Вознесенский Андрей Андреевич (12.05.1933 - 01.06.2010)

01.06.2010
Вознесенский Андрей Андреевич (12.05.1933 - 01.06.2010)
1 июня на 78 году жизни после продолжительной болезни у себя дома в Москве скончался Андрей Вознесенский. В 2010 году  он перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился. Первый инсульт поэт пережил 4 года назад.
Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в семье гидроинженера. 
В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым оказала сильное влияние на его судьбу. 
Закончил в 1957 году Московский архитектурный институт.
Первые зрелые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. 
Фактически, он ученик не только Пастернака, но и последнего футуриста Семена Кирсанова. Футуризм в России воскрес в стихах Вознесенского.
Первый сборник, «Мозаика», изданный во Владимире, навлёк гнев властей. Редактора, Капитолину Афанасьеву, сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. 
Второй сборник «Парабола» сразу стал библиографической редкостью. В это время в стране устраиваются на стадионах многочисленные поэтические вечера, больше похожие на антисталинские митинги.
Затем на Вознесенского вместе с Евтушенко и Ахмадулиной обрушивается государственная опала самого Хрущёва. На встрече с деятелями искусства под аплодисменты зала Хрущёв кричит: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!» Помогло личное вмешательство президента США Кеннеди, позвонившего Хрущёву лично и попросившего смягчить судьбу поэта. Вознесенскому разрешили выехать в США для выступлений. Он сразу же стал самым популярным из русских поэтов в США. Его стихи переводил Роберт Кеннеди. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом. Вознесенский друг семьи Артура Миллера. Его встреча с Мерилин Монро запечатлелась в строках: «Я Мерилин Мерилин/Я героиня/Самоубийства и героина». Лишь недавно поэт раскрыл тайну подтекста этого стиха. В образе затравленной властями актрисы он изобразил себя.
Все понимали, что речь идёт не об Америке, а об СССР. Вознесенского продолжали травить. В официальной прессе в «Правде» напечатаны стихи Александра Прокофьева: «В отставку! В отставку!! В от-став-ку/В отставку уходит поэт». Развязана кампания по дискредитации его имени. На улице Горького в окнах сатиры уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой. Среди сора-нечисти изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». Положение поэта в СССР двойственно, с одной стороны, партийные бонзы заискивают перед его мировой славой, с другой — запрещено упоминание его имени в прессе без специального разрешения идеологического отдела ЦК КПСС. Выходящие по тогдашним меркам малыми тиражами сборники почти не появлялись на прилавках, а продавались из-под полы и распределялись как копчёная колбаса среди партийных вельмож, которые вряд ли что-либо смыслили в этой поэзии. 
Участник альманаха «Метрополь» (1978 г.)
Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 г. 
На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Мёрзнет девочка в автомате», «Барабан», «Вслед за мной на водных лыжах ты летишь…» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к одной певице. 
Лирико-драматическая поэма «Юнона и Авось» на музыку Рыбникова до сих пор не сходит со сцены. Это была первая рок-опера в СССР. «Ты меня никогда не забудешь./Ты меня никогда не увидишь.» 
Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.
Вознесенский был дружен со многими деятелями искусства, о встречах с которыми он пишет воспоминания в статьях и романах. Он собеседник Сартра, Хайдеггера, Пикассо.
Жил и работал в Москве в Переделкине по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 6 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения.
Андрей Вознесенский активно работал на стыке поэзии и других видов искусства, изобрел новый жанр искусства - видеому.
Вознесенский был член-корреспондентом Французской Академии имени Малларме (1983), действительным членом Российской академии образования (1993).
С 1986 года был секретарем правления Союза писателей СССР.
Вознесенский занимал пост вице-президента Русского Пен-центра (с 1995).
Был почетным академиком Американской академии искусств, Французской и Баварской академий, Российской академии образования, действительным членом Нью-Йоркской академии наук по секции лингвистика (1996), почетным академиком Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (с 1998).
Андрей Вознесенский был удостоен Государственной премии СССР за 1978 год в области литературы, искусства и архитектуры за книгу стихов "Витражных дел мастер", награжден орденом Трудового Красного Знамени (1983).
Был лауреатом главной премии поэтического фестиваля Стружские вечера поэзии "Золотой венок" /Югославия/ (1984), лауреатом премии американской ассоциации современных языков "За выдающиеся достижения в различных областях человеческой деятельности в литературе, науке, социологии" (1987), кавалером Золотого Почетного знака "Общественное признание" (2003).
Андрей Андреевич Вознесенский был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III (2004) и II (2008) степени.  


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика