Первое монастырское кладбище - Лазаревское, основанное в 1717г., к началу XIX в. стало уже тесным, и в марте 1823 г. канцелярия Александро-Невской лавры предложила учредить кладбище напротив Санкт-Петербургской Духовной Консистории. Учреждённое кладбище, которое назвали Новым Лазаревским, постепенно расширялось с востока на запад, приобретя современные границы лишь в конце 1870-х гг., когда его обнесли каменной оградой.
В 1869 г. по проекту архитектора Н.П. Гребёнки и на средства купцов братьев Полежаевых на кладбище была построена церковь-усыпальница во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. По названию этой церкви кладбище стало именоваться Тихвинским. Церковь была уничтожена в советское время, а в ее здании, полностью перестроенном, ныне размещается выставочный зал.
В начале XX в. на Тихвинском кладбище насчитывалось 1325 надгробных памятников. В тесной близости друг к другу стояли монументальные кресты на постаментах различной формы, многочисленные алтари, киоты, стелы. Ряд семейных мест был оформлен в виде часовен и массивных склепов, облицованных гранитом и мрамором.
Трагической страницей в истории Тихвинского кладбища стали первые послереволюционные десятилетия. Не было возможности обеспечить охрану могил, могие памятники были расхищены и разрушены. В 1934 г. на кладбище прекратили захоронения и было принято решение о создании на его территории музея-некрополя. Организация музея-некрополя находилась в непосредственной связи с планами уничтожения целого ряда исторических кладбищ города. Музейно-массовый сектор Политпросветцентра просил Ленсовет признать срочной мерой перевозку ценных памятников с этих кладбищ в музей-заповедник и перенесение в него прахов известных общественных деятелей, писателей и художников. Для этого предлагалось «.. .установить право ликвидации позднейших, не представляющих собой художественного значения памятников... для использования освободившихся площадей для постановки вновь привозимых ...».
В связи с приближавшейся 100-летней годовщиной со дня смерти А.С. Пушкина, было решено превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Внешний облик этого некрополя, освобожденного от «обывательских» могил, не должен был походить на облик традиционного кладбища.
Исходя из этой задачи, архитектурно-планировочный отдел Ленсовета начал разработку проекта мемориального парка. Его авторами стали Е.Н. Сандлер и Е.К. Реймерс, при участии главного архитектора города Л.А. Ильина. Работы по реконструкции были начаты в 1935 г. и планировались к завершению на 15 августа следующего года.
Это привело к крайней спешке и небрежности. Реконструкцию осуществлял трест «Похоронное дело», не заинтересованный в сохранении памятников выдающегося исторического и художественного значения. Снос памятников принял спешный и несистематический характер. Несмотря на спешку, основные работы по созданию парка-некрополя были окончены лишь к августу 1937 г. Доделки продолжались еще многие годы.
В результате реконструкции Тихвинское кладбище перестало существовать. Из множества его памятников, в мемориальном парке сохранилось менее ста надгробий. Ряд памятников был перенесён в соседний «Некрополь XVIII века». По-видимому, причиной этого было их несоответствие тематике создаваемого некрополя. Прах некоторых деятелей науки перенесли с Тихвинского кладбища в музейный некрополь «Литераторские мостки» на Волковском кладбище (А.Д. Градовский, А.Ф. Кони, В.В. Пашутин и др.).
В соответствии с названием создаваемого некрополя, здесь осуществлялись перезахоронения выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. К ним прибавились лицейские друзья Пушкина: А.А. Дельвиг, Ф.Ф. Матюшкин, К.К. Данзас. Перезахоронения осуществлялись как с кладбищ, обреченных на уничтожение (Митрофаниевское, Фарфоровское, Выборгское католическое и др.), так и с сохранившихся (Смоленских, Волковских, Новодевичьего, Никольского). Некрополь создавался во времена воинствующего атеизма, поэтому памятники с религиозной символикой часто заменялись надгробиями, изготовленными музеем.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда музей обеспечил охрану и укрытие памятников. От прямого попадания авиабомбы пострадало только одно надгробие - актрисы В.Н. Асенковой. Перезахоронения продолжались до середины 1950-х гг. В это же время в Некрополе мастеров искусств, получившем статус своеобразного городского Пантеона, нашли упокоение некоторые выдающиеся современники: ученые С.В. Лебедев, В.Г. Хлопин, художник М.И. Авилов, актеры Ю.М. Юрьев, П.З. Андреев, Н.К. Черкасов и др.
Проект реконструкции кладбища предполагал сосредоточение представителей каждого вида искусств в одном месте. Так, композиторы и музыкальные деятели были перезахоронены в основном на Композиторской дорожке у северной ограды некрополя. Туда же перенесли памятники, находившиеся в других частях старого Тихвинского кладбища: М.И. Глинки, А.С. Аренского, М.А. Балакирева. Артистов перезахоронили в центральной части некрополя, художников и скульпторов в западной части, где почти не сохранилось старых памятников. Перезахоронения, связанные с памятью А.С. Пушкина, осуществлялись в восточной части, у входа в некрополь, где большинство составляют сохранённые памятники начала XIX в., то есть памятники современникам поэта. Среди них выделяется своим обликом величественный мраморный портик надгробия откупщика А.И. Косиковского, сооруженный в 1840 г.
Несколько старых памятников Тихвинского кладбища были использованы как декоративные украшения, создающие «колорит» старого петербургского кладбища эпохи классицизма: колонны и пилоны на площадках у пересечения аллей.
Перечень утраченных памятников Тихвинского кладбища огромен. Утрата богатого аристократического петербургского некрополя, имевшего свой неповторимый художественный облик, безусловно заслуживает сожаления. Однако, помня о трагических обстоятельствах нашей истории, когда многое было утрачено навсегда, надо признать, что созданием Некрополя мастеров искусств удалось сохранить уникальный мемориал отечественной культуры.
Закономерно, что именно сюда в 1972 г. был перенесен из Парижа прах великого русского композитора А.Г. Глазунова. Рядом с надгробием Ф.М. Достоевского в 1968 г. нашли упокоение его жена, Анна Григорьевна, прежде похороненная в Ялте, и внук - А.Ф. Достоевский. Последним в этом Пантеоне русского искусства был похоронен в 1989 г. выдающийся театральный режиссёр ГА. Товстоногов.
Список захоронений Некрополя мастеров искусств
Список некоторых утраченных памятников Некрополя Мастеров искусств:
Абаза Александр Аггеевич. 1821 —1895. Государственный контролер, министр финансов.
Алексий (Шестаков). 1754—1826. Схимонах, духовник митрополита Серафима; беседовал с императором Александром I перед его отъездом в Таганрог в 1825 г.
Бажанов Василий Борисович. 1800—1883. Протопресвитер, императорский духовник.
Бехтерева Наталья Петровна. 1860—1926. Жена В. М. Бехтерева, основателя Института мозга.
Валуев Петр Александрович, гр. 1814—1890. Министр внутренних дел, председатель Комитета министров; зять поэта П. А. Вяземского.
Вяземский Павел Петрович, кн. 1820—1888. Сын П. А. Вяземского; историк, литератор, основатель Общества древней письменности.
Гейденрейх Богуслав Богуславович. 1818—1895. Академик архитектуры.
Гёрсеванов Михаил Николаевич. 1830—1907. Директор Института путей сообщения, основатель Русского технического общества, крупный специалист по портовым сооружениям, один из создателей проекта Транссибирской железнодорожной магистрали.
Демидов Павел Николаевич. 1798—1840. Заводчик, основатель Демидовских премий Академии наук.
Дубасов Федор Васильевич. 1845—1912. Генерал-адъютант, адмирал, московский генерал-губернатор.
Дурново Иван Николаевич. 1835—1903. Министр внутренних дел, председатель Комитета министров.
Карамзина Елизавета Николаевна. 1821 —1891. Дочь Н. М. Карамзина от брака с Б. А. Колывановой.
Карамзина Софья Николаевна. 1802—1856. Дочь Н. М. Карамзина от первого брака с Е. И. Протасовой. Ум. 1802.
Карташевская Надежда Тимофеевна. Ум. 1887. Сестра писателя С. Т. Аксакова, жена математика Г. И. Карташевского.
Мещерская Екатерина Николаевна, кн. (рожд. Карамзина). 1806—1867. Дочь Н. М. Карамзина, жена подполковника кн. П. И. Мещерского.
Михайловский-Данилевский Александр Иванович. 1790—1848. Участник Отечественной войны 1812 г., военный историк, сенатор, генерал-лейтенант.
Нольде Эммануил Юльевич, бар. 1854—1909. Управляющий делами Комитета министров.
Остелецкии Константин Степанович. Ум. 1904. Вице-адмирал, главный инспектор минного дела.
Петров Василий Петрович. 1778—1829. Архитектор Александро-Невской лавры.
Попов Лев Васильевич. 1844—1906. Академик Военно-медицинской академии, лейб-медик.
Рикорд Петр Иванович. 1776—1855. Адмирал, кругосветный мореплаватель, исследователь Камчатки.
Рожественский Зиновий Петрович. 1848—1909. Вице-адмирал, командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой.
Саблуков Александр Александрович. 1783—1857. Генерал-лейтенант, инженер, изобретатель центробежного насоса.
Сипягин Дмитрий Сергеевич. 1853—1902. Министр внутренних дел, шеф жандармов; убит эсером С. В. Балмашевым.
Стояновский Николай Иванович. 1820—1900. Председатель департамента гражданских и духовных дел Государственного совета, вице-председатель Русского музыкального общества.
Суворов-Рымникский Константин Аркадьевич, кн. Италийский. 1809—1878. Внук А. В. Суворова.
Сухозанет Иван Онуфриевич. 1788—1861. Генерал-адъютант, начальник гвардейского артиллерийского корпуса.
Танеев Александр Сергеевич. 1785—1866. Сенатор, статс-секретарь, управляющий 1 отделением Собственной канцелярии.