RSS Распечатать

Юсеф Шахин (25.01.1926 - 27.07.2008)

На 83-м году жизни скончался Юсеф Шахин — режиссер номер один египетского кино, имеющий самую высокую международную репутацию. Он — лауреат берлинског ...

На 83-м году жизни скончался Юсеф Шахин — режиссер номер один египетского кино, имеющий самую высокую международную репутацию. Он — лауреат берлинского "Серебряного медведя" и юбилейного приза 50-го Каннского фестиваля. Ему посвящены специальный выпуск журнала "Кайе дю синема" и многочисленные ретроспективы.
Египетский режиссер, сценарист, актер и педагог. Родился 25 января 1926 г. в Александрии. Юсеф Шахин родился в самом интернациональном городе Египта Александрии в арабской семье христианского вероисповедания. В школьные годы много читал, увлекался Шекспиром, участвовал в любительских театральных спектаклях. Заинтересовавшись кино, с помощью родных и друзей он собрал необходимые деньги на поездку в США, где получил кинематографическое образование. Вернувшись на родину, Ю. Шахин начал снимать художественные фильмы. Его дебютная лента "Папа Амин" (1950) об одержимом жаждой власти и денег честолюбце, разорившем своими рискованными торговыми сделками семью, перекликалась по стилистике со знаменитым Гражданином Кейном" (1941) Орсона Уэллса. В следующей картине "Сын Нила" (1951) Ю. Шахин выступил как новатор, впервые в египетском кино выведя на экран в качестве героя простого крестьянина. В рассказе о человеке, ушедшем в поисках счастья в город, вынужденном заняться, чтобы не умереть с голоду, наркобизнесом и в финале вернувшемся в лоно семьи, режиссер правдиво отразил спокойный и размеренный быт деревни, контрастирующий с сияющей неоновыми огнями шумной, полной страстей и преступлений городской жизнью. Поставленные затем "Хозяйка поезда" (1952) и "Женщины без мужчин" (1953) не отличались художественной оригинальностью, будучи сделанными по канонам развлекательной продукции "арабского Голливуда". Широкий резонанс в стране и за рубежом вызвала имевшая большой успех и у советского зрителя лента "Борьба в долине" (1954), где главную роль исполнила замечательная киноактриса Фатен Хамама, а ее партнером был дебютант, в будущем звезда мирового кино Омар Шариф. В острый динамичный сюжет о перипетиях борьбы молодого агронома с феодалом и его племянником, затопившими крестьянский урожай, вплеталась история любви героя к дочери преступника-латифундиста. После "Борьбы в долине" косяком пошли рассчитанные на невзыскательного зрителя детективы и сентиментально-романтические мелодрамы "Дьявол пустыни" (1954), "Борьба в порту" и "Я распрощался с твоей любовью" (обе 1956), "Ты — мой любимый" (1957), "Любовь навсегда" (1959), "Призыв влюбленных" (1960), "Мужчина в моей жизни" (1961) и другие. Своеобразными оазисами в творчестве режиссера во второй половине 50-х гг. стали острый социально-политический памфлет "Каирский вокзал" (1958) об изгоях общества, занятых обслуживанием железно- дорожных пассажиров, и направленная против французского колониализма лента "Джамиля — алжирка" (1958) о героине алжирского сопротивления Джамиле Бухиред. К началу 60-х гг. Юсеф Шахин обладал репутацией опытного и высоко профессионального мастера экрана, автора фильмов разного тематического и жанрового диапазона. В 1963 г. режиссер поставил масштабную трехчасовую историческую киноэпопею "Победитель Салах ад-Дин". Выпустив в 1965 г. реалистическую семейно-бытовую драму "Заря нового дня", поднявшую проблемы эмансипации египетской женщины, он уехал в Бейрут и снял там фильм-оперетту "Продавец колец" с участием знаменитой ливанской певицы Фейруз. Домой Ю. Шахин возвратился уже после поражения Египта в июньской 1967 года арабо-израильской войне и приступил к съемкам совместной советско-египетской картины "Люди на Ниле", посвященной строительству Асуанской плотины (из-за бесконечных придирок бюрократической цензуры она вышла на экраны только в 1972 г.) В 1970 г. режиссер поставил по роману Абдеррахмана аш-Шаркави один из лучших реалистических фильмов Египта "Земля". Представив на экране яркие картины крестьянского антифеодального восстания и его беспощадного подавления, Ю. Шахин дал глубокий анализ антагонистических противоречий в египетской деревне начала 30-х годов. Все центральные персонажи — феодал, решивший по наделам феллахов проложить дорогу к своему дворцу, перешедшие в число сторонних наблюдателей конфликта лавочник и учитель, а также лидер восставших крестьян Абу Сувейлим – получились поразительно достоверными и цельными характерами. На МКФ в Карфагене в 1970 г. Юсеф Шахин был награжден престижным призом "Золотая Танит" за все творчество. В 1974 г. при участии алжирских кинематографистов он снял картину "Воробей", затронув проблему коррупции в правительственном аппарате, ставшей одной из причин поражения страны в войне 1967 г. И хотя критический настрой этой работы был не так уж велик, тем не менее в Египте она смогла выйти на экраны только с купюрами, исказившими, по мнению постановщика, его первоначальный замысел. Раздражение цензуры вызвал и фильм "Возвращение блудного сына" (1976). Его герой, интеллигент, вернувшийся после длительного отсутствия к родным, в прошлом сотрудничавший с режимом президента Насера, отказывается от прежних идеалов, не поддержав рабочих, возмущенных условиями труда на фабрике, принадлежавшей его родственнику.
На рубеже 70 — 80-х гг. Ю. Шахин начал ориентироваться в основном на интернациональную киноаудиторию. Одной из сенсаций МКФ в Западном Берлине 1979 г. стала "Александрия, почему?", завоевавшая "Серебряного медведя" и Большой приз жюри. Лишенная четкого сюжета, эта картина состояла из мозаики воспоминаний автора об Александрии 40-х гг. Центральный персонаж Яхья — это образ самого Шахина, юноши из семьи небогатого адвоката, мечтающего об учебе на кинофакультете в Пасадене (США). Герой пытается снять любительский фильм, усердно разучивает роль Гамлета, заводит любовные интрижки, устраивает "капустники"... Сочные зарисовки александрийского быта той поры, когда корпус Роммеля стоял под Эль-Аламейном, перемежаются в ленте с кадрами хроники — английской, немецкой, арабской, придавая ей масштабность и достоверность. Аналогичные приемы использованы и в следующей части экранной автобиографии Ю. Шахина "Египетский рассказ" (1982), где события личной жизни переплетены с размышлениями о судьбах египетской революции 1952 г. и ситуацией, сложившейся в стране после смерти Г.А. Насера и сменившего его А Садата.
В 1985 — 86 гг. на средства, выделенные французской стороной, Ю. Шахин снял довольно путаные эклектичные фильмы "Прошай, Бонапарт!" с Мишелем Пикколи в роли одного из генералов наполеоновской армии, оккупировавшей в конце XVIII века мамлюкский Египет, и "Шестой день" с участием Далиды, сыгравшей египтянку, которая пытается спасти умирающего от холеры единственного внука. В 1990 г. Ю. Шахин поставил заключительную часть автобиографической трилогии Александрия, еще и еще", где сыграл самого себя уже в пожилом возрасте. В ней он фигурирует то как зритель отснятого материала, обсуждая отдельные сцены с членами съемочной группы, то превращается в великого полководца античности Александра Македонского, то выступает в амплуа Антония, побежденного Октавианом Августом. Перебрасывая действие из настоящего в далекое прошлое, режиссер показал зрителям свой метод создания фильмов, дав возможность проследить за полетом его творческой мысли. В кинопритче "Эмигрант" (1995), используя перекрестный и параллельный монтаж и комбинируя сцены в непрерывно нарастающем темпе, Шахин рассказал о юноше из Нового царства, вовлеченного в межрелигиозный конфликт противников и сторонников бога Солнца — Атона. Аналогичные приемы он применил и в картине "Судьба" (1997), посвященной выдающемуся арабскому мыслителю и врачу XII века Ибн Рушду (Аверроэсу), оказавшему большое влияние на развитие философской науки средневековой Европы.
Удостоенный за свое творчество Юбилейного приза 50-го Каннского фестиваля 1997 г., Юсеф Шахин добился международного престижа не только благодаря особому личностному видению в искусстве, но и той легкости и свободе, с какой он экспериментировал и экспериментирует с художественными проблемами киноязыка. Сколь бы непохожими ни были его фильмы, их характеризует, как правило, богатая драматургическая визуальная палитра, а также виртуозность технического исполнения.
Теплота и темперамент, с какими режиссер изображал простых людей, сродни неореализму, классический образец которого Шахин дал в фильме "Каирский вокзал" (1958). Он сыграл там в паре с Хинд Ростом, которую называли египетской Лоллобриджидой и египетской Бардо. Кипевшие в этом и других фильмах любовно-криминальные страсти, полнота и привлекательность телесной жизни явно выбивались из рамок исламской традиции. Шахин уже тогда создал свой неповторимый мир и свой стиль, который впоследствии окрестили "египетским барокко" и "шампанским Египта".
Делая копродукции с Алжиром и Ливаном, Шахин не мог пройти мимо главного тогдашнего друга арабов. Вполне естественно, что египетскому режиссеру номер один было поручено поставить первый совместный фильм с Советским Союзом. Как многие подобные проекты, этот оказался мертворожденным, уже в зародыше утратив актуальность. Посмотрев в 1968 году материал картины "Люди на Ниле", и советское, и египетское начальство осталось недовольно и потребовало не просто перемонтажа, но кардинальных пересъемок. Замученный фильм вышел на экраны тогда, когда он уже никому не был нужен.


28.07.2008


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 

Для профессионалов похоронной отрасли

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae