Продолжаю фото-отчет о посещении псковской земли, на этот раз - уникальный Свято-Успенский Псково-Пече́рский монастырь в г. Печоры.
Уникальность его во многом. Уникальна история его возникновения. Уникально то, что он никогда не прекращал свою монастырскую жизнь.
Да и вид его уникален - в этом вы убедитесь на нижеприведенных фото (все фото кликабельны до полного размера).
Монастырь представляет собой крепость, со всеми крепостными атрибутами: крепостные стены, башни;
артезианский колодец (правда сфотографировал отдельно лишь второй - более современный).
Но даже по крепостной стене можно догадаться чьим духом тут пахнет.
Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, как бы огибая лощину, на дне которой протекает ручей Каменец. Общая длинна стен 726 метров, их толщина 2 метра. Сегодня крепостные сооружения состоят из 9 башен. Монастырь выдерживал осады отрядов армии Стефана Батория (в Ливонскую войну), польского гетмана Ходкевича, шведских королей Карла-Густава и Карла XII. Военная история обители, славная героизмом ее защитников, - стрельцов и монахов, окончилась с Северной войной, с перемещением западных рубежей России к Балтийскому морю.
И вот из-за серо-желтых стен крепости глаз выхватывает храмы, звонницу, жилые постройки монастыря, сияющие всеми красками, даже в столь пасмурную погоду.
4 октября 2012 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил освящение памятника игумену Псково-Печерского монастыря Корнилию Псково-Печерскому.
Игумен Корнилий был настоятелем Псково-Печерского монастыря с 1530 по 1571 годы. Именно при нем обитель расцвела и окрепла и приняла вид, каким мы видим монастырь сейчас.
Корнилий управлял монастырём в течение сорока одного года. За эти годы обитель из деревянной стала превращаться в каменную. Вокруг нее выросла мощная крепостная стена с оборонительными башнями. А монастырская братия при Корнилии увеличилась с пятнадцати до двухсот человек.
Корнилий был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Подъехав к монастырю и увидев печорскую твердыню, разгневанный царь заподозрил, что здесь, на самом рубеже государства, за крепостными стенами, может скрываться измена. Он выхватил саблю и отсек голову игумену Корнилию, встречавшему царя хлебом-солью у раскрытых ворот обители.
7. Никольские ворота. Во времена описываемых событий - ворота в крепость.
На царя нахлынуло раскаяние, и он, взяв на руки бездыханное тело игумена, понес его к Успенскому собору. Из раны Корнилия стекала кровь и тонкой красной нитью оставалась на камнях дорожки - кровавый след... И до сих пор дорога от Никольских ворот доУспенского собора, которой шел Иван Грозный с телом Корнилия на руках, называется «кровавым путем».
8. Тот самый путь к Успенскому собору.
Вид "кровавого пути" от Успенского храма до Никольской башни.
9.
По этой единственной дороге, ведущей к сердцу монастыря спускаемся к, я бы назвал - соборной площади.
10.
Здесь, перед ступенями, ведущими к желтому зданию Успенского пещерного храма, расположен древний колодец - источник «живой воды». Над ним возведена часовня, на фасаде которой в специальных нишах расположены иконы. Колодец играл огромную роль для всего монастыря во время многочисленных осад, снабжая защитников крепости водой.
11.
Здание за колодцем с красными стенами и белыми наличниками окон и поясков -ризница.
Один этаж ризницы служил только для хранения облачений церковной утвари. За долгие годы здесь скопилось множество настоящих произведений прикладного искусства: золотые и серебряные кресты, украшенные драгоценными камнями сосуды, евангелия, кадила, ризы, вышитые золотом плащаницы. Многие предметы подарены Иваном Грозным, Борисом Годуновым, Петром I.
В годы Великой Отечественной войны фашисты разграбили и ризницу, и книгохранилище монастыря.
Особая духовная связь существует между Пскове-Печерской обителью и Киево-Печерским монастырем, который "стал образцом для всех других монастырей и оказал огромное влияние на всю русскую религиозность". Видимым подтверждением этого глубокого духовного родства стали купола Успенского храма, устроенные по типу глав Киево-Печерской лавры.
Белая церковь - Сретенский храм. Красная - Благовещенский храм.
12.
К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.
Большая звонница - одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).
Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря - одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.
14.
Между Успенским собором и звонницей расположен вход в Богом зданные пещеры, которые стали подземным некрополем, усыпальницей. В них хоронили монахов, праведников и церковных иерархов. Корнилий ввел и новую традицию - погребение в монастырских пещерах людей мирских, известных своими богоугодными деяниями и добрым служением государству. В результате в пещерах нашли последний приют участники героических событий, например, воины, павшие в ходе Ливонской войны. Здесь покоятся представители знаменитых русских фамилий - Пушкиных, Мусоргских, Татищевых, Суворовых, Бутурлиных, Назимовых, Плещеевых, Кропоткиных.
Все три больших колокола монастырской звонницы подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.
15.
Собор Михаила Архангела выделяется из всех храмов обители, отличаясь не только архитектурным стилем, но и духом, смыслом, заложенным в нем. Он воин, храм-памятник, поставленный в честь героев Отечественной войны 1812 года.
Вид на собор от центральной площади монастыря.
16.
По окончании Великой Северной войны вся территория Прибалтики была возвращена России, ликвидирована опасность набегов со стороны шведов Ништадтским миром в 1721 году, граница отодвинулась далеко от монастыря, Псково-Печерский монастырь стал вполне безопасен со стороны внешней и мог свободно преуспевать в благочестии христианском.
Но в 1812 году России предстояла трудная борьба с новым завоевателем, который, легко покорив Европу, не сомневался покорить и Россию. Опасность угрожала прежде всего западным областям России. Уже Полоцк был взят и занят неприятелем. Та же участь готовилась и Пскову.
В эту трудную годину псковитяне, по обычаю предков, с живой верой и теплой молитвой обратились за помощью в обитель Печерскую, к той чудотворной святыне, силою которой они прежде были избавлены от врагов отечества.
6 октября 1812 года, во второй раз, подняли из монастыря и принесли во Псков чудотворный образ Успения Божией Матери,— тот самый образ, который в первый раз принесен был во Псков в 1581 году, во время осады этого города Баторием, и с тех пор 231 год оставался постоянно в монастыре. 7 октября с этим образом совершен был вокруг города крестный ход, и в этот самый день Полоцк был взят русскими под предводительством Генерала-фельдмаршала, Графа Петра Христиановича Витгенштейна. Этим Псков был избавлен от опасности.
Желая почтить, прославить и увековечить имя того, которого Господь избрал орудием избавления западных пределов наших от страшного врага, иноки Псково-Печерского монастыря приняли намерение соорудить в своей обители новый храм и поставить в нем обелиск в честь и память сего героя.
Желая почтить, прославить и увековечить имя того, которого Господь избрал орудием избавления западных пределов наших от страшного врага, иноки Псково-Печерского монастыря приняли намерение соорудить в своей обители новый храм и поставить в нем обелиск в честь и память сего героя.
И теперь, когда входишь в современные ворота монастыря, через Петровскую башню, взляду открывается величественное здание Михайловского собора.
17.