Грим и косметика для посмертного макияжа. Особенности и техника использования. Алексей Ростовцев, Новосибирск

01.06.2007

В распоряжении визажиста имеется огромный выбор косметических средств для посмертного макияжа. Но важно помнить, что количество - не всегда качество. Много косметических средств на лице умершего может до неузнаваемости изменить облик покойного, придать ему нежелательный эффект искусственности. Излишки грима скапливаются в естественных складках кожи, а удаление его связано с техническими трудностями, связанными с тем, что мертвая кожа теряет эластичность, упругость и во время такой процедуры может легко повредиться. Избыток косметики следует удалять ватными тампонами, которые должны быть туго скрученными. Это необходимо для того, чтобы на гриме не оставались волокна тампона. 
Косметические средства, используемые для посмертного макияжа, должны быть максимально приближены к естественным оттенкам. Тушь на ресницы следует наносить легкими мазками. Не рекомендуется использовать темные румяна - особенно под глазами. Несоблюдение этого правила может привести к созданию слишком мрачного облика. Нежелательно использовать тени с перламутровым оттенком, которые придают лицу умершего ощущение праздничности, что в данной ситуации неуместно.
Стойкость косметических средств не имеет большого значения, если, конечно, перед визажистом не поставлена задача подготовить тело к прощанию с поцелуями лица. В таких случаях следует использовать косметику не сухую, а на мазевой основе. Но у мазевых средств есть недостатки, о которых пойдет речь ниже. Питательные свойства косметики  также избыточное свойство в наших случаях. Хотя в литературе имеются указания на то, что кремы с витаминами Е, А, микроэлементами, жирами позволяют добиться легкого консервирующего эффекта и несколько «освежить» кожу за счет предохранения обезвоживания и ее «оседания», истончения. Специальные, то есть профессиональные косметические средства в свете современных разработок сочетают в себе свойства корректора кожи, воска, клея, традиционной простой косметики и грима, легкого консервирующего эффекта и антисептика. Образцы такой косметики уже имеются в продаже в Америке, Италии, Франции, Англии.
Одно из основных требований к косметике - срок годности. Признаками того, что косметическое средство имеет истекший срок годности, являются изменения его первоначальных свойств: растрескивание, расслаивание, сухость, в результате чего средство начинает крошиться. Понятно, что такое средство уже непригодно для работы. Средство также непригодно для работы в случае появления запахов, ей несвойственных - это верный признак того, что добавленные в косметику консерванты (они добавляются абсолютно во все косметические средства) перестали справляться с натиском миллионов бактерий, которые попадают в емкость с косметическим средством в момент первого ее открытия.
В связи с тем, что в морге на стенах, мебели, секционных столах, на самом лице покойного имеется в десятки раз больше патогенных микроорганизмов, то срок годности обычной косметики вместо положенных 36 месяцев сокращается вдвое, а то и втрое. Косметика просто загнивает, покрывается плесенью или грибками. Это еще одна причина, почему следует переходить на работу с профессиональной косметикой для похоронного дела, которая содержит много больше консервирующего состава.

РУМЯНА
Румяна, используемые в процессе нанесения посмертного макияжа, могут быть сухими, либо на мазевой основе, либо жидкими. К румянам, как и ко всем косметическим средствам, используемым для посмертного макияжа, предъявляются определенные требования - они должны легко растушевываться. Роль румян в посмертном макияже, в каком-то переносном смысле - оживить лицо, приблизить облик к прижизненному.
Неправильно подобранные румяна могут привести к искажению облика умершего. Наносят румяна в завершающую стадию гримирования лица. Важно не переусердствовать с количеством румян. Если все же вы нанесли слишком много румян - припудрите эту область сверху рассыпчатой пудрой. Жирные румяна, хорошо растушеванные, выглядят более естественно на мертвом лице.

КОРРЕКТОР
Корректор - специальный крем или карандаш, позволяющий скрывать трупные пятна, ссадины, другие дефекты кожи и обладающий свойствами антисептика. Последнее особенно важно в посмертной косметике.
В обычной косметике, используемой для макияжа лица живого человека, цвет корректора выбирается, как правило, на тон светлее кожи человека. Но это правило не применимо в посмертном макияже - в данном случае тон корректора берут на один, два и больше тонов темнее, чем мертвая кожа лица. Это связано с температурой тела, которая равна температуре окружающей среды (а то и ниже, если тело находилось в холодильной камере).
Секрет работы с корректором в правильном подборе цвета, помогающего скрыть дефекты кожи мертвого лица. К примеру, зеленый снимает покраснение кожи, скрывая поврежденные сосуды; голубой оказывает отбеливающее действие; белый поможет скрыть темные круги под глазами, «оживит» потускневшую кожу; сиреневый придаст пожелтевшей коже живой цвет.
Корректор - хорошая основа и его наносят под макияж. Перед наложением корректора некоторые специалисты рекомендуют смазать лицо вазелином, либо иным средством на жирной основе, чтобы приостановить дегидротизацию кожи.
Избыток средства удаляется, после чего можно приступать к наложению общего тона.

ТОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
В зависимости от причины смерти и положения тела до его обнаружения (когда трупные явления уже сформировались) лицо может приобрести неестественную форму - плоскую, расплывчатую, одутловатую, заостренную; может быть асимметрия лица. Справиться с этими дефектами помогут тональные средства, которые придают коже ровный цвет и гладкость. Используя два тона, легко добиться желаемого оттенка, а главное, можно корректировать форму лица, что в посмертном макияже бывает очень важно.
Одно из тональных средств - пудра - выпускается в виде порошка или в прессованном виде, так называемая компактная пудра. Для посмертного макияжа предпочтительна порошковая форма пудры, так называемая рассыпчатая пудра, так как она наилучшим образом позволяет сделать тщательный макияж. Такая пудра наносится на кожу лица «вбиванием» в кожу, попадая во все мелкие поры и трещины. Излишки пудры удаляют при помощи косметической кисти.
Кроме того, порошкообразная пудра обладает свойством впитывать жир и фиксировать грим. Компактная пудра и крем-пудра требуют втирания, в чем и состоит их недостаток, учитывая вышеизложенные особенности трупной кожи.
Однако порошковая пудра может применяться только на сухом лице. При этом необходимо выяснить, подвергалось ли тело аутопсии и бальзамированию, или нет. Если тело перед посмертным макияжем было забальзамировано с нарушением техники бальзамирования (в частности, проколы на лице производились через кожу, а не через слизистые оболочки), бальзамирующий раствор вводился в избыточном количестве, то велика вероятность того, что бальзамирующий раствор даже при незначительном внешнем воздействии будет свободно истекать из мест проколов и через естественные отверстия лица. Это в свою очередь приведет к тому, что порошковая пудра, использовавшаяся при посмертном макияже, расплывется, оставляя на лице темные полосы и пятна.
В случаях, когда тело подвергалось аутопсии и бальзамированию, рекомендуется использовать крем-пудру или компактную пудру, которые обладают водостойкостью. Этим же свойством обладают стойкие румяна и несмываемая помада, хотя такую косметику труднее растушевывать. Необходимо учитывать, что в случае применения кремообразной помады в тюбиках и кисточки трудно цветом замаскировать поврежденные, высохшие, посиневшие губы, поскольку в такой помаде много жира и красящего пигмента, в результате чего все вышеперечисленные недостатки могут усиливаться. Что касается несмываемой помады, то она не оседает в трещинах губ, а это очень важно. Удобен в работе визажиста и контурный карандаш для губ - он не дает помаде размазаться и выйти за его контур. Также применяются и другие средства: карандаш для бровей, корректирующий их форму; тени для бровей, которые могут служить заменителем карандаша при работе с густыми бровями; тушь для ресниц.

ВЫБОР ЦВЕТА
В посмертной декоративной косметике есть правила, которые нельзя нарушать. Одно из них касается выбора тонального средства. Здесь категорически запрещено экспериментировать. Цвет всегда должен быть приближен к цвету кожи на мертвом лице. Правила очень простые.
Темная кожа требует теплого бежевого, золотисто-коричневого, бордового, терракотового и даже бронзового цвета. Румяна должны быть в этом случае коричневые или пастельные, помада - розово-лиловая, темно-бордовая; тени для век - темно-красные, бордовые, глубокие теплые цвета, голубые. Важно помнить, независимо от цвета кожи тон румян должен подходить к помаде. Что же касается теней для век, то традиционное правило: тени должны соответствовать цвету глаз в посмертном макияже несостоятельно по понятным причинам - у покойника глаза закрыты. Поэтому при выборе теней следует исходить из цвета тонального средства - они должны, как правило, принадлежать одной цветовой группе и чаще всего должны быть теплых оттенков.
Смуглая кожа требует применения насыщенных лиловых, золотистых тонов, румяна должны быть рыжевато-коричневые; помада - лилово-розовая, светло-бежевая; тени для век - светлые, коричневато-оранжевые, розово-белые.
Восточный тип лица со смуглой кожей требует применения теплого цвета - абрикосового, терракотового, цвета слоновой кости, который оживит цвет лица; возможен мягкий светло-розовый цвет румян; помада - кремово-бежевая (смягчает цвет лица); тени для век - медные и золотые, коричневато-рыжеватые, абрикосовые.
Светлой коже подходят нейтральные тени и помада насыщенных цветов; тональные средства - цвета слоновой кости; румяна - светло-коричневые, терракотовые; помада - ярко-красная (придает губам объем), красная с золотым отливом; тени для век - светло-лиловые, светло-оранжевые, желтые.
Темно-русым волосам подходят теплые цвета - терракотовый, персиковый, светло-коричневый, тон - цвет охры; румяна - абрикосовые, светло-коричневые; помада - красно-оранжевая, светло-красная; тени для век - «какао» и «белое золото» (создают нежный естественный облик), темно-серые.
Рыжим волосам подходят все теплые тона: румяна - абрикосовые, рыжевато-коричневые; помада - светло-бежевая, кирпично-красная; тени для век - дымчатые, темно-коричневые, светло-коричневые, теплые натуральные оттенки.
Для светлых волос необходимы мягкие, пастельные оттенки, светло-бежевый тон; румяна - абрикосовые, розовые; помада - ярко-розовая для нежного, светлого облика, розово-коричневая; тени для век - светло-розовые, небесно-голубые.
Мы не касались особенностей посмертного макияжа в случаях, когда требуется предварительная серьезная реставрация лица (восстановительная, заместительная и прочее). Это тема последующих публикаций.

Алексей РОСТОВЦЕВ, сертифицированный визажист-гример

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика