Последний самурай

25.11.2015
Последний самурай
25 ноября 1970 года умер японский писатель, драматург, сценарист, режиссер, актер, яркий представитель второй волны послевоенной японской литературы, продолжатель традиций японского эстетизма, трижды номинант на нобелевскую премию Юкио Мисима.
Он ушел из жизни способом, который много лет не практиковался в самой Японии – покончил с собой путем самурайского ритуального самоубийства – сеппуку. Его творчество и смерть вызвали широкий резонанс как на Западе, так и на Востоке.

Юкио Мисима Настоящее имя – Кимитакэ Хираока (14 января 1925 – 25 ноября 1970).
Родился в Токио в семье крупного государственного чиновника Адзуса Хираока и его супруги Сидзуэ.
Коллегой отца Мисимы по работе был будущий премьер-министр Японии Нобускэ Киси.
Дед Мисимы Дзетаро Хираока в 1908-1914 годах был губернатором Южного Сахалина. Подал в отставку после скандала, связанного со спекуляцией сахалинским лесом.
Получил образование в престижной школе пэров в Токио.
Начал писать очень рано и опубликовал свой первый короткий рассказ под псевдонимом Юкио Мисима, когда ему было всего 16 («Ми-си-ма» - псевдоним, буквально означающий «Зачарованный Смертью Дьявол»).
Когда началась вторая мировая война, он хотел попасть в армию, но это ему не удалось. После поражения Японии он занялся изучением права в Токийском университете и в 1948-1949 году работал в Министерстве финансов.
К этому же периоду жизни писателя относится его сильное увлечение литературой немецкого романтизма, породившее позднее интерес к сочинениям Томаса Манна и философии Фридриха Ницше.
Пытавшийся жить двойной жизнью чиновника и писателя, Мисима из-за истощенности организма чуть не погиб, упав с железнодорожной платформы и едва не попав под поезд.
Этот инцидент способствовал тому, что в сентябре 1948 года Мисима уволился из Министерства финансов и посвятил себя полностью литературной деятельности, с чем был вынужден постепенно смириться и его отец.
В 1949 году был опубликован его второй роман «Признание Маски», который принес ему быструю славу.
В декабре 1951 года по протекции своего отца и в качестве специального корреспондента газеты «Асахи симбун» Мисима отправился в кругосветное путешествие, откуда вернулся в августе следующего года.
Из своего кругосветного путешествия Мисима вынес, по его собственным словам, личное переоткрытие солнечного света, телесности и ощущений, что оказало огромное влияние на его дальнейшую литературную деятельность.
Вернувшись в Японию, начиная примерно с 1955 года он взялся за радикальную перестройку собственного тела, став заниматься бодибилдингом.
В то же время Мисима, заинтересовавшись классической японской литературной традицией (его внимание привлёк прежде всего Мори Огай), стал изменять и свой писательский стиль.
Двойственное изменение Мисимы нашло выражение в написанном под влиянием эстетики Мори Огая и Томаса Манна романе «Золотой храм» (1956), за основу которого была взята история о сожжении храма Кинкакудзи молодым монахом. «Золотой храм» стал одной из творческих вершин писателя и считается самым читаемым в мире произведением японской литературы.
В эти годы начался период восторженного восприятия каждой новой работы Мисимы читателями.
Многие из его произведений обрели столь большую популярность, что были экранизированы. Мисима стал одной из центральных фигур японского литературного мира.
В 1966 году Мисима сыграл главную роль в фильме «Патриотизм», поставленном им по короткому рассказу с тем же названием. И фильм, и рассказ повествуют в шокирующих деталях о молодом японском офицере и его преданной жене, об их подготовке и осуществлении сеппуку. Эффект был гипнотическим и глубоко проникающим. Мисиму все больше привлекало милитаристское самурайское прошлое Японии.
Литература Мисимы представляет завораживающую игру масок, красоту насилия и мук. Вызывающе звучат даже названия его пьес: «Мой друг Гитлер», «Маркиз де Сад».
В декабре 1966 года Мисима познакомился с редактором националистического журнала «Спор». Между Мисимой и группой активистов журнала завязались тесные отношения, натолкнувшие его на идею создания собственной военизированной группы «Общество щита», назначением которой было защитить императора в случае восстания левых или коммунистической атаки, возрастающую опасность которых Мисима в силу с ужасом ожидал в конце 1960-х.
Утром 25 ноября 1970 года Мисима и четверо его соратников-самураев из «Общества щита» вошли в здание штаба сил самообороны. Связав начальника штаба генерала Маситу, потребовали выстроить на плацу расквартированные рядом военные подразделения и разрешить Мисиме выступить перед ними с речью. Вооруженные мечами, они проложили себе путь на крышу здания, где Мисима произнес десятиминутную речь перед тысячами служащих, собравшихся внизу. Он нападал на японскую конституцию с ее запретом на создание армии, обвиняя ее в том, что она предала дух Японии.
Штаб немедленно оцепила полиция, а через полчаса взволнованные солдаты выстроились на плацу. Репортеры оккупировали крыши соседних домов, в небе зависли вертолеты телекомпаний. Из-за поднявшегося свиста и криков слышны были лишь отдельные фразы: «Вы должны восстать, чтобы защитить Японию! Императора!.. Другого шанса изменить конституцию не будет!» Но желающих штурмовать парламент не нашлось. Прокричав «Да здравствует император», Мисима скрылся в кабинете генерала Маситы. Морита, любимый ученик Мисимы, протянул ему старинный меч работы известного мастера. Мисима сел на пол, обнажил живот и сделал мечом длинный глубокий разрез. В соответствии с традициями один из его последователей, Морита, отрубил голову своему учителю его же мечом, а после покончил с собой./

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика