Традиция помещать умершего человека для захоронения в специальный саркофаг восходит к глубокому прошлому. Первоначально в Древней Греции для их изготовления использовалась особая разновидность известняка, именуемая саркофагом. Как видим, название это перешло на само изделие из этой породы. В древности саркофаги применялись только для погребения наиболее знатных вельмож, были украшены скульптурой и росписью и даже имели архитектурное оформление. Такие саркофаги, помимо своего основного назначения, обладали художественной ценностью и впоследствии для других поколений имели большое историческое значение, воссоздавая культуру и быт древних народов.
До наших времен дошли древнеегипетские изделия для мумий фараонов и знати. Они были прямоугольными и двойными. Внутренние, похожие на современный гроб, были изготовлены из твердых пород дерева или из драгоценных металлов: серебра и даже золота. Внутренний саркофаг, как правило, повторял основные линии фигуры умершего, имел не только мумиеобразную форму, но и чеканный или резной портрет покойного, а также выбитые надписи молитв, магических заклинаний, изображения божеств, мифологических и ритуальных сцен. Внешние саркофаги делали из камня.
Сказанное выше позволяет судить о том, что древний обычай помещать тело умершего в специальный украшенный саркофаг чаще всего предусматривал также и последующее строительство отдельного архитектурного сооружения для самого саркофага. Они были разными по размерам, материалу, из которого изготавливались, по форме, внешнему и внутреннему убранству. Многие сооружения отличались монументальностью и высокой художественностью оформления. К древнейшим из них относятся египетские пирамиды, микенские купольные гробницы, скифские курганы, а также скальные гробницы и мавзолеи.
Христианские гробницы часто помещали внутри храмов и церквей и под ними — в подклете и склепах, называемых усыпальницами (например, украшенная резным орнаментом, гробница Ярослава Мудрого — в Киевском Софийском соборе, гробница М.И. Кутузова — в Казанском соборе Санкт-Петербурга, гробницы патриархов и митрополитов — в Успенском соборе Московского Кремля, гробницы великих князей московских и государей — в Архангельском соборе Кремля).
Само общеславянское слово "гроб" имеет первоначальное значение — "яма", "могила". Действительно, наши предки — древние славяне в дохристианский период не хоронили своих покойных в том гробу, который подразумевается современным значением этого слова. Умершего опускали в могилу, выкопанную в земле в виде большого дома, клали туда дроги с кучером, имевшие соответственное оформление.
Изготавливались гробы в небольших мастерских, разбросанных по всей Москве. Со временем, естественно, их стало больше, некоторые из них значительно укрупнились, потому что город рос и одновременно старел, подобно большинству крупных европейских городов, но, как это ни странно, традиция делать гробы силами небольших мастерских сохранялась очень долго, вплоть до наших времен. Лишь в годы после Великой Отечественной войны эти территориально разрозненные мастерские были объединены в один небольшой заводик. Его современное название — Участок по изготовлению похоронных принадлежностей ГП "Ритуал", хотя никаких других принадлежностей, кроме гробов, он никогда не выпускал. Расположился Участок на севере Москвы при Миусском кладбище, которое было основано во время эпидемии чумы в 1771 году за Камер-Коллежским валом. Сейчас это кладбище закрыто, а в прошлом здесь хоронили в основном простых горожан, среднее сословие: мещан и ремесленников из соседних Марьиной рощи и Бутырок.
Продукция небольшого заводика предназначена для горожан со средним и небольшим достатком. Многие работники участка еще помнят то время, когда самый дешевый гроб стоил пять рублей. Первоначально он был крашеным, как и весь другой товар. Эту операцию на производстве выполнял малярный участок. Процесс был довольно долгим: каждое изделие нужно было подготовить — тщательно зашпаклевать, много времени уходило на то, чтобы высушить краску. Трудоемкая операция с годами стала сдерживать само производство, поэтому вместо краски решили использовать обивочный материал, причем не только для внутренней части гроба, как это делали в прошлом веке, но и для драпировки всей его поверхности.
Примечательно, что сначала этот метод начали применять для обивки гробов, выполненных по так называемому высшему разряду, которые и сейчас еще, по старой памяти, зовутся правительственными. Название это не было условным, потому что в былые годы их делали исключительно на заказ для торжественных церемоний погребения членов советского правительства. Такие гробы имели обивку из шелка и стоили много дороже, чем изделия массового производства.
Простые гробы обивали тканью попроще. Брали для этого ситец и сатин, а еще раньше — даже штапель. Сейчас полностью перешли на искусственные ткани взамен хлопчатобумажных. Такая ткань лучше драпируется, из нее получаются пышные рюши, которые используются для внешней отделки гроба и крышки. Для этого ткань раскраивают специальным рифленым ножом на полосы, из которых затем швеи сшивают рюши в байтовую складку.
Для производства гробов используются разные породы дерева в зависимости от того, откуда, из какой местности поступают на завод пиломатериалы. Часто на эти изделия идут хвойные породы деревьев: сосна, лиственница, ель. Из лиственных пород — деревья нашей средней полосы: осина, береза, липа. С березой приходится работать очень внимательно и бережно из-за того, что ее древесина — хрупкая, ломкая, легко может выщербиться. Куда лучше в этом отношении липа, но ее завозят реже. Липа растет очень медленно, поэтому не годится для частых массовых поставок.
Когда-то здесь обрабатывали даже дуб, но сейчас от этой практики отошли: и дорого, и трудоемко. Дуб — не береза, древесина у него очень крепкая, обрабатывать приходится долго.
Да и раньше из него делали исключительно правительственные домовины, проходившие под названием "изделие № 6".
Цветовое решение массовых изделий разнообразно. Они могут быть не только красными и черными, но и бордовыми, сиреневыми, голубыми, даже розовыми и бирюзовыми, но последние из названных цветов идут на отделку гроба реже. Конечно, в таком деле, как и в любом другом, тоже должен присутствовать вкус. Работники, занимающиеся оформлением гроба, стремятся, чтобы изделие было достаточно торжественным и красивым, и в то же время выглядело достойно и уместно, чтобы оно соответствовало скорбному и горестному моменту последнего прощания с близким человеком, не вносило диссонанс в траурную церемонию похорон. Обивочная ткань имеет приглушенную матовую окраску.
Возможность предоставить своим богатым соотечественникам выбор предметов ритуала западного образца появилась в нашей стране совсем недавно. Преимущественно это мелкосерийные и даже штучные изделия из лучших сортов древесины, которая проходит тщательную подготовку и обработку, прежде чем ее начнут использовать, Для работы с деревом за границей применяются новейшие и самые эффективные сушильные аппараты.
Все импортные гробы сугубо деревянные, обитые тканью только изнутри. Вот поэтому столь высокие требования предъявляют при их изготовлении к качеству древесины. Часто поверхность гроба и крышки только полируют или покрывают лаком, а само изделие сохраняет естественный природный цвет дерева, выявляющий его структурные особенности, Однако ряд стран предпочитает тонировать свою продукцию и даже покрывать краской, используя при этом, как правило, строго ограниченную колористику: бордово-коричневую и ахроматическую гамму (черный, серый, белый цвета).
Обычно они импортируются из Польши, Чехии, Италии, Канады, Франции, Финляндии и США.
Фирменные гробы чешского производства изготавливаются из сосны с последующей покраской и лакировкой. Традиционно в качестве их украшения применяется инкрустация по дереву или деревянная аппликация в виде веточек, веночков, вензелей и даже отдельных сюжетов из Библии.
Итальянские гробы часто бывают выполнены из бука и отделаны резным орнаментом. Резьба по дереву иногда представляет собой целые сцены из жизни Христа. На крышках по христианскому обычаю изображен крест или крест с распятием.
Гробы из Америки — самого высокого качества. На изготовление каждого уходит немало времени — месяц и более. Подобно предметам искусства, он делается вручную, а не на станке, деревянные доски тщательно подбирают по рисунку, полируют. В производстве используют твердые породы деревьев, в том числе редкие: тополь, вишню, канадский и североамериканский клены. Самые дорогие штучные изделия — из ореха, обладающего прочной и плотной по структуре древесиной. Ствол ореха не бывает широким поэтому требуется особое мастерство и умение во время сборки самого гроба. Его стенки и крышка по периметру богато инкрустированы позолоченными деталями, украшены резными колонками и барельефами из металла. Внутренняя часть гроба имеет мягкую постель, высоту которой можно регулировать с помощью особого приспособления в зависимости от размеров покойного.
Для внутреннего убранства всех импортных гробов используют натуральный шелк, креп, велюр. Расцветки этих тканей сочетаются с колером самих изделий. Наиболее часто это белый, бежевый, бордовый цвета. Внутренняя часть оформляется очень изысканно: в виде ракушек, шкатулок, ткань укладывают складками, гофрируют, иногда симметрично пробивают пуговичками, обтянутыми тем же материалом. Нередко из ткани делают кант с богатой золотой каймой. Соответственно обивают изнутри и крышку гроба.
Разнообразны изделия не только по цвету и внутреннему убранству, но и по форме. Здесь имеются свои каноны в зависимости от вероисповедания. Гроб, предназначенный для погребения православных христиан, традиционно широкий в изголовье и узкий в ногах, крышка у него съемная, при прощании с покойным ее ставят на пол узким концом. Нестандартные гробы, размером больше обычных, зачастую имеют сугубо прямоугольную форму и, подобно отечественным аналогам, зовутся колодой.
Форма католического гроба напоминает шестиугольник с узким изголовьем, расширяющимся к центру и вновь сужающимся к ногам. Внешний вид его более других напоминает древний египетский саркофаг, повторяющий основные линии фигуры покойного. Такой гроб поэтому условно зовется саркофагом.
Устройство гробов американского производства отличается от остальных, например, крышка распахивается в сторону, как дверца шкатулки. Иногда крышек бывает даже две в ряд. При прощании с умершим одна из них закрывается и на нее кладется покрывало, а другая остается открытой.
Почти все американские гробы имеют ручки самых разнообразных форм, а именно: сделанные как деревянная перекладина во всю длину гроба с обеих сторон (они крепятся с помощью металлических держателей), а также в виде отдельных скоб по две, а чаще — по три в ряд из металла или сверхпрочного пластика, украшенных позолоченными набалдашниками. Даже в торцах гроба размещено по одной ручке, так называемой поворотной.