Оноре де Бальзак (20 мая 1799 – 18 августа 1850)
Родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса, который разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура, изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье была дочерью парижского торговца.
Отец видел в Оноре будущего адвоката. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816-1819 – в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; но отказался от карьеры юриста.
После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». поскольку стремился следовать литературной моде, но позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.
Огюст Роден. Памятник Бальзаку,
установленный в Париже
вблизи станции метро Вавин
В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга - исторический роман «Шуаны. На его формирование как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения: «Сцены частной жизни» (1830), роман «Эликсир долголетия» (1830-1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Тридцатилетняя женщина». Цикл «Озорные рассказы» (1832-1837) - ироническая стилизация под новеллистику эпохи Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (1832) и особенно в более поздней «Серафите» (1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.
Ежегодно ему удавалось опубликовать три, четыре, пять, а то и шесть книг.
Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошел в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Европейская романистика была представлена двумя основными жанрами: роман личности – авантюрного героя и исторический роман.
Бальзак отходит от этих жанров. В центре его творческого внимания не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.
Александр Фальгейр. Памятник Бальзаку,
установленный в Париже на улице Фридланд
Крупнейшее произведение Бальзака – серия романов и повестей «Человеческая комедия», над которой он начал работать в 1831 году и трудился до конца жизни. «Человеческая комедия» (название писателю подсказала «Божественная комедия» Данте) рисует картину жизни современного автору писателя французского общества.
Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и еще при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Его произведения повлияли на прозу Диккенса, Достоевского, Золя, Фолкнера и других.
Франция также оценила его заслуги. В 1845 году он был награжден орденом Почетного легиона.
Россия в жизни Бальзака
Большое место в жизни писателя занимала Россия.В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 гг. Бальзак посещал Россию, Санкт-Петербург.
Во время своего первого посещения в 1832 году он познакомился с любовью всей его жизни Эвелиной Ганской. Она была замужем, а потому они не могли быть вместе.
Эвелина Ганская
В 1842 году Эвелина овдовела, но и после этого не торопилась выйти замуж за Бальзака, ей просто льстило внимание знаменитого писателя.
Ганская жила в нынешней Житомирской области (Украина), а потому писатель часто бывал и там.
В 1847 году во время очередного пребывания в России он заболевает тяжелейшим воспалением легких. Болезнь отягчается нервными переживаниями из-за размолвок с Ганской.
Н пишет своей знакомой: «…Я был на волосок от смерти... Это была ужасная болезнь сердца, развившаяся в результате перенапряжения, длившегося пятнадцать лет. И вот я живу здесь уже восемь месяцев под надзором врача, который, что весьма поразительно для украинской глуши, оказался превосходным врачом и служит в усадьбе друзей, у которых я живу. Лечение пришлось прекратить из-за ужасной лихорадки, которую называют «молдавской». Лихорадка эта водится в Придунайских плавнях, распространяется до Одессы, а оттуда приходит в здешние степи. Я страдал лихорадкой, которая называется перемежающейся, – она поражает мозг. Болезнь продолжалась два месяца. Только неделя, как я оправился настолько, что можно опять продолжать лечение моей застарелой болезни сердца».
В 1850 году состояние Бальзака ухудшается. Он предчувствует свой близкий конец. Врачи говорят Эвелине Ганской (в доме которой он тогда жил), что он обречен, и она, наконец-то, дает согласие выйти за него замуж, понимая, что этот брак будет лишь кратким эпизодом в ее жизни и решив исполнить последнее желание человека, который столько лет добивался ее руки. 14 марта 1850 года в костеле Святой Варвары города Бердичева (Украина) состоялось их венчание. После чего они едут в Париж поскольку российского климата больные сердце и легкие Бальзака не выдерживают.
Последние месяцы жизни и смерть
Путешествие было изнурительным. У австрийской границы, Бальзака охватывает чрезвычайная слабость. У него совершенно нет аппетита, изнурительный пот окончательно его обессиливает. Через месяц с лишним (обычно на дорогу уходило не более недели) они прибывают в Дрезден. Бальзаку кажется, что до Парижа он уже не доберется.До Парижа они все-таки добираются, Но и здесь, словно проклятие, тяготеет над Бальзаком. Вместо слуг с канделябрами, которые должны встречать его любимую женщину возле дома, украшенного цветами, который он купил специально для нее, их встречает сошедший с ума мажордом.
Надеждам на долгую жизнь с женой не суждено было сбыться. Он приехал в свой дом, обставленный им с любовью, чтобы умереть.
За то недолгое время, что он там прожил, им было написано лишь одно письмо – его другу Теофилю Готье. И то, он писал его не сам, а диктовал госпоже Бальзак. Его рукой, корявым почерком приписана всего лишь одна строчка: «Я не могу уже ни читать, ни писать». Даже каждое произнесенное слово требует от него неимоверных усилий, а потому врачи запрещают ему разговаривать.
Зураб Церетели. Памятник Бальзаку в городе Агде, Франция
К началу лета врачи считают его уже окончательно безнадежным и дают ему лекарства, которые заглушают боль и поддерживают сердце.
Виктор Гюго, который в последние годы жизни был его близким другом, так описывал его агонию: «Я вошел в комнату Бальзака. Посреди нее стояла кровать красного дерева с брусьями и ремнями в головах и в ногах – приспособление, чтобы поднимать больного. Голова Бальзака покоилась на груде подушек, к которым прибавили еще и диванные, крытые красным дамасским шелком. Лицо его было лиловое, почти черное, склоненное на правую сторону, небритое. Волосы седые, коротко остриженные. Глаза открытые и неподвижные. Я видел его в профиль, он был похож на Императора. Старушка сиделка и слуга стояли по обеим сторонам постели. Одна свеча горела позади кровати на столе, другая – на комоде у двери. На ночном столике стояла серебряная ваза. Мужчина и женщина молчали в каком-то ужасе и прислушивались к громкому хрипению умирающего. Свеча на столе ярко освещала висевший над камином портрет румяного улыбающегося юноши. От постели исходило невыносимое зловоние. Я поднял одеяло и взял руку Бальзака. Она была потная. Я пожал ее. Он не ответил на пожатие... Сиделка сказала мне: «На рассвете он умрет». Я сошел вниз, унося в памяти это померкнувшее лицо. Проходя через гостиную, я снова увидел бюст, неподвижный, бесстрастный, надменный, озаренный смутным светом, и я невольно сравнил смерть с бессмертием».
Бальзак на смертном одре
Похороны
Они состоялись 21 августа. Заупокойную мессу отслужили в церкви святого Филиппа Рульского. Похоронная процессия двигалась под дождем.Многие из тех, кто изучал творчество писателя, в том числе и автор одной из его авторизованных биографий Стефан Цвейг, заявляли, что жена Бальзака, занимавшаяся организацией похорон, ни малейшего понятия не имела ни о желаниях, ни о друзьях своего мужа: надгробный покров несли Виктор Гюго, Александр Дюма, литературный критик Сент-Бев и министр Барош. Кроме Виктора Гюго, никто из этой четверки никогда не был его другом Бальзака. А Сент-Бев был, единственным человеком, которого Бальзак по-настоящему ненавидел.
Единственное желание писателя, которое было выполнено, - его похоронили на кладбище Пер-Лашез. Бальзак всегда любил это место.
Надгробную речь произнес Виктор Гюго:
«Человек, сошедший в эту могилу, – один из тех, кого провожает скорбь общества. В наше время иллюзий больше нет. Теперь взоры обращены не к тем, кто правит, а к тем, кто мыслит, вот почему, когда один из мыслящих уходит, содрогается вся страна. Смерть человека талантливого – это всеобщий траур, смерть гениального человека – траур всенародный.
Господа, имя Бальзака сольется с блистательным следом, который наша эпоха оставит в веках...
Смерть его повергла Францию в оцепенение. Несколько месяцев тому назад он вернулся домой. Чувствуя, что умирает, он еще раз хотел увидеть родину, как хочет обнять сын свою мать накануне дальнего странствия...
Жизнь его была коротка, но насыщенна; больше наполнена трудами, чем днями.
Увы! Этот могучий и неутомимый труженик, этот философ, этот мыслитель, этот поэт, этот гений прожил среди нас жизнь, полную гроз, борьбы, схваток, битв, – жизнь, которой во все времена живут все великие люди. Теперь он вкусил мир. Он выше соперничества и вражды. В один и тот же день он вступает в славу и в могилу. Отныне превыше туч, нависших над нашими головами, он будет сиять в созвездии нашего отечества. Вы все, собравшиеся здесь, разве вы не завидуете ему? Но как ни велика наша скорбь перед лицом такой потери, мы не впадем в уныние. Воспримем ее вместе со всем, что есть в ней жестокого и печального. Быть может, это благо, быть может, в эпохи, подобные нашим, необходимо, чтобы время от времени смерть великого человека вызывала религиозное потрясение в душах, погрязших в сомнении и скепсисе. Провидение знает, что творит, когда оно ставит народ лицом к лицу с величайшей тайной и дает ему поразмыслить о смерти, которая является высшим равенством и в то же время высшей свободой. Только серьезные и торжественно-величавые помыслы должны наполнять души всех, когда высокий ум со славой вступает в другую жизнь, когда тот, кто долго парил над толпой на зримых крыльях гения, внезапно распахивает иные крылья, которые нельзя увидеть, и растворяется в неведомом. Нет, не в неведомом! Я однажды уже сказал об этом при другом печальном событии и не устану повторять никогда: это не мгла – это свет. Это не ничто – это вечность. Это не конец – это начало. Разве это не правда, скажите мне все вы, слушающие меня? Могилы, как эта, являются доказательством бессмертия...»
Таких слов Бальзак никогда не слыхал при жизни.
Памятник на могиле на кладбище Пер-Лашез
.