Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
«О погребении и похоронном деле»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 146; 1997, № 26, ст. 2951; 2000, № 33, ст. 3348, № 2, ст. 160; 2004, № 35, ст. 3607, № 1, ст. 26; 2008, № 49, ст. 5736; 2011, № 48, ст. 6732) следующие изменения:
1) В Главе I:
а) Дополнить статьями 1.1., 4.1., 4.2. следующего содержания:
«Статья 1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
агентские услуги - прием и оформление заказа на организацию похорон и/или приобретение ритуальных принадлежностейи намогильных сооружений в пункте приема заказов или с выездом по адресу, указанному потребителем, консультативная помощь, оформление необходимых документов, сопровождение обряда прощания, в том числе услуги по организации и проведению обряда прощания;
бальзамирование - обработка тела умершего или погибшего с использованием специальных средств для его сохранения;
волеизъявление умершего — пожелание лица о способе и месте погребения и (или) организации и проведении похорон, выраженное в устной форме в присутствии свидетеля(ей) или в письменной форме, о поручении исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу;
исполнитель волеизъявления умершего (погибшего) – лицо, указанное в волеизъявлении умершего, при его согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего (погибшего) относительно порядка его погребения, а также лица, действующие по его поручению и в его интересах. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом(й), близкими родственниками, родственниками других степеней родства;
захоронение останков (праха) умерших или погибших – процесс предания земле останков умерших или погибших в гробе или без гроба, помещения гроба с останками в склеп, саркофаг, мавзолей, пантеон либо процесс помещения урн с прахом в могилы и колумбарные ниши или развеивание праха на специально отведенных участках;
катафальный транспорт - специальное или приспособленное транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке и предназначенное для перевозки гроба с телом (останками) умершего (погибшего), урны с прахом умерших или погибших и участников погребения или без таковых;
кладбище (места погребения) – объект похоронного назначения, включающий в себя: участки земли для погребения тел (останков) умерших (погибших); здания, сооружения и иные объекты, предназначенные для осуществления захоронения и оказания иных ритуальных услуг;
копка могилы - работы, производимые на месте захоронения по выемке грунта (вручную, или механизированным способом), предшествующие обряду погребения тела (останков) умершего земле и последующему закапыванию могилы;
кремация – предание останков умершего или погибшего, биологических материалов огню;
крематорий – объект похоронного назначения, с местами захоронений или без таковых, предназначенный для кремации тел (останков) умерших или погибших, биологических материалов при помощи кремационного оборудования;
лицо, ответственное за место захоронения – лицо, осуществляющее содержание места захоронения и уход за ним;
место погребения – часть пространства объекта похоронного назначения, предназначенная для проведения обрядовых действий по захоронению останков умерших (погибших) или кремации, праха и урн с прахом, специально организованная в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями;
государственные (муниципальные) места погребения – места погребения, расположенные на земельном участках, находящихся в государственной (муниципальной) собственности и не переданных на основании договора аренды члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;
негосударственные (арендованные) места погребения - места погребения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной (муниципальной) собственности и переданных на основании договора аренды члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;
место захоронения – часть пространства объекта похоронного назначения, предназначенная для захоронения останков или праха умерших (погибших), организованные в виде могил, склепов, мавзолеев, пантеонов, зданий-кладбищ, колумбарных стен с нишами, специальных участков для развеивания праха умерших (погибших);
морг - помещение или группа помещений, входящие в состав патолого-анатомических отделений медицинских организаций, бюро судебной медицины, бюро судебной экспертизы, в которых проводятся судебно-медицинские экспертизы и хранятся тела или части тел умерших или погибших;
намогильные сооружения (надгробия) - памятные (мемориальные) сооружения, установленные на могилах: склепы, усыпальницы, мавзолеи, памятники, кресты, ограды;
объект похоронного назначения — градостроительный или архитектурный комплекс или объект, территория или участок, предназначенный для ритуального обслуживания населения;
опайка цинкового гроба - технологический процесс, обеспечивающий герметизацию цинкового гроба для транспортирования в соответствии с санитарными и таможенными требованиями;
организация и проведение обряда прощания - предоставление и оформление ритуального зала для проведения обряда прощания, организация и проведение скорбной церемонии в ритуальном зале и (или) на месте захоронения и иных местах;
останки - тело умершего (погибшего) или его фрагменты;
повторное использование места захоронения – осуществление захоронения тела (останков) умерших, не являющихся супругом (супругой) или родственниками лица, ранее похороненного на данном месте захоронения;
погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации), развеивание праха;
похороны – церемония, включающая в себя: подготовку к прощанию с телом умершего (погибшего), обряд прощания, захоронение останков или урны с прахом и поминовение после захоронения;
похоронные принадлежности – предметы ритуального назначения, используемые при погребении, в том числе гробы, погребальные урны, венки, ленты (в том числе и с надписями), а также изделия, содержащие символику и применяемые в ходе похоронного церемониала;
профессиональная похоронная этика (похоронная этика) - свод принципов и базовых правил поведения, разрабатываемый саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела, являющийся обязательным для соблюдения членами саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела;
предпохоронное содержание останков умерших (погибших) - прием и предпохоронное хранение тел умерших, причина смерти которых установлена, подготовка тел умерших к погребению (бальзамирование, санитарная и косметическая обработка), выдача тел умерших;
ритуальные услуги - агентские услуги; услуги по погребению и перезахоронению, услуги по кремации; по организации и проведению обряда прощания; по транспортированию останков и праха умерших; по изготовлению похоронных принадлежностей; по изготовлению и установке намогильных сооружений; осуществлению граверных, скульптурных работ, изготовлению и креплению фотокерамических изделий; по предпохоронному содержанию останков умерших, по уходу за местами захоронения;
содержание мест погребения - поддержание порядка на территории кладбища в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле;
транспортирование останков и праха умерших -перевозка тел, останков умершего или погибшего в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел к месту захоронения, в том числе перевозка тел (останков) в другие города или государства;
удостоверение о захоронении (паспорт захоронения) - документ, содержащий сведения о захороненных лицах, об адресе захоронения (название кладбища, участок, квартал, ряд, место); о лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающий его право дальнейшего использования места захоронения; об установленном намогильном сооружении; о размере выделенного под захоронение участка земли. Удостоверение о захоронении (паспорт захоронения) регистрируется в базе данных захоронений;
услуги по погребению и перезахоронению - прием и оформление заказа на захоронение и эксгумацию, проведение эксгумации, транспортирование извлеченных останков или праха, подготовка мест захоронений, осуществление погребения, услуги кладбища, колумбария;
услуги по изготовлению предметов похоронного назначения - изготовление похоронных принадлежностей, обрядовой атрибутики и намогильных сооружений;
услуги по кремации - прием и оформление заказа на кремацию, кремация и обработка праха, хранение и выдача праха;
услуги по уходу за местами захоронения - услуга, предусматривающая уборку могильного участка, озеленение и декоративное оформление могильного участка, уход за намогильным сооружением, колумбария и их ремонт;
поддержание порядка на территориях мест погребения (кладбищ) – мероприятия, включающие в себя уход и благоустройство территорий кладбища, в том числе: круглосуточная охрана кладбищ, уборка внутренней и прилегающих территории кладбища (кроме мест захоронений); вывоз мусора; очистка дорожек, тротуаров, основных дорог; уборка снега; очистка дренажных канав и систем; обслуживание акватории и береговых откосов, находящихся в границах кладбищ; снятие деревьев категории «угроза»; сухостойных деревьев; уборка общественных туалетов; обеспечение кладбища летним поливочным водоснабжением, электро-теплоснабжением; уход за намогильными сооружениями и зелеными насаждениями на братских и воинских захоронениях и могилах, находящихся под охраной государства;
услуги по поддержанию порядка на территориях мест погребения (кладбищ) – услуги оказываемые организацией по поддержанию порядка на территориях мест погребения (кладбищ);
учет мест захоронения – первичная регистрация, обработка и хранение информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии мест захоронения, лицах, захороненных на них, и лицах, ответственных за них;
эксгумация - извлечение тела, останков умершего или погибшего из места захоронения для производства следственных и иных процессуальных действий в порядке уголовного судопроизводства, или для перезахоронения.»;
«Статья 4.1. Лица, оказывающие ритуальные услуги
Лицо, оказывающее ритуальные услуги – юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, являющееся членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, занимающееся деятельностью по оказанию одного или нескольких видов ритуальных услуг.»;
«Статья 4.2. Повторное использование мест захоронения
1. Повторное использование места захоронения допускается на негосударственных (арендованных) кладбищах по истечении кладбищенского периода, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2882-11, с соблюдением требований пункта 2 настоящей статьи.
2. Повторное использование места захоронения возможно только после проведения эксгумации с последующим захоронением или кремацией останков, в порядке и с соблюдением гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, и сооружений похоронного назначения, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.»;
б) статью 3 исключить;
в) в пункте 1 статьи 4 первое предложение исключить
г) в статье 6 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела» заменить словами «в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона».
д) дополнить статьей 6.1.следующего содержания:
«Статья 6.1 Нормы профессиональной похоронной этики
1. Профессиональная похоронная этика представляет собой свод принципов и базовых правил поведения лиц, оказывающих ритуальныеуслуги,направленный на соблюдение интересов всех лиц, чьи интересы затронуты такой деятельностью, а также государства, общества и природы.
2.К действиям, нарушающим нормы профессиональной похоронной этики, относятся:
- нарушение волеизъявления умершего, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации,
- обращение к лицам, понесшим утрату, с предложениями о предоставлении ритуальных услуг, за исключением обращений, адресованных неопределенному кругу лиц;
- навязывание населению ритуальных услуг итоваров, а также религиозных и иных обрядов и символики, музыкального сопровождения, не соответствующих волеизъявлению умершего.
3. За нарушение норм профессиональной похоронной этики и совершение действий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и уставом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.»;
2) в Главе II:
а) в пункте 1 статьи 7 слово «погребения» заменить словом «захоронения»;
б) дополнить пункт 1 статьи 7 новым предложением следующего содержания:
«Взимание денежных средств за предоставление земельных участков для захоронения, в том числе в виде предоплаты, заключение договоров, предусматривающих использование земельного участка для захоронения в будущем, за исключением случаев, установленных статьей 21 настоящего Федерального закона, на государственных и муниципальных кладбищах запрещается.».
в) в пункте 2 статьи 7 слова «на указанном им месте погребения» заменить словами «на указанном им месте захоронения», дополнить словами «на государственных, муниципальных кладбищах»;
слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела» заменить словами «лицом, оказывающим услуги по погребению и перезахоронению».;
г) статью 8 дополнить пунктами 2, 3 следующего содержания:
«2. Должностные лица органов местного самоуправления, медицинские работники, сотрудники органов внутренних дел, должностные лица иных учреждений и организаций, которые в силу своих должностных обязанностей имеют доступ к информации о фактах наступления смерти граждан, не вправе навязывать и (или) предлагать родственникам умерших, иным лицам, взявшим на себя погребение умерших, приобретение услуг по погребению, в том числе входящих в гарантированный перечень услуг по погребению.
3. Оказание ритуальных услуг паталого-анатомами, судебно-медицинскими экспертами, а также медицинскими работниками запрещается.»;
г) в пункте 1 статьи 9:
последний абзац изложить в следующей редакции: «Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела по согласованию с органом местного самоуправления либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – в зависимости от принадлежности кладбища.»;
в подпункте 4 слово «погребение» заменить словом «захоронение»;
д) в пунктах 2, 3 статьи 9 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела», «специализированной службе по вопросам похоронного дела» заменить словами «лицами, оказывающими услуги по погребению и перезахоронению» в соответствующих падежах;
пятый абзац пункта 3 статьи 9 дополнить словами:
«, а также в иных случаях – по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации»;
пункт 3 статьи 9 дополнить новым абзацем следующего содержания:
«В случае отсутствия лиц, оказывающих услуги по погребению и перезахоронению, орган местного самоуправления обязан обеспечить выполнение требований пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления.»;
е) в абзаце 4 пункта 1 статьи 11 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела» заменить словами «органом местного самоуправления»;
ж) статью 11 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. Порядок оказания услуг по погребению граждан, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, а также услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений на месте их захоронения, устанавливается Правительством Российской Федерации»;
з) в названии статьи 12 слово «погребение» заменить словом «захоронение»;
и) в пунктах 1, 2 статьи 12 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела» заменить словами «лицом, оказывающим услуги по погребению и перезахоронению, победившем на торгах в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а в случаях, если торги были признаны несостоявшимися - в порядке и на условиях, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления.»;
к) в пункте 3 статьи 12 слова «, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела» исключить.
л) в статьях 13, 14, 14.1 слово «погребение» заменить словом «захоронение».
3) в Главе III:
а) абзац четвертый пункта 2 статьи 15 исключить;
б) пункт 5 статьи 16 дополнить предложением следующего содержания:
«Нарушение границ участков для захоронения влечет ответственность; предусмотренную законодательством Российской Федерации.»;
в) пункт 6 статьи 17 исключить;
г) дополнить статьями 17.1., 17.2. следующего содержания:
«Статья 17.1. Организация работ по содержанию муниципальных мест погребения
1. Организация работ по содержанию муниципальных мест погребения осуществляется органом местного самоуправления.
2. В случае принятия решения органом местного самоуправления о передаче права выполнения работ (услуг) по содержанию места погребения, указанные работы (услуги) могут быть переданы на конкурсной основе в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
3. Организации, независимо от их организационно-правовой формы, а также физические лица, обладающие статусом субъекта предпринимательской деятельности, осуществляющие услуги по содержанию мест погребения не вправе заниматься оказанием ритуальных услуг, а также осуществлять действия, полностью или частично относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления.
Статья 17.2. Организация работ по содержанию государственных мест погребения
1. Организация работ по содержанию государственных мест погребения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. В случае принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о передаче права выполнения работ (услуг) по содержанию места погребения, указанные работы (услуги) могут быть переданы на конкурсной основе в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
3. Организации, независимо от их организационно-правовой формы, а также физические лица, обладающие статусом субъекта предпринимательской деятельности, осуществляющие услуги по содержанию мест погребения не вправе заниматься оказанием ритуальных услуг, а также осуществлять действия, полностью или частично относящиеся к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.»;
д) в статье 18:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Государственные и муниципальные общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 29 настоящего Федерального закона»;
в пункте 4 первое предложение исключить.
е) дополнить статьей 20.1. следующего содержания:
«Статья 20.1. Общие принципы организации и деятельности негосударственных (арендованных) кладбищ
3. Договор аренды земельного участка для целей организации негосударственного (арендованного) кладбища должен содержать положения, предусматривающие:
передачу земельного участка в аренду на 49 лет;
запрет на изменение целевого назначения земельного участка;
запрет на передачу земельного участка в субаренду, а также на право выкупа земельного участка;
обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) в случае досрочного прекращения оператором деятельности по захоронению и обслуживанию кладбища обеспечить функционирование кладбища;
обязательство сдавать в архив органа местного самоуправления сведения о произведенных захоронениях в электронном или бумажном виде с соблюдением требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи.
При надлежащем исполнении обязанностей оператором, договор аренды может быть продлен на срок не более 49 лет.
4. Каждое захоронение на негосударственном (арендованном) кладбище регистрируется в книге регистрации захоронений на основании свидетельства о смерти и договора о захоронении с указанием даты смерти, даты захоронения, фамилии, имени, отчества умершего, серии и номера свидетельства о смерти, порядкового номера свидетельства о смерти, порядкового номера участка и могилы, фамилии, имени, отчества лица, осуществляющего захоронение.
Книга регистрации (учета) захоронений является документом строгой отчетности.
5. Оператор обязан обеспечить доступ к информации о перечне и стоимости ритуальных услуг, о наличии свободных участков для захоронений на кладбище путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет», а также в административном здании кладбища.
ж) последнее предложение пункта 1 статьи 24 исключить.
4) В Главе IV:
а) пункт 2 статьи 25 изложить в следующей редакции:
«2. Организация похоронного дела в Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления.
Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляется лицами, оказывающими ритуальные услуги.
Определение основных направлений государственной политики и нормативно-правовое регулирование, утверждение федеральных целевых программ, направленных на развитие похоронного дела в Российской Федерации в сфере погребения и похоронного дела осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Реализация государственной политики и регулирования в сфере погребения и похоронного дела, разработка региональной нормативной и правовой базы с учетом интересов и особенностей регионов, участие в разработке федеральных целевых программ, разработка и принятие региональных целевых программ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере погребения и похоронного дела.
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.»;
б) дополнить новой статьей 25.1 следующего содержания:
«Статья 25.1. Полномочия органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест погребения
1. К полномочиям поселений, городских округов, осуществляемым в целях реализации задачи по организации ритуальных услуг и содержанию мест погребения относятся:
1) предоставление гражданам на кладбище мест для захоронения в порядке очередности;
2) учет мест захоронения, ведение регистрации и базы данных по захоронениям и перезахоронениям, выдача ответственным лицам удостоверений на места захоронения;
3) выдача родственникам, законным представителям умерших и иным лицам сведений о датах и местах захоронения умерших;
4) установление режима работы кладбищ и крематориев;
5) выдача разрешений на захоронение (пропусков на въезд катафалка с гробом и телом умершего на территорию кладбища) членам саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, входящим в реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги;
6) предоставление гражданам в круглосуточном режиме информации о гарантированном перечне услуг по погребению и о членах саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, внесенных в реестр, а также иной информации, связанной с погребением умерших;
7) осуществление мероприятий по поддержанию порядка на территории кладбища в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 4 статьи 29 настоящего Федерального закона;
8) ведение реестра лиц, оказывающих ритуальные услуги;
9) отвод земельных участков для размещения мест погребения в соответствии с земельным и градостроительным законодательством;
10) определение порядка ведения реестра лиц, оказывающих ритуальные услуги;
11) создание попечительских советов с участием представителей саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, действующих на территории муниципального образования;
12) согласование с саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела требований к качеству ритуальных услуг;
13) создание организации, осуществляющей погребение умерших, личность которых не установлена, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 12 и статьей 14.1 настоящего Федерального закона, установление порядка регистрации захоронений невостребованного праха;
14) разработка порядка деятельности муниципальных кладбищ и крематориев.
2. К полномочиям муниципального района, осуществляемым в целях реализации задачи по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения относятся полномочия, указанные в подпунктах 1-11 пункта 1 настоящей статьи, осуществляемые на межпоселенческих местах захоронения, а также содержание межпоселенческих мест захоронения.
3. Наделение полномочиями органов местного самоуправления, перечисленными в пунктах 1, 2 настоящей статьи, юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также лиц, оказывающих ритуальные услуги, запрещается.»;
в) Статью 29 изложить в следующей редакции:
«Статья 29. Организация деятельности лиц, оказывающих ритуальные услуги
1. Лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере похоронных услуг, включаются в реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги на основании заявления, направляемого органу местного самоуправления (органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации) , носящего уведомительный характер. Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) не вправе отказать лицу, подавшему заявление, в приеме этого заявления и во включении в реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги, если оно входит в реестр саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.
2. Порядок ведения реестра лиц, оказывающих ритуальные услуги, определяется органом местного самоуправления (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги, содержит наименования, юридические адреса и контакты лиц, оказывающих ритуальные услуги, перечень и стоимость их услуг, оказываемых данными организациями. Перечень (реестр) лиц, оказывающих ритуальные услуги, с указанием наименований, адресов и контактов, в обязательном порядке размещается в административном здании кладбища (крематория) и дополнительно может быть доведен до сведения жителей соответствующего населенного пункта иными способами.
3. Услуги по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо исполнителя волеизъявления умершего, осуществляемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, оказываются лицом, оказывающим услуги по погребению и перезахоронению, победившем по итогам торгов в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а в случаях, если торги были признаны несостоявшимися - в порядке и на условиях, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
4. Услуги по поддержанию порядка на территории кладбища оказываются лицом, победившем по итогам торгов в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В случае отсутствия заявок на участие в торгах по поддержанию порядка на территории кладбища, орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязан обеспечить выполнение функции по поддержанию порядка на территории кладбища в порядке и на условиях, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
5. Лица, оказывающие ритуальные услуги, осуществляют свою деятельность на основании договора об оказании услуг (выполнении работ) с супругом, родственниками, исполнителем волеизъявления умершего, а также с иными лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего.
6. Порядок и правила деятельности лиц, оказывающих ритуальные услуги, определяются саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела.»;
5) Дополнить Главой IV.1. «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПОХОРОННОГО ДЕЛА» следующего содержания:
«Статья 31.1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела
Саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела признается общероссийская некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая лиц, оказывающих ритуальные услуги.
Статья 31.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
1. Для приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, некоммерческая организация должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также разработать и принять документы, предусмотренные статьей 31.8 настоящего Федерального закона.
Членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела могут стать лица, оказывающие ритуальные услуги, удовлетворяющее требованиям статьи 31.5.настоящегоФедерального закона, и не входящие в одну группу лиц, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Не может быть принято в состав саморегулируемой организации в сфере похоронного дела лицо, ранее исключенное из состава саморегулируемой организации в сфере похоронного дела за нарушение требований настоящего Федерального закона, стандартов оказания ритуальных услуг, правил профессиональной деятельности в сфере похоронного дела, в том числе правил похоронной этики.
2. Для включения сведений о саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в единый государственный реестр саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела ею представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, документы, предусмотренные пунктами 1 - 6 части 8 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также следующие документы:
1) копии документов, подтверждающих создание саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела специализированного органа саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, осуществляющего контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований стандартов и правил деятельности по оказанию ритуальных услуг (контрольного органа);
2) копия положения о контрольном органе;
3) список лиц, избранных в состав контрольного органа;
4) копии стандартов и правил саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, обязательных для выполнения всеми ее членами;
5) копии документов, подтверждающих соблюдение всеми ее членами требований, установленных статьей 31.5.настоящего Федерального закона.
3. Не допускается требовать представление иных документов для внесения сведений о саморегулируемой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи документов.
4. Статус саморегулируемой организации в сфере похоронного дела приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр сведений о саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.
Статья 31.3. Права и обязанности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела
1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела наряду с правами, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», имеет право устанавливать в отношении членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении деятельности по оказанию ритуальных услуг, разрабатывать и устанавливать меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, правил похоронной этики, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься деятельностью по оказанию ритуальных услуг, определяет принципы взаимодействия членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела с администрациями кладбищ, сотрудниками судебно-медицинских учреждений, структурными подразделениями медицинских организаций (моргов).
2. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях»:
1) формирует компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями ритуальных услуг и третьими лицами;
2) организует проведение профессиональной переподготовки лиц, оказывающих ритуальные услуги;
3) разрабатывает и опубликовывает обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела стандарты оказания ритуальных услуг, правила профессиональной деятельности в сфере похоронного дела, в том числе нормы профессиональной похоронной этики;
4) осуществляет контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в части соблюдения требований настоящего Федерального закона и правил профессиональной деятельности в сфере похоронного дела, в том числе норм профессиональной похоронной этики;
5) осуществляет контроль за качеством услуг, предоставляемых членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;
6) рассматривает жалобы на действия члена саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;
7) осуществляет сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;
8) осуществляет ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.
Статья 31.4. Органы саморегулируемой организации в сфере похоронного дела
Порядок формирования, структура, компетенция и срок полномочий органов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, порядок принятия этими органами решений устанавливаются внутренними документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами.
Статья 31.5. Требования к лицам, оказывающим ритуальные услуги, необходимые для членства в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела
1. Лицо, оказывающее агентские услуги, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:
1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании здания и (или) помещения (похоронные бюро, пункты приема заказов и т.д.), специально оборудованные и отвечающие установленным требованиям, в которых осуществляются прием заказов на организацию похорон и оказание иных ритуальных услуг;
2) прохождение всеми работниками, осуществляющими прием заказов на ритуальное обслуживание, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере образования;
3) наличие телефонной связи.
2. Лицо, оказывающее услуги по погребению и перезахоронению, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:
1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании зданий (помещений) для организации приема заказов на захоронение и перезахоронение (на территории кладбища или вне ее);
2) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании зданий (помещений) для хранения и содержания технических средств и оборудования (мастерские, гаражи, склады);
3) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании технических средств и оборудования, обеспечивающие подготовку мест захоронения механическим или ручным способом в зависимости от технологии захоронения;
4) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании не менее двух единиц катафального транспорта (автокатафалки, тележки, сани);
5) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основаниитехнических средств, оборудования, средств защиты труда для проведения работ по эксгумации останков и их транспортированию;
6) прохождение всеми работниками, оказывающими услуги по погребению и перезахоронению, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере образования.
3. Лицо, оказывающее услуги по организации и проведению обряда прощания, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:
1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании специально оборудованного помещения,расположенного в отдельно стоящем здании или здании комплекса похоронного обслуживания с отдельным входом и подъездом;
2) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании оборудования, мебели, музыкальных инструментов, звуковоспроизводящей техники для организации обряда прощания в месте, указанном заказчиком (в зале, ином помещении, на улице, на месте захоронения);
3) прохождение всеми работниками, оказывающими услуги по организации и проведению обряда прощания, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере образования.
4. Лицо, оказывающее услуги по транспортированию останков и праха умерших, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:
1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании катафального транспорта (автобусов, автокатафалков), отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка;
2) наличие телефонной связидля приема и координации выполнения заказов.
5. Лицо, оказывающее услуги по установке намогильных сооружений, осуществлению граверных, скульптурных работ, изготовлению и креплению фотокерамических изделий, опайке оцинкованных гробов, изготовлению предметов похоронного назначения вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:
1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании помещений для хранения оборудования, материалов;
2) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании транспортных средств;
3) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании механизмов для дообработки камня.
6. Лицо, оказывающее услуги по предпохоронному содержанию останков умерших, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:
1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании останкохранилищ, холодильных камер, или иных помещений, оборудованных в соответствиями с требованиями законодательства Российской Федерации, тележек-транспортеров, секционных столов, приборов для бальзамирования, инструментов; расходных материалов (бальзамирующие вещества, косметика), средств гигиены;
2) прохождение всеми работниками, оказывающими услуги по предпохоронному содержанию останков умерших, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере образования.
7. Лицо, оказывающее услуги по кремации, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:
1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании крематория, ритуального зала крематория, помещений для хранения урн с прахом;
2) прохождение всеми работниками, оказывающими услуги по кремации, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере образования.
8. Требование подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи не распространяется на лиц, оказывающих агентские услуги и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без права найма персонала.
Статья 31.6. Раскрытие информации саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела
1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет»:
учредительные документы;
стандарты и правила оказания ритуальных услуг, а также нормы профессиональной похоронной этики;
реестр членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в том числе информацию о каждом ее члене (фамилию, имя, отчество; информацию, предназначенную для установления контакта; трудовой стаж, стаж деятельности в сфере оказания ритуальных услуг);
список лиц, членство которых в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела прекращено, в том числе лиц, исключенных из саморегулируемой организации в сфере похоронного дела за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, и норм профессиональной похоронной этики;
правила и условия приема в члены саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, размер членских взносов и порядок их внесения, дополнительные требования к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении деятельности по оказанию ритуальных услуг;
информацию о компенсационном фонде, в том числе информацию о денежной оценке компенсационного фонда, о фактах обращения взысканий на компенсационный фонд;
информацию о результатах проверок деятельности членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.
2. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» все изменения, внесенные в документы, или изменение информации, определенной пунктом первой настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем, когда такие изменения были приняты, произошли или стали известны саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.
Статья 31.7. Ведение саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела реестра членов саморегулируемой организации
1. Состав сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и порядок ведения саморегулируемой организацией этого реестра и размещения содержащейся в реестре информации в сети «Интернет» утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. На основании положений настоящего Федерального закона информация, содержащаяся в реестре членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, предоставляется по запросам граждан, юридических лиц в порядке, определенном внутренними документами саморегулируемой организации. Срок предоставления такой информации не может превышать семи дней со дня поступления соответствующего запроса.
Статья 31.8. Документы саморегулируемой организации в сфере похоронного дела
Саморегулируемая организацияв сфере похоронного дела обязана разработать и утвердить:
1) правила контроля в области саморегулирования в сфере похоронного дела - документ, устанавливающий правила контроля соблюдения членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
2) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований и правил саморегулирования.
2. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана разработать и утвердить стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации правила оказания услуг, выполнения работ в сфере похоронного дела, требования к качеству и результатам указанных услуг (работ), системе контроля выполнения указанных услуг (работ).
В стандарты саморегулируемой организации не могут включаться указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, требования к товарам, их производителям, к информации, работам, услугам в отношении производимых, выполняемых, оказываемых членами саморегулируемой организации соответственно товаров, работ, услуг и (или) используемых членами саморегулируемой организации материалов, если такие требования влекут за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
3. Документы саморегулируемой организации в сфере похоронного дела не должны:
1) противоречить требованиям законодательства Российской Федерациии принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации;
2) устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;
3) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу рынка ритуальных услуг или отдельных его сегментов по территориальному принципу, объему оказываемых услуг, созданию препятствий доступу на рынок ритуальных услуг хозяйствующим субъектам.
4. Требования к выдаче свидетельств о допуске к оказанию ритуальных услугдолжны быть определены в отношении каждого вида ритуальных услуг, в соответствии со статьей 31.5. настоящего Федерального закона.
5. Требования к выдаче свидетельств о допуске к оказанию ритуальных услугдолжны содержать квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица:
а) требование о наличии образования определенного уровня и профиля;
б) требование к повышению квалификации, аттестации, профессиональной переподготовке;
в) требование о наличии определенного стажа работы.
6. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к оказанию ритуальных услуг, являются:
1) требование о наличии у индивидуального предпринимателя, сотрудников юридического лица, профессионального образования по специальности «Ритуальный сервис»;
2) требование к повышению квалификации не реже чем один раз в пять лет указанными в пункте 1 настоящей части сотрудниками и индивидуальным предпринимателем, с проведением аттестации и переаттестации.
7. Правилами саморегулирования могут устанавливаться:
1) возможность проведения обряда прощания на предприятии, в зданиях домов культуры, домов офицеров, клубов, театров, административных и иных зданий при оказании услуг по проведению обряда прощания;
2) требования об определении гарантийных сроков и установления страхования членами саморегулируемой организации гражданской ответственности при оказании услуг по установке намогильных сооружений, выполнению граверных, скульптурных работ, изготовлению и креплению фотокерамических изделий;
3) требования к работам по декоративному озеленению могильных участков.
Статья 31.9. Порядок проведения саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела контроля осуществления деятельности по оказанию ритуальных услуг
1. Контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований стандартов и правил деятельности по оказанию ритуальных услуг, осуществляется специализированным органом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, путем проведения плановых и внеплановых проверок.
2. Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также норм профессиональной похоронной этики. Продолжительность плановой проверки не должна превышать тридцати дней.
3. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
4. Основанием для проведения саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела внеплановой проверки члена саморегулируемой организации в сфере похоронного дела может являться полученная саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела мотивированная жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также норм профессиональнойпохороннойэтики.
Статья 31.10. Порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела
1. Жалобы на действия членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела и дела о нарушении ее членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, норм профессиональной похоронной этики, стандартов оказания ритуальных услуг рассматривает дисциплинарный комитет саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в порядке и в сроки, установленные саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела.
2. Процедура рассмотрения указанных жалоб и дел и содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.
3. При рассмотрении жалоб на действия членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана приглашать на свои заседания лиц, направивших такие жалобы, а также членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в отношении которых рассматриваются дела о применении дисциплинарных взысканий.
4. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела вправе принять решение о применении следующих дисциплинарных взысканий:
вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации в сфере похоронного дела устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;
вынесение члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела предупреждения;
рекомендация об исключении из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, подлежащая рассмотрению и утверждению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;
иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела меры.
5. Решения, предусмотренные абзацами вторым, третьим, пятым части четвертой настоящей статьи, вступают в силу с момента их принятия саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела. Решение, предусмотренное абзацем четвертым пункта четвертого настоящей статьи, может быть принято не менее чем семьюдесятью пятью процентами голосов членов дисциплинарного комитета, присутствующих на его заседании, и вступает в силу с момента его утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.
6. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о применении дисциплинарного взыскания к члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела направляет копии такого решения члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела и лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.
7. Решения саморегулируемой организации в сфере похоронного дела могут быть обжалованы членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в коллегиальный орган управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в сроки, установленные саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела .
8. Решение коллегиального органа управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела об утверждении рекомендации об исключении лица из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела может быть обжаловано лицом, исключенным из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.
Статья 31.11. Обеспечение имущественной ответственности при оказании ритуальных услуг
1. Ущерб, причиненный заказчику, заключившему договор на оказание ритуальных услуг, подлежит возмещению в полном объеме за счет имущества лица, оказавшего ритуальные услуги, причинившего своими действиями (бездействием) имущественный или моральный вред при оказании ритуальных услуг, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 31.12 настоящего Федерального закона.
В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела перед заключившими договор на оказание ритуальных услуг, саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана предъявлять к своим членам в качестве обеспечения такой ответственности требование о формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в который каждым членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем:
для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории города федерального значения, муниципального образования, численность населения которого составляет более пятисот тысяч человек — сто тысяч рублей;
для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от пятиста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч человек — семьдесят пять тысяч рублей;
для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от двухсот пятидесяти тысяч до ста тысяч человек — пятьдесят тысяч рублей;
для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от ста тысяч до пятидесяти тысяч человек — двадцать пять тысяч рублей;
для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от пятидесяти тысяч до двадцати пяти тысяч человек — пятнадцать тысяч рублей;
для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от двадцати пяти тысяч до десяти тысяч человек — десять тысяч рублей;
для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от десяти тысяч до пяти тысяч человек — семь тысяч рублей;
для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от пяти тысяч до одной тысячи человек — пять тысяч рублей;
для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет менее тысячи человек —три тысячи рублей.
Статья 31.12. Компенсационный фонд саморегулируемой организации в сфере похоронного дела
1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере похоронного дела несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов перед потребителями ритуальных услуг (работ, товаров).
2. Компенсационным фондом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела (далее - компенсационный фонд) является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации в сфере похоронного дела на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов.
3. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации в сфере похоронного дела от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе зачет его требований к саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.
4. Основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд является установленный вступившим в законную силу решением суда факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора на оказание ритуальных услуг членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, а также установленный вступившим в законную силу решением суда факт причинения имущественного вреда указанным лицом при оказании соответствующих услуг.
5. Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в случае передачи ему имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, только в случае совпадения следующих условий:
для возмещения ущерба, причиненного лицом, оказывающим ритуальные услуги, недостаточно средств лица, оказывающего похоронные услуги;
лицо, оказывающее ритуальные услуги, отказалось удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.
6. Требование о возмещении ущерба за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, членом которой является или являлся лицо, оказывающее ритуальные услуги на момент причинения ущерба, в случае передачи ему имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, членом которой указанное лицо являлось на момент причинения ущерба.
Статья 31.13. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона
1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований пункта 2 статьи 8, статей 17.1., 17.2., статьи 20.1 (кроме пункта 1), статьи 29, Главы IV.I настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением санитарных правил и норм, санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных статьями 4.2., 16, пунктом 1 статьи 21, подпунктом 1 пункта 4 статьи 31.5. настоящего Федерального закона, проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
2. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации в сфере похоронного дела является соблюдение саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела требований законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения критериев участниками саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в ходе осуществления их деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, а такжеконтроль за соблюдением участниками саморегулируемой организации в сфере похоронного дела санитарных и экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации, к содержанию мест погребения.
3. В целях осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации в сфере похоронного дела уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
осуществляет плановые и внеплановые проверки деятельности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации;
направляет саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в пределах своей компетенции требования о предоставлении сведений, документов и материалов о деятельности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.
4. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела проводится один раз в два года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела либо ее членами настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
5. В случае выявления нарушений уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в саморегулируемую организацию в сфере похоронного дела предписание об устранении выявленных нарушений в 10-дневный срок.
Предписание уполномоченного федерального органа исполнительной власти об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела в арбитражный суд.
Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела в течение трех рабочих дней после истечения срока, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для устранения нарушения, должна проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти об устранении выявленных нарушений.
6. В случае несоответствия требованиям Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», настоящего Федерального закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации в сфере похоронного дела из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.
Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела считается исключенной из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ее исключении из указанного реестра.
Статья 2.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.».
Президент
Российской Федерации В.В. Путин