Волконский Андрей Михайлович (14.02.1933 - 16.09.2008)

18.09.2008
Волконский Андрей Михайлович (14.02.1933 - 16.09.2008)

Во Франции умер композитор и музыкант Андрей Волконский, основатель знаменитого ансамбля "Мадригал". Ему было 75 лет.
Можно себе представить, как смотрелось на советских афишах 60-х годов это сочетание имени и фамилии, вызывающее самые красочные литературные и исторические ассоциации. И вызывающее совершенно справедливо: Андрей Михайлович Волконский происходил из того самого легендарного княжеского семейства. Его родители познакомились уже в эмиграции, живя во Франции, а затем в Швейцарии. Первоначальное музыкальное образование он получил в Женеве (причем его педагогом был крайне знаменитый в то время пианист румынского происхождения Дину Липатти), после Женевской консерватории продолжил учиться в Парижской.
В 1947 году семья Волконских — как и многие другие эмигранты первой волны, наивно поверившие советской пропаганде,— решилась вернуться в Россию. Будущий основатель "Мадригала" был вынужден продолжать музыкальное образование в Тамбове, но в начале 1950-х он поступил на композиторский факультет Московской консерватории.
Его музыкальные интересы распределялись по двум направлениям: с одной стороны — авангард, с другой стороны — старинная музыка. Такое сочетание для музыкальной жизни (в том числе и отечественной) с тех пор уже успело стать явлением более или менее привычным. Но в советских условиях 50-60-х годов и пристальное внимание к музыкальной старине, и увлечение европейским музыкальным авангардом были родом бунта. И уж, безусловно, новаторством. Андрей Волконский первым стал давать серьезные концерты клавесинной музыки барокко и Ренессанса, и он же создал первое в СССР произведение в додекафонной технике ("Musica stricta" для фортепиано, 1956 год). А созданный в 1964 году (то есть тогда, когда и европейский-то аутентизм только набирал обороты) ансамбль "Мадригал", соответственно, стал первым отечественным коллективом, планомерно открывавшим для широкого слушателя доклассическое музыкальное наследие — от европейского и византийского раннего Средневековья до редких опусов барокко.
Особо благонадежной с точки зрения официоза его что композиторская, что исполнительская деятельность не выглядела: "Я был сальным пятном на мраморном монументе советской музыки",— едко говорил Волконский позднее. Если не считать заказной киномузыки (например, работы для фильмов "Новые приключения Кота в сапогах", "Марья-искусница", "Мертвый сезон"), произведений Волконского публика не слышала.
Спустя 26 лет после переезда в СССР, в 1973 году, Андрей Волконский снова стал эмигрантом. В Европе он успешно продолжал сочинять и выступать, записал клавесинное исполнение "Хорошо темперированного клавира" и даже смог на какое-то время создать замену своему оставшемуся в Москве детищу — ансамбль старинной музыки "Hoc opus".                                                          Последние десятилетия он жил в основном в Экс-ан-Провансе, где и умер от сердечного приступа.

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика