RSS Распечатать

Особенности посмертного макияжа. Олег Ермилов, Новосибирск

Мой многолетний опыт работы в морге убеждает, одна из важных составляющих в работе с телами умерших - посмертный макияж. От того, насколько он произведен профессионально и грамотно, зависят последние впечатления родственников умершего, сохраняющих его облик в своей памяти. Смерть существенно меняет лицо человека. Визажист, не знавший и не видевший усопшего при жизни, должен добиться максимального портретного сходства. Он должен иметь не только профессиональные знания, касающиеся особенностей посмертного макияжа, но и обладать познаниями в вопросах анатомии человеческого лица и особенностей развития трупных явлений при определенных видах смерти.
Трудности для исполнителя посмертного макияжа возникают в связи с повреждениями на лице покойного, образованными различными видами механических воздействий, например в результате перерастяжения кожных покровов, сопровождающихся образованием множественных поверхностных разнонаправленных разрывов и надрывов кожи. Такие повреждения не требуют наложения швов, но влекут за собой необходимость многоэтапного гримирования лица с предварительной склейкой краев повреждений, зашпаклевыванием их воском.
Обширные участки осаднений, сопровождающихся насильственным удалением эпидермиса с обнажением подлежащих слоев кожи, приобретают через некоторое время пергаментную плотность и бурую окраску, «стягивая» и деформируя лицо умершего.
В случаях автодорожных травм могут добавляться повреждения, образованные мелкими осколками стекла, а также сопровождаться внедрением частиц грунта в кожу. Указанные повреждения сделать максимально незаметными возможно только с помощью умелого макияжа. При этом очень важно помнить, что большое количество используемых косметических средств может привести к эффекту «маски», что совсем не желательно в работе визажиста.
Огромное значение имеет время наступления смерти. Чем в более ранние сроки после наступления смерти визажист приступит к работе, тем лучше будет конечный результат. Однако следует помнить, что наложение макияжа в период формирования ранних трупных явлений также имеет свои недостатки - несформировавшееся к моменту гримирования трупное окоченение в последующем может существенно исказить облик умершего, а трупные пятна могут проступить сквозь макияж - в таких случаях не всегда удается сразу определить объем необходимых мероприятий по гримированию лица. В свою очередь, в период развития поздних трупных явлений гнилостные изменения в виде отслойки эпидермиса, гнилостной венозной сети не дают возможности быстро и качественно произвести гримирование лица и требуют проведения целого ряда мероприятий, предшествующих посмертному макияжу.
Причина смерти также имеет большое значение при наложении макияжа. Так, заболевания печени, кроветворной системы, любые длительно текущие истощающие заболевания не только изменяют цвет кожных покровов, но и существенно влияют на эластичность кожи и ее тургор1.
Условия хранения тела усопшего также имеют очень большое значение для визажиста: при комнатной температуре и обычной влажности трупные явления развиваются быстрее, при пребывании тела в холодильной камере - замедляются. Имеет значение и тип холодильных камер, предназначенных для хранения тел - с воздушным или водным охлаждением. Воздушный тип охлаждения влечет за собой быстрое высыхание кожных покровов, и, как следствие, буроватое окрашивание кожи с ее уплотнением. Водный тип охлаждения чреват «омылением» кожи открытых участков тела, в результате чего также требуются специальные подготовительные мероприятия перед нанесением макияжа.
Как было сказано выше, при работе с лицом умершего перед визажистом стоит непростая задача - добиться максимального портретного сходства посредством имеющихся у него в арсенале средств. Желательно затребовать у родственников фотографию, по возможности, сделанную в последние годы. Следует заметить, что паспортные фотографии малопригодны для работы визажиста, так как не передают истинного облика человека. Задача мастера - сделать лицо умершего не только узнаваемым, но постараться передать с помощью имеющихся у него средств чувства, свойственные живым людям, - умиротворение, теплоту, приветливость.
Если при гримировании живого лица можно удалить наложенный макияж и начать все заново, то в случае работы с лицом умершего подобное сделать затруднительно по ряду причин. Следует помнить, что кожа живого человека имеет температуру в среднем близкую к 37 градусам С, она обладает постоянным тургором за счет подлежащего мышечного слоя и имеет определенную эластичность, что позволяет наносить грим у живого человека разнонаправленными движениями, свободно расправляя кожные складки лица. Кожа умершего имеет температуру окружающей среды, влажность ее, как правило, значительно уменьшена. За счет отсутствия сократительной способности подлежащего мышечного слоя кожные складки не способны возвращаться в исходное положение, а это может значительно исказить облик умершего.
Эпидермис умершего человека достаточно легко отслаивается, с обнажением подлежащих слоев края участков отслойки эпидермиса в процессе гримировки становятся очень заметными. Надкожица на слизистых оболочках губ (особенно у умерших в результате длительных истощающих заболеваний) отделяется в виде пластов (так называемые «запекшиеся» губы), поэтому удалять ее необходимо максимально осторожно.
Если перед нанесением грима тело находилось в холодильной камере с водным типом охлаждения, кожу умершего необходимо осушить хлопчатобумажной тканью, промокая ее легкими движениями. Некоторые специалисты для сушки кожи рекомендуют использовать фен, располагая его на расстоянии 30-40 сантиметров от тела, переключая при этом на минимальный температурный режим.
Бритье кожи умершего также должно производиться максимально осторожно. Следует помнить, что любой порез на лице может в последующем доставить массу неприятностей специалисту, производящему посмертный макияж. Это имеет особую актуальность в случаях быстро наступившей (так называемой «скоропостижной» смерти): кровь в сосудах остается в жидком состоянии и свободно истекает из области порезов, причем прекратить это кровотечение (вернее, кровоистечение) крайне сложно, порой не помогают ни специальные клеи, ни попытки тампонирования области повреждений с их шпаклевкой. Все эти неприятные явления резко усиливаются в тех случаях, когда от момента смерти до нанесения макияжа проходит значительный период времени, исчисляемый несколькими сутками.
Немаловажно знать, подвергалось ли тело умершего бальзамированию. Если было произведено бальзамирование тела, кожные покровы уплотняются, черты лица фиксируются, кожа в зависимости от состава консервирующей жидкости становится бледнее, зачастую с землистым оттенком.
В заключение добавлю, профессия визажиста помимо вышеперечисленных качеств предполагает также наличие у специалиста художественного вкуса и терпения. Малейшее неверное движение в результате спешки - и эффект от работы может получиться совершенно обратным задуманному.

1 Тургор (позднелат. turgor - вздутие, наполнение, от лат. turgere - опухоль) - внутреннее гидростатическое давление в живой клетке, вызывающее напряжение клеточной оболочки. Снижением тургора сопровождаются процессы распада, увядания и старения клеток.

Олег ЕРМИЛОВ, гример-бальзаматор


Тематики: посмертный макияжбальзамирование умершихжурнал похоронный доммакияж умершихобучение похоронному делуморгипрощаниеритуалы

31.05.2007


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 
Криорус

Для профессионалов похоронной отрасли

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae