Джо Завинул (07.07.1932-11.07.2007)

13.09.2007
Джо Завинул (07.07.1932-11.07.2007)
В Вене на 76-м году жизни умер джазовый новатор, один из изобретателей джаз-рока, хип-хопа и world music Джо Завинул. Последний месяц он провел в больнице, причиной смерти окружение музыканта называет тяжелый, запущенный рак кожи.
Йозеф Эрих Завинул провел детство в австрийской деревне Кирхбах. Среди его предков были чехи, венгры и цыгане, но до самой смерти он считал себя австрийцем и поправлял журналистов, если те называли его немцем. В шестилетнем возрасте Йозеф научился играть на аккордеоне, причем уже в детстве почувствовал в себе дар музыкального экспериментатора. Он не только играл народные мелодии, но и изменял звук инструмента -- например, при помощи бильярдного сукна. Спустя четверть века он использовал похожий звук в пьесе "Black Market".
Первые профессиональные навыки Йозеф Завинул получил, занимаясь музыкой при Венской консерватории. Свое детство, пришедшееся на годы войны и оккупацию Австрии советскими войсками, он описывал так: "Дети в Америке играли в куклы, а я хоронил людей. В 12 лет я крал русских лошадей, чтобы есть их мясо". В 1944 году, когда бомбежки в Вене стали непрерывными, Йозефа увезли в Чехию. В деревенском доме, где разместили мальчика, обнаружился рояль, и он впервые получил возможность упражняться за клавишами.
Как только кончилась война, Йозеф Завинул вернулся в Вену и тут же увлекся джазом. В начале 50-х он стал играть в ансамбле лучшего австрийского саксофониста Ханса Кольнера, позже к его услугам обращались все хоть сколько-нибудь значимые джазмены страны. В США он уехал после победы в конкурсе, где главным призом была стипендия в музыкальной школе в Беркли. Уже через неделю после начала курса музыкант играл с трубачом Мэйнардом Фергюсоном, а затем на полтора года влился в аккомпанирующий состав певицы Дайны Уошингтон. Потом на девять с лишним лет Джо Завинул задержался в ансамбле альт-саксофониста Джулиана Эддерли, партнера Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна. Джулиан Эддерли по прозвищу Пушечное Ядро с удовольствием исполнял пьесы молодого австрийца, одна из которых, "Mercy Mercy Mercy", пробилась на 11-е место в поп-чартах и заработала для господина Эддерли Grammy. Талант иммигранта не обошел своим вниманием и сам Майлз Дэвис. Джо Завинул участвовал в записи его классического и, возможно, первого в истории джаз-рокового альбома -- "Bitches Brew", а затем -- дисков "In A Silent Way", "Live-Evil" и "Big Fun".
Достигнув всех возможных высот в качестве "сайдмэна", Джо Завинул вместе с коллегой по группе Майлза Дэвиса саксофонистом Уэйном Шортером создал Weather Report, один из самых важных джаз-роковых коллективов XX века, через который прошли такие видные фигуры, как Омар Хаким и Виктор Бэйли. Weather Report изменили лицо джаза, это была значительно менее прямолинейная, более замысловатая музыка, чем все, что было до сих пор. "Я устал от стандартной формы джаза. Я не играю би-боп, я играю другую музыку",-- говорил Джо Завинул. Он играл на духовом синтезаторе собственного изобретения, который назвал своим детским прозвищем -- Пепе. У "Пепе" был один из самых узнаваемых голосов во всей музыке второй половины XX века, а у его владельца -- неповторимая манера игры на любом инструменте. Меломаны безошибочно определяли на любой записи, когда вступали клавиши Джо Завинула. Именно в составе Weather Report Джо Завинул добился наибольшей известности как лидирующий клавишник. Группу и музыканта на протяжении 15 лет называли "лучшими" в самых разных списках. Диск 1977 года "Heavy Weather" был продан по всему миру тиражом более 500 тыс. копий -- никому из джазменов подобное тогда и не снилось. В составе группы играл и великий басист Жако Пасториус, рано ушедший из жизни из-за пристрастия к наркотикам. Джо Завинула часто обвиняли в том, что он поощрял пристрастие коллеги к выпивке и "дури", на что он всегда отвечал: "Если вы способны опуститься из-за одного коктейля -- вы и так конченый человек".
Среди прочего Джо Завинул утверждал, что изобрел хип-хоп. На альбоме Weather Report " Sweetnighter" (1970) действительно есть тема "125th Street Congress", барабанная партия которой впоследствии использовалась хип-хоповыми артистами. Музыкант мог привести примеры 50 таких треков. Фрагменты музыки Weather Report можно было найти в записях самых отчаянных новаторов, в том числе -- на историческом альбоме "Dummy" группы Portishead.
Weather Report просуществовали до 1985 года, когда представления двух основателей группы о дальнейшем развитии проекта разошлись окончательно. Музыкант говорил: "Само название Weather Report душило меня и Уэйна Шортера. Weather Report была более известна, чем мы, и у меня не было времени заняться чем-либо еще". С этого момента ведет отсчет история индивидуального предприятия Джо Завинула -- Zawinul Syndicate. Интерес музыканта к импровизационному джазу уступил место исследованию различных музыкальных культур мира, к тому же в записях появилась лидирующая гитара. Каждый альбом Zawinul Syndicate опирался на ту или иную музыкальную традицию -- латиноамериканскую, индийскую, центральноафриканскую, турецкую и др. Состав Zawinul Syndicate неоднократно менялся, Джо Завинул джемовал с огромным количеством музыкантов из разных стран, время от времени пересекаясь на концертных площадках с бывшими коллегами по Weather Report. Параллельно с этно-фьюжн-экспериментами Джо Завинул занимался и академической музыкой. Вместе с австрийским пианистом Фридрихом Гульдой он играл музыку Йозефа Гайдна, к тому же в память о своей родине сочинил симфонию "Рассказы о Дунае". Венгерские, чешские, турецкие и австрийские мотивы сплелись в этой работе в картину, основанную на детских впечатлениях музыканта. В одном из своих последних интервью он говорил: "Я не боюсь смерти. Возможно, причина в том, что я рос в такой среде, где каждый день рискуешь жизнью,-- и так на протяжении многих, многих лет". (Коммерсантъ).
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика