В пятом номере журнала я предложил ввести в оборот новый термин - «похоронный директор». В редакцию пришли письма, было много звонков. Предложение оказалось замеченным. Но из телефонных дискуссий следовало, что информации оказалось недостаточно. Вопросов много. Больше сотни. У какой-то части наших читателей статья вызвала некий испуг, озабоченность, что они стали несколько отставать, а будущий фарватер отрасли может быть проложен мимо них. В отрасль буквально врываются молодые люди, по-новому образованные, много умеющие, технически вооруженные. Говорят они на незнакомом языке. У них своя, новая терминология: логистика, маркетинг, паблик рилейшенз, социометрия похорон, похоронный бизнес, экономическая эффективность, извлечение прибыли, похоронная открытка, виртуальное кладбище, сценарные похороны, электронный паспорт захоронения, похоронное такси, геоинформационная инвентаризация кладбищ, похоронный супермаркет, уличный похоронный баннер, рекламный флайер, похоронный манифест, мемо похоронного директора, мануал похоронного директора, портфолио по страхованию жизни. Говорят о хорошо знакомом похоронном деле, но используют другие слова.
Различия чувствуются не только в речи. Изменился внешний вид. В одежде нет ультрамодного, спортивного, кричащего, что можно было бы предположить, говоря о неординарной молодежи. Молодые, а форма одежды - чаще униформа, придуманная ими самими. Университетские выпускники, решившие посвятить себя похоронному сервису, одеваются как белые воротнички - банковские работники. При этом, носить такую официальную одежду от них никто не требует. Сказывается университетская вышколенность, что не наблюдалось ранее. У них другая выправка, новый стиль поведения с клиентами, иная манера вести себя в офисе, общаться с коллегами, начальством. Принимая заказ, они чуть улыбаются, а клиенты воспринимают столь неожиданную психологическую отстраненность так, словно именно этого ждали, да еще благодарят за такую приветливость.
Вместо привычного терпеливого выслушивания о случившемся горе, молодые без толики сомнения предлагают высший профессионализм, отточенный сервис, где продуманной оказывается каждая деталь, включая слово. Своей дисциплинированностью они гордятся. Они убеждены, что это суть похоронного обслуживания. В их буклетах есть указания на то, что такие характеристики обслуживания, как сверхточность, пунктуальность, аккуратность - важнейшие составляющие вежливости. В своей рекламной кампании они не смущаются использовать устоявшиеся похоронные клише двухвековой давности: «Дисциплинированный штат траурной прислуги».
Реплик и высказываний такого рода было много. Жалею, что не зафиксировал все. Неожиданно получился любопытный срез отрасли. Когда пришли первые звонки, я пытался объяснять по телефону, что моя статья несколько о другом. Но потом понял. Читатели по-своему восприняли материал о новой роли организатора похорон. Журнальная информация наложилась на их собственные раздумья, переживания о грядущих переменах в отрасли. То, что в похоронном деле происходят изменения, понимают почти все. Началась смена поколений. Отрасль перевооружается технически. Происходит замена самой парадигмы похоронной отрасли, она меняется концептуально. Фундаментальные изменения уже коснулись практически всех ее сфер. Как всегда, в эпоху перемен кто-то считает, что еще есть время понаблюдать, что появится новое, воочию увидеть, как приживаются нововведения, а затем, оценив первые чужие опыты, можно будет присоединиться к передовому. Другие - в тревоге вглядываются в будущее, боясь, что мелкий бизнес на грани разорения. На смену, как в Америке и Европе, придут крупные корпорации, а у средних и мелких похоронных фирм не будет средств и возможностей модернизировать свое производство. Третьи, самые активные, не хотят, чтобы перемены их застигли врасплох и намерены усвоить лучший зарубежный и отечественный опыт, обучиться в самых престижных учебных заведениях, в том числе в Европе, чтобы самим создавать в России новую культуру погребения XXI века, торить дорогу, быть в авангарде.
Последних многое тревожит. Вопросов больше, чем ответов, а в самой отрасли практически нет теоретиков. Соответственно - нет учебников. Исследования ведутся фрагментарно, затрагивая главным образом законодательную базу отрасли, оставляя в забвении культурологические, экономические, исторические, философские, методологические, лингвистические, эстетические и многие другие проблемы и вопросы, которые накопились в отрасли. Исключение, пожалуй, составляют исследования и разработки, которые последовательно, многие годы проводит общество в области кремации, диагностики аварийных ситуаций. Брошюры и сборники с полезными рекомендациями периодически выпускаются группой ученых под руководством Н. И. Жукова.
Это коротко о моей дискуссии с читателями после выхода статьи «Похоронный директор - будущее название древней профессии». Добавлю, сам термин «похоронный директор», который был в российском обиходе в XIX веке, ни у кого не вызвал неодобрения. Люди выражали готовность принятия этого словосочетания, требовали большей расшифровки его содержания, что я и намерен предпринять в этой статье. Предлагаю материал о характере работы похоронного директора, собранный мною из разных источников. Чтобы ответить на вопросы, заданные по телефону и в письмах, мне пришлось связаться с несколькими знакомыми похоронными директорами в США, Англии, Финляндии. Ответы были получены от моих зарубежных друзей тотчас. Поэтому вместо статьи о кремации в Индии, где я недавно побывал, предлагаю более насущную статью.
Президент Национальной ассоциации похоронных директоров Великобритании Дерек Мосс прислал мне увесистый и многостраничный справочник - подробное руководство в работе похоронного директора. Я спешно его отдал в перевод, после завершения которого у читателей будет много полезной и любопытной информации. В июле-августе вместе с младшим сыном Борисом будем изучать опыт похоронных директоров Англии, а в конце августа планирую обучиться вместе с двадцатью пятью похоронщиками России в единственном в Европе специализированном учебном центре по подготовке похоронных кадров Германии. Так что осенью расскажу еще и о функциональных обязанностях, условиях работы английских и немецких похоронных директоров.
Практика похоронного дела и похоронные традиции варьируются в разных культурах и религиях. Среди разнообразия форм похоронного обряда в США в разных частях страны похоронное дело имеет несколько общих черт, встречающихся повсеместно: эвакуация тела в морг, подготовка тела, проведение церемонии отдания почестей умершему согласно духовным ценностям и религии семьи, погребение останков. Все это осуществляют похоронные директора.
Похоронных директоров называют еще распорядителями похорон, похоронщиками, гробовщиками. Эта профессия, возможно, привлекательна не для всех. Но те, кто посвятил себя этому делу, гордятся тем, что помогают людям в нелегкое время, давая облегчение и поддержку.
Похоронный директор организует все детали и обеспечивает «логистику» похорон. Он общается с семьей, чтобы выяснить желаемый вид похорон, церемонии прощания, способа захоронения. Все чаще умерший оставляет родственникам письменные инструкции по поводу своих похорон. Вместе с семьей похоронный директор определяет дату, место, время прощания с усопшим, похоронной службы и погребения. Он организует катафалк для доставки умершего в морг или похоронный дом.
В обязанности похоронного директора входит подготовка некролога и размещение его в газетах. Похоронный директор подбирает ведущего траурной церемонии и назначает людей, несущих гроб, договаривается о времени готовности могилы с руководством кладбища, организует оформление всех помещений, где будут проходить прощальные церемонии, организует кортеж для доставки умершего, родственников, цветов на кладбище. В случае, если необходима репатриация тела (похороны в другой стране или
городе), похоронный директор обеспечивает подготовку и отправку тела.
Большинство похоронных директоров обучены, лицензированы и практикуют бальзамирование. Бальзамирование - это санитарно-гигиеническая, косметическая и консервирующая процедура, с помощью которой умершего готовят к погребению. Если похороны проводятся позднее чем через 24 часа после смерти, государственный закон предписывает обязательное замораживание или бальзамирование тела умершего.
При бальзамировании тела специалист сначала обмывает тело бактерицидным мылом или раствором и с помощью приборов заменяет кровь на бальзамирующую жидкость, чтобы предотвратить быстрое разложение тканей. В случае необходимости при помощи специальных средств (глина, вата, гипс, воск) проводится восстановление формы различных частей тела, поврежденных болезнью или увечьями. Бальзаматор может использовать косметику для придания лицу естественного цвета. После этого тело одевают и укладывают в гроб. В обязанности похоронного директора входит ведение отчета о бальзамировании, а также реестра ценностей и одежды, полученных во время приема тела. В больших похоронных домах может быть несколько специалистов по бальзамированию и ассистентов.
Похоронный обряд может проводиться на дому, в церкви, похоронном доме, на кладбище или в крематории. Церемония может быть нерелигиозной (гражданской), но, как правило, она проводится в соответствии с вероисповеданием семьи, поэтому похоронный директор должен знать особенности похоронных традиций различных конфессий, этнических групп. Например, некоторые религии запрещают бальзамирование или кремацию умерших.
Захоронение тела в гробу до конца XX века было самым распространенным видом погребения в этой стране. Кремация - сжигание тела в специальной печи - приобретает все большую популярность по экологическим и экономическим соображениям. Траурная церемония может проводиться где угодно и в любое время, иногда спустя месяцы после смерти, когда соберутся все родственники умершего. В случае кремации родственники также предпочитают организовать похороны (похоронную церемонию). Похороны с последующей кремацией ничем не отличаются от церемонии с погребением гроба в землю. Прах после кремации помещается в специальную урну, после чего может быть захоронен в земле, помещен в нишу колумбария или развеян на специально отведенном на кладбище поле.
Похоронный директор обязан получить все необходимые документы, связанные со смертью, представить эти документы в соответствующий государственный орган и получить свидетельство о смерти. Свидетельство о смерти и его копии передаются родственникам. Эти бумаги могут понадобиться для оформления пособий, льгот, пенсий, страховок.
Похоронные директора нередко планируют похороны вместе с клиентом заранее, до смерти последнего. В последнее время эта услуга все более востребована, давая возможность людям высказать свои пожелания и оставить инструкции по поводу собственных похорон своим родственникам.
Во всех штатах США лицензирование похоронных директоров обязательно. В разных штатах законодательство различно, но в общем требования едины: не моложе 21 года, два года обучения похоронной профессии в соответствующем учебном заведении, один год стажировки в качестве ученика, квалификационные экзамены. После получения лицензии новый похоронный директор может поступать на работу в похоронный дом. Для проведения бальзамирования также необходима отдельная лицензия, в некоторых штатах похоронный директор получает единую лицензию, включающую право на предоставление услуг бальзамирования.
Программы похоронной профессии в колледжах варьируются от двух до четырех лет обучения. В США аккредитовано около 50 программ обучения. Программы, как правило, включают такие предметы, как анатомия, физиология, патанатомия, техника бальзамирования, реставрация лица, менеджмент, финансы и бухгалтерия, этика общения с клиентом. Навыки по использованию компьютера в управлении похоронным домом и в осуществлении продаж - обязательны. Также в программу могут входить такие дисциплины, как социальные науки, юриспруденция, этика, психология, психотерапия горя, устная и письменная коммуникация, законодательство о похоронном деле, общегражданское законодательство. Образовательные программы для лицензированных директоров предлагаются также национальными профессиональными ассоциациями. Эти программы охватывают темы профессиональной коммуникации, маркетинга, консультирования, менеджмента. Более 30 штатов требуют постоянного обучения похоронных директоров. Последнее является основанием для продления лицензий.
Стажировка выпускников проводится под патронажем опытных лицензированных директоров. В зависимости от закона штата, стажировка может длиться от года до трех лет до, после или во время учебы в специальном учебном заведении. Стажировка дает практические навыки во всех аспектах похоронного дела - от бальзамирования до отправки тела за рубеж. Государственные экзамены различны по содержанию, как правило, обязательно состоят из устной, письменной и практической частей. Директора, желающего работать в другом штате, могут попросить сдать экзамен снова в этом штате. Однако многие штаты имеют внутренние договоренности о лицензировании без переэкзаменовки.
Большинство похоронных домов - небольшие, семейные предприятия, похоронный директор - это обычно либо владелец похоронного дома, либо один из его сотрудников.
Именно на похоронном директоре лежит ответственность за успех и процветание бизнеса похоронного дома. Директор осуществляет контроль доходов и расходов, перечень и качество услуг, выставление и оплату счетов за выполненные услуги, уплату налогов. Все чаще похоронные директора используют специализированные компьютерные системы для финансовых, бухгалтерских и маркетинговых операций. Некоторые используют интернет для общения со своими клиентами, планирования похорон, создания электронных мемориалов, некрологов, гостевых книг.
Похоронные директора поощряют дружескую атмосферу взаимопомощи среди своих сотрудников и сострадательное отношение к семьям умерших. Все больше похоронных домов оказывают психологическую помощь родственникам после похорон, предлагая психотерапию горя после смерти близкого человека.
Большинство похоронных домов имеют часовню (зал прощания), одну или более комнат семейного прощания, выставочный зал с образцами гробов и похоронных принадлежностей, помещения для санитарной обработки тела, бальзамирования. Похоронный дом может иметь один или несколько катафалков, машину для цветов и венков, лимузины для участников процессии, иногда машину скорой помощи.
ПОХОРОННЫЙ ДИРЕКТОР В АНГЛИИ
Похоронные директора, как правило, работают много, ненормированно, работа связана с постоянным стрессом. Многие похоронные дома работают круглосуточно и могут принять заказ на эвакуацию тела из дома среди ночи. В Англии полагают, что работа похоронного директора связана с постоянным стрессом. Поэтому зачастую их работа построена посменно, так как заказы случаются и вечером, и в выходные дни, и в праздники. В небольших похоронных домах рабочий день может быть различным, в больших организациях, как правило, сотрудники работают восемь часов, пять или шесть дней в неделю. Похоронные директора часто подвергаются опасности заражения инфекционными заболеваниями при работе с мертвым телом, однако риск минимален при соблюдении всех мер предосторожности и санитарных норм.
Внешний вид похоронного директора показывает уважение к клиенту, поэтому все сотрудники похоронного дома должны быть соответственно одеты. Профессиональная этика требует короткой стрижки, опрятной бороды у мужчин. Костюм, галстук и строгое платье, юбка и жакет - обычная униформа похоронного директора. Приветствуется консервативный стиль.
Профессиональные качества, которыми должен обладать похоронный директор, - это спокойствие, самообладание, чувство такта, коммуникабельность. Он также должен иметь желание и умение утешить, успокоить человека в часы горя.
ПОХОРОННЫЙ ДИРЕКТОР В АНГЛИИ
Похоронные директора, как правило, работают много, ненормированно, работа связана с постоянным стрессом. Многие похоронные дома работают круглосуточно и могут принять заказ на эвакуацию тела из дома среди ночи. В Англии полагают, что работа похоронного директора связана с постоянным стрессом. Поэтому зачастую их работа построена посменно, так как заказы случаются и вечером, и в выходные дни, и в праздники. В небольших похоронных домах рабочий день может быть различным, в больших организациях, как правило, сотрудники работают восемь часов, пять или шесть дней в неделю.
Похоронные директора часто подвергаются опасности заражения инфекционными заболеваниями при работе с мертвым телом, однако риск минимален при соблюдении всех мер предосторожности и санитарных норм.
Внешний вид похоронного директора показывает уважение к клиенту, поэтому все сотрудники похоронного дома должны быть соответственно одеты. Профессиональная этика требует короткой стрижки, опрятной бороды у мужчин. Костюм, галстук и строгое платье, юбка и жакет - обычная униформа похоронного директора. Приветствуется консервативный стиль.
Профессиональные качества, которыми должен обладать похоронный директор, - это спокойствие, самообладание, чувство такта, коммуникабельность. Он также должен иметь желание и умение утешить, успокоить человека в часы горя.
Сергей ЯКУШИН, вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России, Новосибирск
#GALLERY#