Директива Европейского Союза об использовании биоцидных препаратов. Эдриан Хейлер, Великобритания

14.06.2007

Когда я был молод, мой покойный ныне отец любил повторять: «Никогда не выливай грязную воду, если ты еще не набрал чистой» - очень ценный совет, и я уверен, вы согласитесь с ним. Тем не менее, эти мудрые слова игнорируются руководством Европейской Комиссии. Подтверждение тому - новая Директива Европейского Союза «Об использовании биоцидных препаратов». В соответствии с новой директивой предлагается запретить использование бальзамирующих растворов, используемых сегодня во всем мире для проведения временной консервации тел умерших. Такое решение может привести к разрушению многовековых традиций проведения ритуальных обрядов, поскольку без бальзамирования тело невозможно выставлять в открытом гробу на длительный срок.
Производители бальзамирующих растворов в Европе обеспокоены новой Директивой, введение которой может заставить многих производителей формалинсодержащих препаратов прекратить свое производство. Беспокойство это связано и с тем, что до сих пор не существует препарата, который по своим свойствам мог бы сравниться с формальдегидом и его производными. 
Россию пока не коснулись проблемы, которые сегодня решают специалисты и производители в Европе. Но кто знает, возможно, через несколько лет подобные изменения придут и в вашу страну. Поэтому я попросил редакцию опубликовать эту информацию в журнале «Похоронный дом» для российских коллег.

О НОВОЙ ДИРЕКТИВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА О БИОЦИДНЫХ ПРЕПАРАТАХ
Цель новой Директивы об использовании биоцидных препаратов - гарантировать безопасность биоцидных препаратов, имеющихся в продаже, и их свободную продажу в пределах Европейского Союза. Директива призвана обеспечить безопасность людей, животных и окружающей среды, внести вклад в гармонизацию европейского рынка биоцидных препаратов и их активных компонентов.
Директива вступила в силу 14 мая 2000 года и содержит указание на проверку существующих активных веществ за 10-летний период.
Препараты разделены на 23 типа, объединенные в 4 группы. Группа 1 включает дезинфицирующие средства и общие биоцидные продукты, группа 2 - консервирующие вещества, группа 3 - средства для уничтожения вредителей и группа 4 - другие биоцидные препараты. В некоторых странах строжайший контроль осуществлялся за консервирующими веществами для дерева, инсектицидами и определенными дезинфицирующими средствами, однако использование остальных веществ до сих пор в значительной степени нерегулируемо.
Действие Директивы сходно с Директивой по сельскохозяйственным пестицидам, включая то, что все затраты на выполнение требований несут сами производители.
Одно из возможных последствий - запрет на использование при бальзамировании формальдегида как основного компонента бальзамирующих растворов, который является мощным бактерицидным средством, разрушающим все живые организмы.
Когда Директива вступила в силу в 2000 году, в ней черным по белому значилось, что процедура регистрации касается только биоцидных препаратов, которые уже были на европейском рынке до 20 мая 2000 года. Использование любых других препаратов расценивалось как применение новых активных субстанций.
Согласно инструкций, изготовителям было предложено идентифицировать все активные биоциды, используемые в производстве. Дополнительно было предложено зарегистрировать любые продукты, которые могут быть использованы в будущем. То есть производителям приходилось получать разрешение на определенное химическое средство. Процесс регистрации активной субстанции зависит от типа продукта. Например, средство, зарегистрированное под типом продукта 2, 3 и 6 может быть использовано только в этих группах - на любое другое средство нужно подавать новую заявку. Химические средства для бальзамирования числятся под типом продукта № 22 в группе № 4. Чтобы определенный продукт был зарегистрирован, необходимо, чтобы каждый активный составной компонент этого продукта был не просто в списке разрешенных средств, а именно в списке разрешенных средств для этого определенного вида продукта. Неясно, что произойдет с потребителем, если производитель активного вещества выйдет из разрешенного списка, хотя потребитель подал заявку о регистрации его продукта.
Начат пересмотр групп, но до группы 4, которая включает средства для бальзамирования, дело дойдет не раньше, чем в промежуток между 2007 и 2010 годами, а то и позже. Тем не менее, мы уже проинформированы о том, что в скором времени, согласно Указу, который будет передан на рассмотрение Парламента, все не зарегистрированные биоцидные препараты должны быть изъяты из обращения до сентября этого года. И подобное происходит, несмотря на тот факт, что до настоящего времени не существует отлаженной схемы действия с уже существующими препаратами, не говоря уже о новых.
В добавок к этому, список зарегистрированных активных веществ и так достаточно невелик и включает много химических средств, которые никогда не использовались и вряд ли будут использоваться в составе средств для бальзамирования. Рынок наводнили новые препараты, не содержащие формальдегид, но в их составе также нет и активных веществ, одобренных для «типа продукта № 22», не говоря уже о том, что их и в помине не было в 2000 году.
Я точно знаю, что многие из этих активных веществ вряд ли будут разрешены, когда дойдет дело до их рассмотрения. Также из достоверных неофициальных источников мне стало известно, что консорциум, который должен был выступать за формальдегидосодержащие препараты, обратился к Комиссии с заявлением о том, что не собирается продолжать отстаивать свою позицию ввиду слишком высоких расходов (речь шла о сумме в 6 млн евро).
Это может привести к тому, что в практике бальзамирования не будет ни одного легального препарата в категории «Тип продукта № 22». Это, в свою очередь, может привести к коллапсу в похоронном бизнесе и серьезным последствиям для многих специалистов по бальзамированию по всей стране. А это нанесет сокрушительный удар по похоронным службам в целом.
Когда какая-либо сфера услуг исчезает, она исчезает навсегда. Подобного рода заключение не относится к ряду тех, которые можно обдумывать по полгода, поскольку за это время разрушится инфраструктура. Так как услуга по временному сохранению, или бальзамированию, широко используемая в похоронном деле, будет более недоступна, это приведет к дополнительному стрессу для скорбящих семей и загрузит морозильные камеры в больницах и моргах (распорядителям похорон придется хранить тела в больничных моргах более длительный период). Канут в Лету времена, когда скорбящие семьи могли видеть своих усопших тогда, когда хотели.
Единственная европейская страна, которая уже запустила в действие процесс регистрации - Франция. Там, например, был зарегистрирован очередной новый препарат. Эти новые препараты будут благосклонно рассматриваться, когда придет время для перехода к новой системе. Более того, французы, кажется, уже решили, что формальдегид нужно запретить, поскольку они отказались выдавать лицензию на наши препараты, хотя мы выполнили все их требования, и они действуют в соответствии с существующими законодательными нормами.
Нам было сказано, что если наш препарат прошел одобрение в Объединенном Королевстве, проблем с лицензированием не возникнет. Но, поскольку мне известно, что Британский институт бальзамировщиков с переменным успехом боролся за получение официального признания его услуг с 1929 года, меня нисколько не удивляет поведение французов.
Ни один из новых препаратов, насколько мне известно, не содержит активных веществ, которые перечислены в списке зарегистрированных для Группы продуктов № 22, и конечно они не были на рынке в 2000 году.
По моему мнению, одно дело - запретить к использованию препарат ввиду истинных природоохранных или каких-либо других причин, но совсем другое - делать это посредством надуманных законодательных норм, которые ограничивают количество препаратов путем наложения штрафов.
Реальность такова, что Великобритания потеряет целое направление в сфере услуг из-за неадекватности или отсутствия правительственной поддержки. Это еще один пример того, как власти бездействием позволяют полностью уничтожить вполне жизнеспособный институт.
Я всегда считал, что ЕС нацелен на поддержку и развитие коммерческой деятельности, а не на понижение уровня занятости населения и подавление инновационных процессов, чему мы в настоящее время являемся свидетелями. Когда же наконец они поймут, что именно рядовые налогоплательщики финансируют правительственные сумасбродные решения, и что та политика, которая проводится сегодня, направлена, говоря языком сравнений, на уничтожение курицы, несущей золотые яйца?
Проблема номер один заключается в том, что стоимость всех необходимых разрешений во много раз превышает годовой оборот многих компаний, производящих бальзамирующие растворы. В циркуляре, недавно выпущенном властями по здравоохранению, охране труда и окружающей среде (НSЕ), стоимость рассмотрения «Досье препарата» указывалась в пределах от 84000 до 89000 евро плюс взнос за услугу 6000 евро. Это помимо расходов на составление Досье, что в целом превысит 100000 евро. Поскольку многие из наших товаров ограничены особой сферой употребления, очень часто мы продаем лишь несколько наименований в год, поэтому доход от продажи некоторых препаратов может быть всего 500 евро в год. Тем не менее, эти товары очень нужны нашим клиентам. Даже если производитель готов понести эти затраты, нет абсолютно никакой гарантии, что активное вещество будет одобрено комиссией. Кроме того, вся процедура должна проводиться каждые 10 лет, хотя данных для последующих проверок, а, значит, затрат требуется намного меньше.
После того как активное вещество рассмотрено комиссией, оно помещается в список. После этого разработчик должен представить свой продукт для индивидуального одобрения. Как только одобрение получено, разработчик может начинать регистрацию препарата в других странах ЕС. Процедуры регистрации различны в странах, однако существует система взаимного признания для оптимизации процесса.
Каким бы безопасным продукт ни был, он должен быть проверен. Даже азот, инертный газ, должен пройти этот процесс. Те же требования предъявлялись бы к простой воде, если заявлено, что она содержит биоцидные вещества.
Во время разработки Директивы проводились консультации с промышленностью, однако консультации были ограничены химической промышленностью. Было объявлено, что документы посылали всем заинтересованным сторонам, однако я никогда не видел такого документа, мнение пользователей препаратов не учитывалось вообще. К тому времени, когда с ними все же проконсультировались, было слишком поздно.

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ДИРЕКТИВЫ
Проблемы, которые неизбежно возникнут в связи с новой Директивой:
1   Обязательства по сертификации препаратов будут возложены на изготовителей, а не на разработчиков.
2  Основным станет вопрос финансов, а не экологии, поскольку, если производитель не может окупить расходы на согласования, ему незачем и получать разрешение.
3   Есть риск, что наиболее эффективные вещества уйдут с рынка по коммерческим соображениям. Людям будет предложено использовать менее эффективную альтернативу.
4  Производители растворов для бальзамирования имеют постоянный 4-6-месячный запас на случаи возникновения массовых инфекций (например, вспышек птичьего гриппа). В новых условиях содержать запасы станет невозможным.
5  Некоторые препараты, обозначенные в списке, должны быть одобрены после октября 2008, но это не означает, что они все или любой из них будут разрешены. В то же время, согласно инструкции, препараты, не обозначенные в списке, должны быть изъяты из продажи. Что случится, если ни один из препаратов из списка не будет одобрен (что возможно)? Таким образом, мы можем остаться вообще без препаратов.
6  Директива создает неуверенность для многих компаний, они не знают, вкладывать ли капитал. Существует реальная угроза потери рабочих мест.
7  Новые инструкции негативно скажутся на инновациях из-за огромных расходов.
8  Новые требования создадут большие неудобства для ЕС в условиях ликвидации последствий террористических актов или массовых бедствий, поставив под угрозу эффективные средства сохранения останков. Мы будем не в состоянии сохранить большие количества останков на долгое время в случае возникновения транснациональных эпидемий.
9  Расходы на выполнение требований нового регулирования, по замыслу инициаторов Директивы, должны взять на себя производители. Однако возможности производителей по оплате таких расходов не безграничны, и в конечном итоге платить будет вынужден конечный потребитель.
10  Многие из фирм, производящих биоцидные препараты, - узкоспециализированные предприятия, в основном малый и средний бизнес, которые считаются одним из самых важных секторов экономики в пределах ЕС.
11  Новое регулирование негативно скажется на работе, как минимум, медицинских образовательных учреждений, патологоанатомических лабораторий, ветеринарных школ.
Сейчас пришло время, чтобы достойно выйти на арену ЕС. Перед нами пример Франции (возвращаясь к вышесказанному еще раз), где просто-напросто игнорируют постановления, в то время, как мы стараемся точно следовать им.
Лично я нахожусь в достаточно удачном положении, поскольку уже достиг пенсионного возраста. Однако мои дочь и зять, которые работают вместе со мной, не в столь выгодной ситуации, и, конечно, меня не привлекает мысль о том, что все или большая часть наших многолетних трудов будет уничтожена одними бюрократическим ударом, а мои верные работники потеряют свои места.

Эдриан ХЕЙЛЕР, Президент фирмы «Dodge Company», лидера в производстве материалов для бальзамирования, экс-президент Британского института бальзамировщиков, Великобритания

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика