Гаранян Георгий Арамович (15.08.1934 - 11.01.2010)

12.01.2010
Гаранян Георгий Арамович (15.08.1934 - 11.01.2010)

В Краснодаре на 76-м году жизни скончался корифей отечественного джаза, народный артист России Георгий Гаранян. Сердечный приступ случился за два дня до запланированного здесь концерта знаменитого саксофониста, дирижера и композитора. Концерт решено не отменять — 13 января коллеги-музыканты сыграют в его честь.
Георгий Арамович Гаранян родился в 1934 году. Его родители не имели отношения к музыкальному ремеслу (отец был инженером, мать — учительницей), однако тягу сына к музыке поощряли, и уже в 1950-е он играл в оркестре Центрального дома работников искусств. Вначале музыкант попал в коллектив ненадолго и в дублирующий состав — профессионализма не хватало. Однако когда оркестр возглавил Юрий Саульский, заставивший Георгия Гараняна подолгу упражняться на инструменте, молодой саксофонист закрепился на лидирующих ролях. Решающим фактом биографии стало приглашение в оркестр Олега Лундстрема, состоявшего из шанхайских музыкантов-эмигрантов, в полном составе вернувшихся в Россию. Тем временем оркестр ЦДРИ разогнали, в заголовке разгромной статьи "Советской культуры" фигурировало слово "стиляги". В оркестре Олега Лундстрема Георгий Гаранян быстро продвинулся с придуманной специально для него позиции шестого саксофона на место первого в саксофонной группе.
В оттепельные 60-е в составе более мобильных джазовых коллективов Георгий Гаранян гастролировал по стране и за границей. В середине 60-х советское радио уже вовсю транслировало пьесы его сочинения, в этот же период его заметили зарубежные специалисты, в том числе с BBC и "Голоса Америки". В 1973 году оркестр Гостелерадио, где в то время играл Георгий Гаранян, был расформирован. Музыканта и нескольких его коллег пригласили на фирму "Мелодия", где он организовал знаменитейший одноименный ансамбль. Он играл что угодно — эстраду, народные пьесы, джаз, музыку к детским сказкам. Саксофон Георгия Гараняна и аранжировки ансамбля "Мелодия" можно услышать на самых важных записях 70-х — в песнях Аллы Пугачевой, Давида Тухманова, Иосифа Кобзона, Людмилы Гурченко, Андрея Миронова, в Первой симфонии Альфреда Шнитке. До сих пор не утихают споры о том, добрую или злую роль сыграл ансамбль "Мелодия" в карьере Владимира Высоцкого. Но несмотря на упреки в "эстрадности" аранжировок, записи Владимира Высоцкого с музыкантами Георгия Гараняна стали стопроцентной классикой. Музыка ансамбля "Мелодия" фактически сформировала вкус нескольких поколений отечественных слушателей. В то же время в качестве руководителя оркестра комитета по кинематографии Георгий Гаранян сочинил, аранжировал и записал музыку к двум сотням отечественных лент. Итогом этой работы стал написанный Георгием Гараняном учебник для музыкантов эстрадных ансамблей, по которому учатся до сих пор.
В 1980-е годы музыкант вернулся к концертной деятельности и в течение двух десятилетий руководил несколькими джазовыми коллективами, включая оркестр цирка на Цветном бульваре, куда его пригласил Юрий Никулин. Спустя почти полвека после дебюта в оркестре Олега Лундстрема Георгий Гаранян получил предложение от старшего коллеги возглавить легендарный коллектив, созданный в год рождения саксофониста. А в 2006 году Георгий Гаранян создал собственный биг-бэнд. До последних дней он оставался не только одним из самых авторитетных джазовых музыкантов и композиторов страны, но и последовательным популяризатором джаза, рассказывая о любимой музыке на радио- и телеканале "Культура".
Даже уже в очень солидном возрасте, выступая на сцене, Георгий Гаранян производил впечатление легкого музыканта, срывающегося в самые отчаянные импровизации при первой же возможности. Он не считал нужным тратить слишком много времени на авангард, его стихией был классический свинг и эстрадная трактовка джаза, что не мешало ему вступать в блистательные диалоги с такими мастерами, как Лариса Долина, Сергей Мазаев, израильский пианист Леонид Пташка или американская певица Дебора Браун. А самым узнаваемым соло Гараняна-саксофониста, патентованным росчерком его пера, видимо, навсегда останется фрагмент мироновского "Острова невезения" из "Бриллиантовой руки".

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика