Достойное отношение к усопшим, уважение чувств скорбящих стало в последние годы центральной темой для танатопрактиков во всем мире. Одна из главных составляющих достойного отношения - создание последнего образа усопшего - задача, которую ставят перед собой современные похоронные директора. Образ любимого человека во время похорон на долгие годы сохраняется в памяти близких, достойный облик усопшего помогает исцелению душевных ран скорбящих. Необратимые посмертные изменения, нередкие случаи увечий и травм в результате аварий и катастроф ставят родственников и похоронных директоров перед необходимостью прощания с закрытым гробом. Однако для профессионалов похоронного дела такие случаи все реже становятся препятствием. Техника реставрации повреждений лица, современные возможности посмертного макияжа позволяют работникам похоронной сферы сделать образ усопшего приемлемым для обозрения во время прощания и похорон.
Тема реконструкции лица и частей тела усопших, посмертного макияжа обсуждалась на прошедшем в мае 2006 года в Новосибирске форуме «Похоронный сервис». Специалисты Томского бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Кладов и Евгений Калянов поделились с участниками семинара своим опытом в реконструкции лица и создании достойного последнего облика усопшего. Предлагаем читателям материал, любезно предоставленный коллегами из Томска.
При подготовке умерших к выдаче родственникам нередко возникает вопрос о реконструкции и восстановлении прижизненного облика усопшего. Поэтому задачей специалиста при восстановлении лица является устранение различных дефектов. Эта работа требует огромных временных затрат, терпения и мастерства специалиста. Реконструкция лица является делом очень сложным и кропотливым. Однако результат - благодарность родственников - стоит этих усилий.
При реконструкции лица важно добиться максимального прижизненного сходства. С этой целью мы обычно просим родственников принести фотографии, желательно, выполненные в последнее время. При отсутствии таковых за исходную принимаем фотографию из паспорта.
Повреждения на лице, с которыми сталкивается судебно-медицинский эксперт, обычно возникают от воздействий острых, тупых предметов, огнестрельных средств, действий химических и физических факторов. Посмертный макияж обычно накладывается в гробу после санитарной обработки и одевания трупа. Устранение повреждений на лице лучше выполнять непосредственно после вскрытия, на секционном столе, так как в момент проведения процедуры невозможно полностью исключить вероятность истечения крови и сукровицы. Кроме того, иногда приходится переделывать выполненную работу, а также иногда приходится оставшийся материал (кожные лоскуты, мягкие ткани) помещать в полости тела (секционные разрезы).
Наименее трудоемкое устранение повреждений на лице - это единичные колото-резаные ранения. Наиболее трудоемкое - это повреждения, возникшие в результате огнестрельных ранений, автомобильных травм и воздействий тупых твердых предметов.
В момент экспертизы трупа тело моется, очищается от загрязнений. Кожные лоскуты с неровными и размозженными краями подравниваются скальпелем, опасной или безопасной бритвой, либо ножницами, делаются ровными, хорошо сопоставимыми. Иногда приходится удлинять концы ран.
В первую очередь следует стремиться закрыть дефект при помощи местных тканей. Местная пластика является идеальным методом для замещения кожных дефектов.
Соединение краев повреждений представляет собой весьма ответственную часть в реконструкции. В настоящее время при устранении травматических дефектов лица применяют либо шовные материалы, либо бесшовные методы, основанные на склеивании кожных лоскутов.
При сшивании вколы иглы должны быть равномерными, симметричными и полностью соответствовать местам их входа. Мы применяем непрерывный двухрядный или внутрикожный шов. Чем ближе делать вкол к краю повреждения, тем меньше высота образующегося шва.
При выполнении склеивания краев повреждений необходимо их предварительно просушить. Делается это хлопчатобумажной тканью или феном. На края повреждений наносят клей, после чего края плотно соединяют друг с другом и фиксируют. В момент склеивания края удерживаются стеклянными палочками. При необширных повреждениях склеивание лучше проводить от концов ран. В случаях обширных и причудливых повреждений на лице можно производить склеивание ран, начиная не с концов, а с центра.
В случае невозможности проведения пластики местными тканями производится свободная пересадка кожи.
В зависимости от площади дефекта кожи лица можно изъять кожный лоскут с другой области тела. Чаще для этого используют кожу с бедра. Для лучшего сопоставления краев дефекта на лице и краев кожного лоскута их подравнивают скальпелем и затем сопоставляют. Изъятый кожный лоскут по площади должен быть на несколько миллиметров больше дефекта и быть свежеизъятым, то есть непосредственно перед устранением дефекта. Кожные лоскуты в момент изъятия уменьшаются в размерах. Кожа эластичная и при реставрации области дефекта легко растягивается. Лучше всего выполнять эту процедуру с участием помощника.
При глубоких дефектах мягких тканей они могут заполняться пластическими массами, либо скульптурным пластилином (изготовленным на основе парафина).
При обширных повреждениях с выраженным дефектом, края очищаются, и проводится отсепаровка (отделение - от лат. separatio) краев кожи от подкожно-жировой клетчатки, при этом освобождаются края кожных лоскутов от подлежащих тканей. Делается это с целью возможного легкого смещения лоскутов и совмещения краев дефекта. При обширных дефектах не удается скрепить смещенные лоскуты клеем, в таких случаях края прошиваются тонкой нитью.
При реставрации лица мы в нашей практике редко сталкиваемся с процессами заживления и воспаления, так как обычно при значительных повреждениях смерть наступает на месте, либо в короткий промежуток времени после травмы. Этот момент играет некоторую положительную роль в реконструкции лица, так как нет выраженной отечности.
Когда выражена отечность и имеются обширные повреждения, нередко удаляют часть подкожно-жировой клетчатки, а в некоторых случаях, и часть отечных мышц. Иногда для удаления отечных тканей, особенно век, приходится продолжать разрезы с лобной области (для верхнего века) с последующим удалением отечных мягких тканей. Для нижнего века задача несколько сложнее. Если нет ран на лице в щечно-скуловых областях, делается разрез слизистой верхней губы с отсепаровкой и удалением отечных мягких тканей.
Если нет возможности приоткрыть глазную щель, то доступ к веку можно осуществить через разрез свода конъюнктивы с последующей склейкой век.
Минусы данных методов. При применении шовного метода велика опасность плохого совмещения кожных лоскутов и образования различных неровных поверхностей, загибов, волн, защипов, от которых бывает сложно избавиться, а при перешивании остаются видны места вколов. Кроме того, при шовном методе образуется выступающий над поверхностью неровный рельефный шов, который иногда трудно скрыть даже последующим макияжем.
При применении клея эти моменты удается избежать. Из минусов - клей быстро сохнет и остается незначительное уплотнение. Других минусов мы не выявили. Самое главное - научиться пользоваться клеевым материалом. Этого можно достичь при достаточном опыте работы.
Эта статья лишь схематично описывает проводимые процедуры для восстановления лица и частей тела усопшего. Техника реконструкции требует тщательного теоретического изучения и практического опыта. Цель нашего обобщения - привлечь внимание похоронных работников к важной проблеме создания последнего облика усопшего и достойной презентации тела во время прощания. Специалистов, заинтересованных в дальнейшем обучении этой техники, а также навыкам посмертного макияжа, приглашаем участвовать в обучающих программах и семинарах, запланированных в будущем году в Новосибирском учебном центре, а также в выездных семинарах в других городах России. Подробно об этой программе можно узнать в редакции журнала «Похоронный дом».
Искренне желаем коллегам успеха в их нелегком, но таком нужном труде.
Приглашаем читателей принять участие во втором семинаре по технике реконструкции лица, который состоится в рамках выставки «Похоронный сервис» в мае 2007 года в Новосибирске.
Сергей КЛАДОВ, начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области
Евгений КАЛЯНОВ, заведующий отделом по исследованию трупов областного государственного учреждения здравоохранения - бюро судебно-медицинской экспертизы, г. Томск
Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала
#GALLERY#