Романский стиль

Романский стиль
Основной художественный стиль Западной Европы и некоторых восточноевропейских стран в XI-XII веках. Термин «романский стиль» ввел в начале XIX века Арсисс де Комон (французский антиквар и археолог из дворянского рода Комонов, основатель Французского археологического общества), установивший связь архитектуры этого стиля с древнеримской архитектурой. В романской архитектуре господствовали суровые мотивы, в которых возводились монастырские комплексы, церкви, замки. Основные постройками – храм-крепость и замок-крепость, которые располагались на возвышенностях. Романских здания сочетают ясный архитектурный силуэт и лаконичность наружной отделки. Здания всегда гармонично вписывались в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами (воротами), которые были предназначены для обороны. Главный элемент композиции монастыря или замка башня - донжон. Вокруг нее – остальные постройки, составленные из простых геометрических форм: кубов, призм, цилиндров. Для романского стиля характерны сводчатые (наклонные) перекрытия и мощные стены и колонны, необходимые для поддержания таких перекрытий. Основной мотив интерьера – полуциркульные арки. Романская скульптура использовалась, в основном, во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада. Фигуры в середине должны были быть крупнее угловых. Во фризах (горизонталях) они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах – удлиненные. В романской живописи центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем. Доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Большая роль отводилась геометрическим или составленным из мотивов флоры и фауны узорам. В этот период была очень развита книжная миниатюра, в которой присутствуют многофигурные композиции и новый удлиненный тип человеческой фигуры с напряженным взглядом.
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика