После тяжелой болезни ушла из жизни Наталия Бессмертнова, выдающаяся русская балерина, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.
Она была прима-балериной Большого театра 1960-1990-х, супругой великого хореографа ХХ века Юрия Григоровича и первой исполнительницей главных партий большинства его балетов, открывших новое направление развития советского балетного театра.
Бессмертнова окончила Московское хореографическое училище в 1961 году, где училась у блистательной петербургской балерины Марии Кожуховой и была одной из первых учениц тогда еще только начинающего педагога Софьи Головкиной. Сразу по окончании школы ее приняли в труппу Большого театра, где она проработала до 1995 года.
В 1960-е годы юная Бессмертнова создала выдающуюся трактовку одной из ключевых балетных партий - Жизели. Именно ее интерпретация стала основным ориентиром для последующих исполнительниц вплоть до нашего времени.
Воспоминаниями о своей старшей коллеге с "Российской газетой" поделилась Людмила Семеняка, народная артистка СССР, в недавнем прошлом - прима-балерина, а ныне - педагог-репетитор Большого театра.
- Наталия Игоревна была балериной редкого дарования, яркого ума, сильного характера. Каждый созданный ею образ был как полотно великого художника. Ее Жизель, Фригия в "Спартаке", Рита в "Золотом веке", Раймонда, да и все ее многочисленные роли - воплощение лучших поэтических женских качеств. Для меня она всегда останется непревзойденной романтической балериной. Но кроме того, я бы назвала ее артисткой, летящей над веком. Балериной века для всех нас была Уланова. Наталия Игоревна - безусловная продолжательница ее традиции.
Она была сильной духом женщиной, обладавшей особым жизненным талантом: Бессмертнова была музой своего великого мужа Юрия Григоровича. Я всегда восхищалась, какой изумительной сподвижницей была Наташа, как мудро умела всегда находиться рядом, разделять и отстаивать его творческие взгляды, поддерживать. На это способны только истинно любящие люди, посвятившие друг другу всю жизнь и творчество. Их совместные работы стали эпохальными. Облик Бессмертновой, ее иконописный лик, огромные глаза, загадочность и поэтичность танца - это воплощенная врубелевская Царевна-лебедь, на которую она была похожа и внешне, и по духу.
О Наталии Бессмертновой вспоминает Анна-Мария Прина, директор Академии балета миланского театра "Ла Скала":
- Для меня и для всего балетного мира уход Наташи - огромная утрата. Она была лицом танца. Печально, что такие люди, как она, как недавно скончавшийся Морис Бежар, покидают нас. И еще печальнее, что Наташа ушла все-таки слишком рано. Мы дружили многие десятилетия. Семья Григоровича и Бессмертновой дала мне в жизни, профессии, понимании русской культуры так много и так щедро, что это трудно с чем-либо сравнить. Мы были как родные. Она была выдающейся артисткой, изумительной балериной, а также сильным и мудрым человеком. Жить с Григоровичем непросто, он большой художник, человек сложного характера. Но Наташа его прекрасно понимала, всегда все расставляла по местам, умиротворяла.