RSS Распечатать

Шугуров Лев Михайлович (22.03.1934 - 16.10.2009)

16 октября, в Москве на 76 году жизни скончался советский и российский журналист, автоисторик, инженер-конструктор Лев Михайлович Шугуров, в 60-х года ...

16 октября, в Москве на 76 году жизни скончался советский и российский журналист, автоисторик, инженер-конструктор Лев Михайлович Шугуров, в 60-х годах занимавший пост председателя скоростного комитета Федерации автомобильного спорта СССР.
Лев Михайлович Шугуров Родился в семье инженера по строительству дорог и машинистки одной из московских газет.
В 1952 году поступил в МГТУ им. Баумана на специальности «Автомобили». За сконструированный 10-ти кубовый моторчик для гоночных моделей автомобилей на четвертом курсе получил престижную тогда стипендию Жуковского. Диплом Лев Шугуров защитил по теме «Микролитражный автомобиль» и по распределению попал на МЗМА (АЗЛК).
Молодого инженера-конструктора определили в конструкторское бюро кузовов. Уже через полгода он становится ведущим конструктором по гоночным автомобилям. В результате в 1961 году был собран «Москвич-ГЗ», который впоследствии не единожды побеждал на чемпионатах СССР по кольцевым автомобильным гонкам. За годы работы на АЗЛК под руководством Шугурова на заводе были собраны четыре гоночных автомобиля, среди которых «Москвич Г4», «Москвич 407 купе». Пожалуй, самая известная конструкторская разработка Льва Михайловича — «Антилопа гну» из фильма «Золотой теленок». Она была собрана из частей других автомобилей: рама от «УАЗ 452», задний мост от «ГАЗ 21». По чертежам Шугурова сделали облицовку кузова, переставили руль на правую сторону.
Позднее, в 1965 появилась идея спроектировать двигатель, который бы отвечал требованиям Формулы 1. В КБ решили учетверить двухцилиндровый мотоциклетный двигатель, который выпускал Всесоюзный НИИ Мотопром г. Серпухов. Но для этого необходимы были дефицитные для того времени детали, которые можно было найти только за границей. И все же два мотора построить удалось. На этом эпопея с двигателем для Формулы 1 завершилась.
После этого Лев Шугуров принял нелегкое для себя решение — уйти с МЗМА.
В 1958 году в журнале «За рулём» выходит первая публикация Льва Шугурова. Посвящена она была тому самому микролитражному автомобилю, над которым Шугуров работал еще в МВТУ, и которая позднее выставлялась на ВДНХ. Она и по сей день сохранилась и находится в запасниках Политехнического музея.
В 1967—1994 гг. Лев Шугуров работает в журнале «За рулем» в качестве штатного журналиста отдела «Наука и техника», а потом заведующего отделом и члена редакционной коллегии. Параллельно сотрудничает с 80 изданиями, среди которых такие популярные журналы, как «Моделист-конструктор», «Наука и жизнь», «Обозреватель», «Сельский механизатор». Это был нонсенс для того времени: писать одновременно для нескольких изданий из-за жесткой конкуренции между ними разрешалось не каждому. Позднее были журналы «Автомобиль», «Автомобили», переименованный из «Новостей авторынка», «Драйв», русское издание «Автокар».
Шугуров писал об отечественной автомобильной и мотоциклетной технике, об автоспорте, об истории автомобилестроения и даже ухитрялся давать обзоры зарубежных новинок, что в Советском Союзе не приветствовалось. По его словам, особых предпочтений в тематике не было, лишь бы речь шла об автомобилях.
В середине 70-х годов прошлого века Лев Шугуров, уже трудившийся завотделом в журнале «За рулем», предложил регулярно публиковать историю советского автопрома в рисунках. Именно в рисунках, а не в фото, поскольку многие исторические авто сфотографировать уже не было возможности.
С 90-х Шугуров комментировал чемпионаты СССР по автомобильным кольцевым гонкам, а в начале 1990-х — Гран-при Формулы-1 на российском телевидении, был членом Федерации Автоспорта СССР.
В истории отечественного автопрома, как и во многом другом Лев Шугуров стал пионером. Частная библиотека Шугурова — одно из богатейших в России собраний книг и журналов по автомобильной тематике на 6 языках. Собиралась она буквально по крупицам. Читать, а тем более выписывать зарубежные издания было запрещено. Даже упоминание модели автомобиля иностранного производства расценивалась как пропаганда космополитизма. Приходилось по знакомству на ночь брать номера запрещенных к широкому распространению Motors и Autocar из библиотеки АЗЛК.
С трудом собранный материал лег в основу первой книги Льва Шугурова «Автомобили страны Советов». Двухтомник увидел свет в 1978 году и уже в 90-е годы при третьем переиздании вышел трехтомником «Автомобили России и СССР». Затем последовали «Под знаком льва», «История Рено в России», «Старая любовь не ржавеет» и уже легендарная «Погоня за Руссо-Балтом», «В зеркале заднего вида» (2007).


20.10.2009


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 
Инструмент Студия Камня

Для профессионалов похоронной отрасли

Эпитафии

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae