В последнее время власти Ростова всё чаще говорят о важности кремации, о том, что из-за дефицита земель в городе будущее именно за этим способом захоронения. Но в Ростове кремация по-прежнему остаётся непопулярной: за первые четыре месяца этого года кремировали около 400 местных и иногородних жителей (включая биологические материалы). Это всего 3%-5% от всех умерших в Ростове.
Donnews.ru попытался выяснить, почему кремация так непопулярна. Всё дело в силе традиций, или?..
По словам начальника цеха кремации муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг (МУП «СКУ») Александра Рябикова, стоимость самой процедуры кремации, согласно утверждённому гарантированному перечню, составляет всего 1847 рублей. Эта же стоимость указана и на сайте городской администрации. Всё остальные услуги — разгрузка гроба, церемония прощания с умершим в прощальном зале предоставляются по желанию родственников умершего.
Тем не менее многие ростовчане жалуются, что за саму процедуру кремации просят не 1847 рублей, а 8000-10000. Чтобы узнать правду, журналист donnews.ru отправился в муниципальное казённое учреждение «Служба городских кладбищ» («СГК») на Ларина 24/1. Пришлось выдать себя за человека, которому в ближайшее время предстоит похоронить родственника.
На вопрос о стоимости кремации сотрудница в окошке МКУ «СГК» ответила, что «вроде бы 1908 рублей», но добавила, что лучше уточнить в самом крематории.
— Мы только выдаём разрешение на кремацию. Для этого вам нужно принести свой паспорт, свидетельство о смерти и написать заявление. Также нужно принести от терапевта справку об отсутствии кардиостимуляторов, — добавила сотрудница.
Разрешение на кремацию выдаётся, по её словам, совершенно бесплатно.
Интересно, что в этом же здании, за соседней дверью, расположено некое «Ритуальное бюро». Здесь молодой человек по имени Александр, наоборот, сразу показывает прайс на услуги кремационно-ритуального комплекса. В строке «кремация» указаны 1847 рублей, но парень оговаривается: это старая цена, а новую нужно уточнить. После звонка и «уточнения» он рисует в прайсе новую цену — 7500 рублей.
Прайс на услуги в «Ритуальном бюро» на Ларина
На вопрос, почему так резко изменились расценки, он отвечает: «Это у них там, в крематории подорожала стоимость». Отметим, что, согласно прайсу, погрузка и разгрузка гроба стоит 2500 рублей, подготовка к кремации (выложить покойного из гроба, снять пластиковые ручки и положить покойного в гроб) — 3000 рублей, проверка гроба на наличие посторонних предметов — 2000 рублей, оформление кремации (получение разрешения, свидетельства о смерти, регистрация) — 3000, хранение в холодильнике (сутки минимум) — 2500 рублей, капсула — 153 рубля, справка об отсутствии кардиостимуляторов — 1800 рублей.
При этом по закону получение разрешения на кремацию и хранение в холодильнике совершенно бесплатно.
Нетрудно подсчитать, что все вместе эти услуги обойдутся родственникам или близким умершего в 22453 рубля. Но сюда не входит стоимость гроба. Гробы продают здесь же, в бюро. Так, деревянный гроб стоит 4000 рублей, тканевый — 6500, а из ламината — 18000 рублей. Обращаться в это бюро или любое другое, оказывающее подобные услуги, никто не обязан. Просто получается, что те, кто не знает, что кремация стоит 1847 рублей, попадаются на удочку частников.
«Там вы всё сами будете искать, договариваться с людьми, а здесь вы придёте, заплатите, и мы уже с людьми договоримся», — ответил Александр на замечание о том, что оформить справки можно бесплатно в соседнем МКУ «СГК».
Чтобы увидеть, как проходит сама процедура кремации, журналист donnews.ru отправился в ростовский кремационно-ритуальный комплекс возле Северного кладбища. Он состоит из кремационного и ритуального комплекса. Кремационный принадлежит городу, а ритуальный — частным лицам.
Интересно, что несколько лет назад местные цыгане хотели похоронить своего барона непосредственно перед крематорием, между двумя елями. Они даже пытались вознаградить руководство кремационно-ритуального комплекса десятью миллионами рублей. Но сделка, по легенде, так и не состоялась.
На входе в здание кремационного комплекса начальник цеха кремации Александр Рябиков рассказывает, что ростовский крематорий был открыт в 2001 году за счёт частных средств. В этом же году его основная производственная часть была передана городу. Но остальные части крематория остаются в собственности 9 бизнесменов.
Здание комплекса
Работают в кремационном комплексе кроме Александра Рябикова ещё семь человек — четыре оператора печи, администратор, уборщица и уборщик территории.
При входе в здание ритуального комплекса родственники и близкие умершего попадают в накопитель — помещение, где им разъясняют, как вести себя в прощальном зале. Как именно в этом зале устанавливается гроб с телом, родственники не видят. Они заходят только, когда гроб уже установлен.
В накопителе нет ничего, кроме искусственного водопада. Прежде чем его установить, частники долго искали варианты, как оживить этот зал, чтобы он не был связан с религией и какими-либо традициями.
Прощальный зал — небольшая тёмная комната с чёрным полом и чёрно-красными шторами. Прямо — место для гроба, слева — стулья для родственников, справа — стол для цветов. Никаких свечей или ладана. Только экран, на котором горит одинокая свеча, и искусственные цветы. Заметим, что прощание в прощальном зале — услуга не обязательная, она предоставляется по желанию и за дополнительную плату.
Прощальный зал
В этом зале не разрешают пользоваться благовониями, не жгут свечек, не разводят кадил. Этот зал используется не только для кремации, но и при похоронах, когда плохая погода или когда прощаются с известными гражданами Ростова. Музыкальная подборка рассчитана на 50 минут. А руководит церемонией инвалид по зрению Вадим Черноногов. К сожалению, в момент посещения комплекса застать его не удалось. Именно Вадим Черноногов приглашает родственников в прощальный зал и рассказывает им перед этим, как себя вести.
После того как родные и близкие попрощаются с покойным, они выходят из зала. Входить в другие комнаты кремационного или ритуального комплексов им запрещено. А гроб увозят из прощального зала в зал кремации.
Но сама процедура кремации — не просто «взяли и сожгли». Кремировать можно только при наличии определённого перечня документов: разрешения на кремацию, справки и свидетельства о смерти с указанием её причины. По словам Александра Рябикова, если человек болел и умер своей смертью, у них нет вопросов, кремировать можно.
— Но если в свидетельстве о смерти указано удушение, если у человека переломаны руки, ноги, шея, грудная клетка, если причина смерти не выяснена, мы просим из Следственного комитета и из прокуратуры справку о том, что в отношении данного гражданина не ведётся следствие и что Следственный комитет не возражает против кремации. Если после похорон выясняются какие-то новые обстоятельства смерти, по решению суда возможна эксгумация и дополнительная экспертиза. Когда же кремируют, то ни о какой экспертизе речи не может быть, — рассказал Александр Рябиков.
Александр Рябиков
Есть ещё одно технологическое ограничение: вес тела вместе с гробом не должен превышать 180 кг, вес самого тела — не более 150 кг. Других ограничений для кремации нет.
В крематории стоят две кремационные линии (печи) — английская и чешская. Первая попала в Ростов в 2000 году, после того как 20 лет отработала в Москве. Её планируют подлатать в мае этого года. А чешская печь, по словам Рябикова, работает надёжно. Её установили в 2009 году. Она полностью компьютеризирована.
Чешская печь
Родственники умершего договариваются о кремации с администратором на определённое время.
— В день проходит по 3-4 кремации, бывает и по 6-8 кремаций. Если оговорено, что кремация начнётся в 9 утра, значит, родственники должны привезти тело в 9 утра. Ведь перед кремацией нужно прогреть печь в течение часа-полутора часов. Люди пишут расписку, что в случае неявки в указанный срок кремация переносится на более позднее время, когда крематорий будет не занят.
Перед тем как привезти тело на кремацию, санитары в морге снимают все кардиостимуляторы и протезы. Специалисты кремационного или ритуального комплекса этим не занимаются.
Гроб загружается в печь при помощи загрузочного устройства. На печи устанавливается одна из трёх программ, в зависимости от комплекции и веса тела. К примеру, первая программа рассчитана на маленьких людей и детей, вторая — на обычное среднее тело, третья — на крупные тела весом до 140 кг. Тело горит в печи сначала в камере кремации при температуре 900 °С, затем в камере дожига при температуре 980 °С. На каждой печи стоят вентиляторы, а в дымоходе — эжектор, который создаёт дополнительную тягу. Дым из трубы не идёт.
Программа на печи
Журналист donnews.ru приехал в комплекс как раз во время кремации. В момент сгорания тела нет ни шума, ни какого-либо запаха. Весь процесс длится около двух часов. От самого гроба ничего не остаётся.
Труба английской печи во время процедуры
Останки человека должны остыть, затем их нужно переработать — измельчить до состояния порошка в специально предназначенном для этого устройстве — кремуляторе. По регламенту о кремации измельчённый прах выдаётся родственникам или близким на следующие сутки. Он высыпается в пластмассовую капсулу в той же комнате, где стоит кремулятор. На капсулу наклеиваются регистрационная карточка и номерная пломба, и только потом она выдаётся заказчику.
— По закону, если прах никто не забрал, он бесплатно хранится в кремуляторной в течение года. По истечении девяти месяцев человеку, который ответственен за заказ кремации, пишется заказное письмо с уведомлением. Если в течение трёх месяцев он не забрал прах, организация утилизирует этот прах. Для этого у нас есть могила невостребованных прахов, — поясняет Александр Рябиков.
Могила невостребованных прахов
В ритуальном комплексе есть также бальзамировочная и небольшое трупохранилище с холодильной камерой, рассчитанной на пять тел. К примеру, если родственники умершего боятся не успеть на кремацию вовремя, они могут оставить тело вечером, а утром его забрать. В трупохранилище кладут тела только при наличии медицинского свидетельства. Ни вскрытия, ни определения причин смерти здесь не проводится, только бальзамирование, макияж.
Холодильная камера в трупохранилище
В этот крематорий кроме умерших ростовчан привозят также покойных из Ставропольского и Краснодарского краёв. Сюда же попадают те, кто по каким-то причинам умер во время отдыха на Черноморском побережье.
При крематории нет колумбария, то есть хранилища урн с прахом. На территории ритуального комплекса, на улице, в два ряда расположены склеповые захоронения, но все они были сделаны несколько лет назад. Сейчас возле здания комплекса никого не хоронят.
Как говорит Александр Рябиков, обычно родственники делают с прахом то, что разрешено по закону: одни хоронят урны с прахом в земле, при этом кто-то устанавливает памятники, а кто-то нет; другие помещают урну в семейный склеп, третья развеивают прах, четвёртые хранят урну дома.
Склеповые захоронения
— Но в основном, конечно, прах захоранивают. Для этого нужно получить разрешение в «Службе городских кладбищ». В Ростове площадь под традиционное захоронение составляет 2,30 на 2,30 метра, с тем расчётом, что можно ещё и родственников дозахоронить. А для капсулы с прахом — 80 см на 110 см. Честно сказать, я сам пока с этим не сталкивался, но читал, что некоторые фирмы делают из праха ювелирные изделия, добавляют в землю, когда цветы сажают, кто-то даже в космос отправляет.
Останки умершего в печи
Провожая меня, Александр Рябиков выражает надежду, что с появлением нового кладбища в Ростове родственникам умерших будет неудобно ездить за город, поэтому кремация начнёт набирать популярность. Если бы не такой побор (по-другому такие цены просто не назовёшь), в это, наверно, ещё можно было бы поверить.
Когда закончится этот побор, сказать сложно. Накануне в суд для рассмотрения по существу было направлено уголовное дело в отношении бывшего директора МУП «СКУ» Александра Сухарева. По версии следствия, подсудимый незаконно издал приказы об увеличении стоимости услуг кремации — 4 и 9 тысяч рублей вместо 1847 рублей. В итоге он получил более чем от 850 граждан 4,5 млн рублей. Неправомерные действия он совершал с февраля 2013 года по январь 2014 года. Прошло время, а ничего в кремационном бизнесе не изменилось. В этом журналист donnews.ru убедился на собственном опыте сегодня, 13 мая 2015 года, когда вместо 1847 рублей мне назвали сумму в 7500 рублей.