Вино

Символика вина амбивалентна. С одной стороны, вино, в особенности красное, символизирует кровь и жертвоприношение; с другой стороны, оно дарует радость и божественный экстаз, тем самым уподобляя человека вечно юным и блаженным богам. Оно может выступать как символ освобождения человека от житейских забот; греческий бог вина Дионис имел эпитет Лиэй (Освобождающий). Оно также наделяется пророческим даром, властью наполнять душу истиной (ср. знаменитое «истина в вине»). Это свидетельствует о его символической функции посредничества между человеческим и божественным мирами. Исходя из общей символики вина, можно рассмотреть более частные аспекты данного образа. В иудаизме в ходе пасхального ужина (Седера) вино истолковывается как символ свободы, обретенной еврейским народом после исхода из Египта (пребывание в котором отождествлялось с рабством). Вино выступает символом радостей жизни в египетской, вавилонской и ближневосточной традициях.

Символика вина широко представлена в суфизме. Так, например, в набор образов, составляющих символический арсенал суфийских текстов, входят обозначения суфия в качестве винопийца. Бога в качестве опьяняющего напитка, духовного наставника — в качестве виночерпия и т. п.

Состояние суфия в момент затуманивающего видение внешнего мира экстатического единения с абсолютом обозначается посредством метафоры пика опьянения. Широко распространенные в суфийских текстах мотивы, извне оцениваемые как мотивы хмеля, передают мистический опыт откровения; в этой связи вино отождествляется с любовным влечением, наделяемым сходной символикой.

В качестве ассоциируемого с кровью вино выступает как жидкость, несущая жизнь, и в этом качестве во многих религиях используется для жертвоприношений, становясь символом жертвы. Наиболее ранние свидетельства отождествления крови и вина обнаруживаются в ближневосточной традиции.

Впоследствии они нашли развитие в христианской догматике: «Ибо сие есть Кровь Моя», — говорит Христос о вине (Мф. 26). На этом образе было основано таинство евхаристии, то есть причащения верующего к Христу посредством вкушения хлеба и вина, «таинственно пресуществляющихся» в тело и кровь Христовы. В митраизме используемое в ритуалах вино наделялось сакральным статусом и считалось дающим силу, мудрость, процветание, а также обеспечивающим энергию для борьбы со злыми духами и для обретения бессмертия.
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика