Жанр post mortem — фактически ровесник самого фотоискусства. Из-за несовершенства первых фотоаппаратов труп в буквальном смысле выглядел более желанной натурой для фотографа, нежели живой человек: архаичная долгая выдержка требовала ну о-о-очень долгой неподвижности, и все равно не позволяла четко запечатлеть живое и трепетное тело. Дыхание, движение век и прядей волос – все давало докучливую «шевелёнку» — смазанные, расплывчатые контуры. Мертвецы же были идеальными натурщиками. А первыми заказчиками первых фотоателье были, соответственно, скорбящие родственники.
В массиве фотографий post mortem самая большая доля принадлежит детским портретам. Более того, среди всех детских фотографий 1850-70-х годов посмертных фото — большинство.
В массиве фотографий post mortem самая большая доля принадлежит детским портретам. Более того, среди всех детских фотографий 1850-70-х годов посмертных фото — большинство.
Сия печальная логика была проста: в детской комнате викторианского дома смерть была частой гостей, заходила туда на правах докучливой тётушки. Скарлатина, звавшаяся тогда детской чумой, выкашивала целые пансионы, да и банальные по нынешним понятиям грипп или аппендицит исправно собирали урожай детских гробиков. Зачастую и младенцев, и малышей постарше просто не успевали сфотографировать при жизни. Фотосеанс был дорогим удовольствием, на него копили, как на «крайний случай». Смерть ребенка нередко и становилась тем самым крайним случаем.
Умершего ребенка празднично наряжали, укладывали в кроватку или усаживали в непринужденную позу, окружали любимыми игрушками.
Умершего ребенка празднично наряжали, укладывали в кроватку или усаживали в непринужденную позу, окружали любимыми игрушками.
Для максимальной живости композиции фотографы часто использовали специальный штатив, удерживающий тело в вертикальном положении. Этим же штативом пользовались тогдашние оформители первых лондонских универмагов, помогая тяжеленным старинным манекенам в их нелегком (во всех смыслах) труде. Общность инвентаря тогда никого не травмировала — очень ценилось внешнее благолепие.
На многих фото только этот отчетливо видимый штатив выдает печальный статус натурщиков.
Чтобы создать иллюзию жизни фотографы шли на множество ухищрений — кадрировали изображение лежащих тел вертикально, одевали персонажей в уличную одежду, рисовали глаза на закрытых веках.
Малыш на лошадке мертв. Глаза нарисованы ретушью.
Этого мальчика в джентльменском костюмчике никто не примет за живого даже издали. Но фотограф старался, сменив мертвую горизонталь на «как бы живую» вертикаль.
Некоторые из «оживленных» фото обдают холодной жутью. Например, жила-была милая маленькая девочка. Любила папу-маму и своего кота. Девочка умерла от скарлатины. И фотограф как смог «оживил» ее изнуренное болезнью тельце. И добавил в кадр живого котика. Получилось вот ЭТО.
Жанр пост мортем захватил не только Британию, но и культурно связанную с ней восточную часть США – так называемую «Новую Англию».
По мере развития фототехники post mortem стал пополняться композиционными приемами. В 1870-90-х вошли в моду совместные фотографии покойных и их скорбящих родственников.
«Сеанс post mortem для двух сестер» — инсталляция в Музее мировой погребальной культуры (Новосибирск).
Особенно много сохранилось фотографий родителей с умершими детьми. Кстати, по канонам викторианской эстетики родным не полагалось выглядеть очень уж печальными. Потому на многих фотографиях мамы и папы умерших детей вымученно улыбаются.
Еще более жутко выглядят детские групповые фотографии. К слову, инициатором такой фотосессии часто выступали сами дети, желающие сохранить память об умершем брате или сестричке.
Мертв мальчик. Кстати, «угадать, кто здесь неживой» довольно легко по темному цвету рук.
Наконец, самой фантасмагорической разновидностью post mortem были фото, где мертво несколько натурщиков. Эпидемии и утечки осветительного газа в викторианских домах делали такой сюжет вполне заурядным.
Мертвы и девочка, и её папа.
Популярность post mortem пошла на спад к 1920-м, когда викторианская культура умерла окончательно. Впрочем, этот жанр дал всходы и в российской провинции 1930-50-х.
Правда, отечественные фотографы жизнь не имитировали, а фиксировали все как есть.
Хотя, на некоторых советских надгробиях встречаются «парадные» фото явно посмертного вида. В России самой большой коллекцией посмертных фотографий обладает действующий в Новосибирске Музей мировой погребальной культуры, известный готичной публике под более «попсовым» именем «Музей Смерти». Там, кстати, можно за умеренную плату поучаствовать в кукольном, а ля Ишибаши сеансе post mortem.
Источник: www.netlore.ru