40 лет назад скончался авиаконструктор Павел Сухой

15.09.2015
40 лет назад скончался авиаконструктор Павел Сухой
40 лет назад 15 сентября 1975 года скончался выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Сухой.

Сухой Павел Осипович (10 (23 по новому стилю) июля 1895 – 15 сентября 1975)
Родился в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи, (ныне — город Глубокое Витебской области, Республика Беларусь) в семье учителя народной школы.
В 1900 году отцу предложили заведовать Школой для детей железнодорожников в Гомеле и семья переехала в город.
В 1905 года Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию, которую окончил в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.
В «Аттестате зрелости» сделана следующая запись:
«Дан сыну начального учителя из крестьян... в том, что вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание к постоянному отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике, Педагогический Совет постановил наградить Павла Сухого Серебряной медалью».
Уже в юности Сухой знал, что посвятит свою жизнь авиации. Рассказывая дочери Ирине о своем отрочестве, он отметил, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полеты над Гомелем аэроплана, который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин. Полеты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи:
«...Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!»
В 1915 году Павел Сухой поступает в Императорское высшее техническое училище. Становится членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский.
Через некоторое время его призывают в армию (шла Первая Мировая война). Когда в 1917 году фронт разваливается, пытается вернуться в училище, но оно к тому времени закрывается, и он возвращается в Гомель. Некоторое время преподавал математику в небольшом городке, а в 1921 году вернулся во вновь открытое училище. Обзавелся семьей. Днем учился в МВТУ (так оно стало называться) а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Также продолжал занятия в авиационном кружке при Училище.
В начале 1924 года стал работать чертежником в Экспериментальном отделе Центрального аэрогидродинамического института. В этом же году студент Павел Сухой приступает к работе над Дипломным проектом. Его руководителем назначили российского авиаконструктора Андрея Туполева. Защита Дипломного проекта прошла успешно. Андрей Туполев разглядел в Павле Сухом талант авиационного конструктора и пригласил молодого инженера на работу в АГОС ((А)виация. (Г)идроавиация. (О)пытное (с)троительство) – Конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Павел согласился и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.
Вскоре стал Заместителем Главного конструктора. В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолеты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2).
Принимал участие в конкурсной разработке самолета «Иванов», закончившейся созданием боевой многоцелевой машины «ближний бомбардировщик» Су-2, применявшейся в первые годы Великой Отечественной войны. К началу боевых действий Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащенных Су-2. Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием» и его силуэт не был знаком даже советским летчикам. Поздняя модификация самолета с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1941 – зимой 1942 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях.
В 1939-1940 был главным конструктором на заводе в Харькове. В 1940-1949 – главным конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директором этих заводов. В 1942-1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949-1953 – снова был заместителем главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 – главным конструктором вновь воссозданного своего КБ, с 1956 - генеральным конструктором.
В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолеты. Всего под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолетов.
C 1958 по 1974 год был депутатом Верховного Совета СССР.

Награды: орден Красной Звезды (22 декабря1933); орден «Знак Почета» (1936); ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938); Сталинская премия Первой степени (1943) за создание штурмовика Су-6; ордена Ленина (1945, 1957, 1975); Герой Социалистического Труда (1957); вторая Золотая медаль «Серп и Молот» (1965); Ленинская премия (1968); Государственная премия СССР (1975 – посмертно); золотая медаль имени академика А. Н. Туполева № 001 Академии наук СССР (1975) за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники (награжден посмертно, медаль вручена вдове авиаконструктора Софье Феликсовне Сухой).

Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
mogila.jpg
Могила П. О. Сухого

Увековечение памяти: В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому, позднее в его честь названа одна из улиц; в школе № 1 города Глубокое, в 1985 году создан музей П. О. Сухого; в 1987 году именем П. О. Сухого названа одна из улиц Витебска; в 1995 году его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ); в 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве; в Москве установлена мемориальная доска на доме по адресу: Ленинский проспект, д.7, где П. О. Сухой жил с 1947 по 1965 годы; в 2012 году его имя присвоено Средней школе № 1 города Глубокое; кроме того, в городе Глубоком в память о Павле Сухом на постамент установлен один из боевых самолетов Конструкторского бюро П. О. Сухого.
2.jpg
Мемориальная доска в Москве,
Ленинский проспект, д.7

1.jpg
Почтовая марка Беларуси, 1995 год

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика