патологоанатомическая или судебно-медицинская процедура, посмертное вскрытие и исследование тела, в том числе внутренних органов. Обычно производится для того, чтобы установить причину смерти.
Правильнее и точнее называть эту процедуру некропсией (от др.-греч. νεκρός — смерть и др.-греч. ὄψις — зрение), а не аутопсией (др.-греч. αὐτός — сам). Термин «аутопсия» более распространён в Европе; он появился на заре истории медицины, когда возникла необходимость отличать вскрытие человеческого тела от вскрытия тела животных, что практиковалось гораздо чаще.
Какие-то посмертные исследования начались, по всей вероятности, как только люди заинтересовались природой болезней и анатомией человека.
В Европе одно из первых письменных свидетельств о вскрытии относится к XIII веку. Некий Гильельмо из Салицето (ок. 1201—1280) производил вскрытие племянника маркиза Паллавичини. Из многих старинных описаний видно, что посмертные исследования проводились с судебно-медицинской целью. В 1410 году было произведено вскрытие тела папы Александра V из-за возникших подозрений по поводу его внезапной и необъяснимой смерти. В XVI и XVII вв. вскрытия производились всё чаще, и к 1700 уже был опубликован ряд подробных описаний аутопсий.
В XVI веке великий анатом Андрей Везалий благодаря множеству вскрытий существенно исправил бытовавшие представления об анатомии человека. В то время подобная деятельность осуждалась церковью, потому Везалий чудом избежал преследования инквизиции. Среди дальнейших работ выделяется систематизированное описание Т. Боне (1620—1689). В XVIII в. появились знаменитые работы Дж. Морганьи, положившие начало патологоанатомическому методу изучения болезней, а затем и патологоанатомический атлас М. Бейли (1794).
Вскрытия приобрели особое значение для медицинской науки в XIX в. благодаря применению усовершенствованных микроскопов и созданию Р. Вирховом (1821—1902) теории клеточной патологии. С середины XIX века лучшие клиники начали запрашивать разрешения на вскрытие при всех случаях смерти.
Основная цель вскрытия — глубже изучить болезнь, и производящий его патологоанатом решает тройную задачу. Он пытается обнаружить и описать любые отклонения от нормальной анатомии тела и различных органов и по возможности сопоставить эти отклонения, чтобы выяснить причинно-следственные отношения между ними; далее, на основании анатомических изменений пытается объяснить наблюдавшиеся при жизни функциональные сдвиги; и наконец, подтверждает или опровергает прижизненный клинический диагноз, устанавливая основную и непосредственную причину смерти.
Также одной из задач патологоанатома является оценка эффективности и правильности проводимой при жизни больного терапии. Возможности, предоставляемые аутопсией для проверки точности диагноза и правильности проводившегося лечения болезни, имеют неоценимое значение для совершенствования врачебных знаний и навыков. Однако ещё больше выигрывает при этом медицинская наука в целом, так как точная регистрация изменений, выявленных при тщательно проведённых исследованиях большого числа однотипных случаев, позволяет глубже понять патологические процессы. Получаемые при этом сведения часто не имеют отношения к непосредственной причине смерти данного больного. Иногда то или иное обнаруживаемое патологическое изменение совершенно несущественно для оценки причины смерти данного больного, но при сравнении с аналогичными изменениями, выявляемыми в других случаях, оно может быть немаловажным для общего прогресса медицинских знаний. Например, многое в современных представлениях о гистологических особенностях течения и даже эпидемиологии туберкулеза лёгких базируется на результатах исследования лёгочной ткани людей, давно излечившихся от этого заболевания или страдающих неактивной его формой и умерших от совершенно иных причин.
Законодательное регулирование
В разных странах существуют разные законы, но в целом в развитых странах вскрытия производятся только с разрешения родственников умершего и только квалифицированным врачом (патологоанатомом, судебным медиком), имеющим специальную подготовку в области патологической анатомии или судебной медицины.
В Российской Федерации отмена вскрытия не допускается [1]:
- при невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти, вне зависимости от продолжительности пребываний больного в стационаре;
- при подозрении на передозировку или непереносимость лекарств или диагностических препаратов;
- в случаях смерти, связанных с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий во время или после операции переливания крови;
- в случаях смерти от инфекционного заболевания или подозрений на него;
- в случаях смерти от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;
- в случаях смерти от заболевания, связанного с последствиями экологических катастроф;
- в случаях смерти беременных, рожениц и родильниц (включая последний день послеродового периода);
- в случаях смерти, требующих судебно-медицинского исследования трупа.
- Судебно-медицинское исследование трупа проводится в случаях смерти:
- от насильственных причин или подозрений на них,
- от механических повреждений,
- отравлений, в том числе этиловым алкоголем,
- механической асфиксии,
- действия крайних температур,
- электричества,
- после искусственного аборта, произведённого вне лечебного учреждения,
- при неустановленности личности умершего.