RSS Распечатать

40 лет назад скончался авиаконструктор Павел Сухой

40 лет назад 15 сентября 1975 года скончался выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Сухой.

Сухой Павел Осипович (10 (23 по новому стилю) июля 1895 – 15 сентября 1975)
Родился в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи, (ныне — город Глубокое Витебской области, Республика Беларусь) в семье учителя народной школы.
В 1900 году отцу предложили заведовать Школой для детей железнодорожников в Гомеле и семья переехала в город.
В 1905 года Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию, которую окончил в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.
В «Аттестате зрелости» сделана следующая запись:
«Дан сыну начального учителя из крестьян... в том, что вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание к постоянному отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике, Педагогический Совет постановил наградить Павла Сухого Серебряной медалью».
Уже в юности Сухой знал, что посвятит свою жизнь авиации. Рассказывая дочери Ирине о своем отрочестве, он отметил, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полеты над Гомелем аэроплана, который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин. Полеты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи:
«...Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!»
В 1915 году Павел Сухой поступает в Императорское высшее техническое училище. Становится членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский.
Через некоторое время его призывают в армию (шла Первая Мировая война). Когда в 1917 году фронт разваливается, пытается вернуться в училище, но оно к тому времени закрывается, и он возвращается в Гомель. Некоторое время преподавал математику в небольшом городке, а в 1921 году вернулся во вновь открытое училище. Обзавелся семьей. Днем учился в МВТУ (так оно стало называться) а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Также продолжал занятия в авиационном кружке при Училище.
В начале 1924 года стал работать чертежником в Экспериментальном отделе Центрального аэрогидродинамического института. В этом же году студент Павел Сухой приступает к работе над Дипломным проектом. Его руководителем назначили российского авиаконструктора Андрея Туполева. Защита Дипломного проекта прошла успешно. Андрей Туполев разглядел в Павле Сухом талант авиационного конструктора и пригласил молодого инженера на работу в АГОС ((А)виация. (Г)идроавиация. (О)пытное (с)троительство) – Конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Павел согласился и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.
Вскоре стал Заместителем Главного конструктора. В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолеты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2).
Принимал участие в конкурсной разработке самолета «Иванов», закончившейся созданием боевой многоцелевой машины «ближний бомбардировщик» Су-2, применявшейся в первые годы Великой Отечественной войны. К началу боевых действий Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащенных Су-2. Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием» и его силуэт не был знаком даже советским летчикам. Поздняя модификация самолета с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1941 – зимой 1942 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях.
В 1939-1940 был главным конструктором на заводе в Харькове. В 1940-1949 – главным конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директором этих заводов. В 1942-1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949-1953 – снова был заместителем главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 – главным конструктором вновь воссозданного своего КБ, с 1956 - генеральным конструктором.
В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолеты. Всего под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолетов.
C 1958 по 1974 год был депутатом Верховного Совета СССР.

Награды: орден Красной Звезды (22 декабря1933); орден «Знак Почета» (1936); ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938); Сталинская премия Первой степени (1943) за создание штурмовика Су-6; ордена Ленина (1945, 1957, 1975); Герой Социалистического Труда (1957); вторая Золотая медаль «Серп и Молот» (1965); Ленинская премия (1968); Государственная премия СССР (1975 – посмертно); золотая медаль имени академика А. Н. Туполева № 001 Академии наук СССР (1975) за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники (награжден посмертно, медаль вручена вдове авиаконструктора Софье Феликсовне Сухой).

Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
mogila.jpg
Могила П. О. Сухого

Увековечение памяти: В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому, позднее в его честь названа одна из улиц; в школе № 1 города Глубокое, в 1985 году создан музей П. О. Сухого; в 1987 году именем П. О. Сухого названа одна из улиц Витебска; в 1995 году его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ); в 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве; в Москве установлена мемориальная доска на доме по адресу: Ленинский проспект, д.7, где П. О. Сухой жил с 1947 по 1965 годы; в 2012 году его имя присвоено Средней школе № 1 города Глубокое; кроме того, в городе Глубоком в память о Павле Сухом на постамент установлен один из боевых самолетов Конструкторского бюро П. О. Сухого.
2.jpg
Мемориальная доска в Москве,
Ленинский проспект, д.7

1.jpg
Почтовая марка Беларуси, 1995 год


Источник

Тематики: Павел Осипович Сухойавиаконструктор

15.09.2015


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 

Для профессионалов похоронной отрасли

Эпитафии

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

necropolist.narod.ru

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae