Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»

30.01.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»

Анализ рынка похоронных услуг, проведенный ФАС России в 2009-2010 гг. выявил наличие на законодательном уровне - в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон) барьеров входа на рынок похоронных услуг и возможности для доминирования государственных и муниципальных предприятий на указанном рынке. В соответствии с Законом, услуги по захоронению и перезахоронению, по организации и проведению обряда прощания, по транспортированию останков и праха умерших и другие похоронные услуги вправе оказывать только специализированные службы по вопросам похоронного дела. При этом родственники умерших лишены как права выбора более качественных услуг, так и возможности контроля качества и права на возмещение морального вреда, причиненного недобросовестными действиями сотрудников специализированных служб.

Законопроектом предусмотрены меры, направленные на:

- демонополизацию рынка похоронных услуг, создание саморегулируемой организации в сфере ритуальных услуг, устанавливающей требования к своим членам, к качеству услуг, правила похоронной этики, а также механизм компенсации ущерба, причиненного потребителям услуг – из компенсационного фонда СРО;

- установление прозрачности цен на ритуальные услуги, для чего вводится требование о размещении в открытом доступе, в том числе на зданиях администраций кладбищ, на сайтах местных администраций и сайтах администраций кладбищ, в местных СМИ сведений о членах СРО и ценах на ритуальные услуги;

- установление запрета на незаконный обмен информации между должностными лицами, которым в силу своей деятельности становится известно о факте смерти (сотрудников полиции, медицинских работников) и сотрудниками кладбищ;

- устранение барьеров для создания негосударственных кладбищ;

- разграничение услуг по уходу за кладбищами и ритуальных услуг;

- запрет сотрудникам моргов оказывать ритуальные услуги;

- введение государственного контроля на рынке ритуальных услуг.

Одним из часто встречающихся видов недобросовестной конкуренции на рынке похоронных услуг является оказание услуг без образования юридического лица или лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. Цены услуг указанных лиц на «черном» рынке существенно дешевле, чем у организаций и предпринимателей, работающих на законных основаниях, однако и качество услуг не соответствует общепринятым нормам. Необходимо создание общефедеральной саморегулируемой организации в сфере похоронных услуг и принятие ею жестких правил и стандартов, основанных на критериях, установленных Законом, а также закрепление мер, ограничивающих участие хозяйствующих субъектов в профессиональной деятельности в сфере похоронного дела, в случае нарушения ими установленных саморегулируемой организацией стандартов и правил, в том числе норм похоронной этики.

Законопроектом предоставляется возможность оказания похоронных услуг всем хозяйствующим субъектам, при условии их членства в СРО и удовлетворении ряду объективных требований — о наличии в собственности, аренде или на другом законном основании имущества, наличии специального образования и т.д. - в зависимости от конкретного вида оказываемой услуги. Лицом, оказывающим ритуальные услуги, в соответствии с законопроектом, может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, являющееся членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, занимающееся деятельностью по оказанию одного или нескольких видов ритуальных услуг. В этой связи законопроектом уточняются полномочия органов местного самоуправления в сфере похоронных услуг, закрепляется запрет нанаделение принадлежащих им полномочий юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также лиц, оказывающих ритуальные услуги.

Среди факторов оказывающих существенное влияние на монополизацию рынка ритуальных услуг два особое значение имеют такие, как допуск на кладбище и владение информацией о факте смерти гражданина.

В действующей редакции Закона отсутствует запрет на разглашение сведений о смерти, ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан в области разглашения сведений об умершем, право граждан на обжалование действий за разглашения сведений об умершем. Кроме антимонопольной составляющей появление таких разделов несет на себе этическо - гуманитарную основу, защищающую права граждан.

Законопроектом устанавливается запрет должностным лицам органов местного самоуправления, администрациям кладбищ, медицинским работникам, сотрудникам органов внутренних дел, должностным лицам иных учреждений и организаций, которые в силу своих должностных обязанностей имеют доступ к информации о фактах наступления смерти граждан, на навязывание лицам, взявшим на себя погребение умерших, приобретение услуг по погребению, в том числе входящих в бесплатный перечень услуг по погребению.

Одной из целей законопроекта является устранение барьеров для создания негосударственных кладбищ, деятельность которых Законом не предусмотрена. Законопроектом устанавливаются основные принципы организации негосударственных кладбищ, порядок деятельности которых будет регулироваться субъектами Российской Федерации, с учетом местных особенностей, но с соблюдением требований настоящего Федерального закона. Предлагается предоставить возможность членам саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела заключать долгосрочный договор аренды земельного участка, без права субаренды и выкупа. Запрещается изменять целевое назначение участка, даже в случае досрочного расторжения договора. Устанавливаются также обязательные требования к регистрации захоронений и доступу информации о перечне и стоимости ритуальных услуг путем размещения соответствующей информации на сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и в административном здании кладбища.

Государственный контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями в сфере похоронного дела требований законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения критериев участниками саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела при их создании и в ходе осуществления деятельности предлагается возложить на антимонопольный орган, а контроль за соблюдением участниками саморегулируемых организаций санитарных и экологических требований к содержанию мест погребения - на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика