в церкви? Если не дома, то кто будет вести церемонию прощания? Где проводить церемонию? Эти вопросы всё чаще задают россияне, не желая устраивать прощания с близкими в скромных стесненных условиях квартир в многоэтажках. Что может предложить Российская похоронная отрасль? Насколько она готова ответить на давно назревший запрос граждан по улучшению похоронного обслуживания? Приходится констатировать, что отрасль не готова удовлетворить новые потребности общества.
К большому сожалению, перестройка фактически остановила государственную программу строительства домов гражданских панихид, залов прощания. В 80-х годах в СССР по плану социально-экономического развития планировалось построить дома гражданских панихид во всех городах с населением более 500 тысяч. На государственные деньги удалось построить такие дома лишь в нескольких городах.
В то время у архитекторов-планировщиков было ошибочное представление о том, что такие комплексы нужно строить на кладбищах, а сами похоронные дома должны представлять собой монументальные сооружения из стекла и бетона. Прошло время. К построенным комплексам приучить население не удалось - в то время только начала формироваться потребность устраивать похороны в социально приемлемых условиях. Кладбища, где были построены похоронные дома, разрослись, залы прощания оказались вдали от процессий. Ещё не до конца сформированная потребность в гражданских похоронах стала таять. Что касается архитектурных особенностей домов прощания, опыт показал, что были и другие ошибки. Залы проектировались огромные, а потолки очень высокие. Собравшиеся на семейные похороны ощущали себя задавленными пространством, голос ведущего из-за плохой акустики и холода в зимнее время раздавался эхом, слова и целые фразы выпадали из звукового контекста, исчезала торжественность. У ведущих возникали проблемы со связками, так как приходилось напрягать голос. Ни о какой интимности, скромной торжественности, семейно-дружеской атмосфере церемонии прощания не было и речи. Холодно, гулко, невнятно, бездушно, казённо. К тому же эксплуатационные расходы на содержание холодных бетонных дворцов были крайне высокими, здания приносили убытки.
С наступлением первого этапа накопления капитала, из-за недостаточности средств в России стали появляться малые залы прощания. Как правило, это были приспособленные помещения при моргах больниц или судебно-медицинских учреждениях. Особенно широкое распространение это получило в Москве, где в таких залах сооружались подъёмники или ниши в стенах для проведения так называемых фальш-кремаций и фальш-погребений. Это был второй этап развития похоронных домов в России. Такой форме развития, когда можно было существующие помещения трансформировать в траурные залы, год назад был нанесён удар. Главный санитарный врач России утвердил новые нормы, по которым теперь похоронные дома, где проходят церемонии прощания и где производится бальзамирование и санитарно-гигиеническая обработка тел, могут размещаться на расстоянии 350-500 метров от жилья. Такое решение фактически исключает возможность обустройства или строительства нового дома прощаний в жилой застройке.
Дмитрий Евсиков, директор Новосибирского похоронного торгового дома
Полную версию статьи читайте в Журнале "Похоронный дом" (полиграфическая версия).
Продолжается подписка на Журнал "Похоронный дом" на 2011 год. До 1 февраля 2011 действует цена 2010 года.
По вопросам подписки и приобретения предыдущих номеров журнала обращайтесь по телефону: (383) 363-05-00, Суворова Людмила Валентиновна, e-mail: funeralportal@mail.ru