Олицетворяет одновременно смерть и воскресение, зиму и весну. Ее почки первыми набухают по весне, поэтому береза нередко является символом этого времени года; майское дерево у некоторых европейских народов — именно береза. В некоторых традициях символизирует свет, чистоту, женственность. В календаре друидов береза выступает как символ первого месяца года, дерево начала. В Шотландии связывалась с покойниками. Береза как символ ритуальной чистоты известна в германской, балтийской, центрально-азиатской традициях.
Береза выступает в качестве мирового древа у алтайских народов; буряты называют ее «стражем ворот», так как она открывает шаману путь на небо. Мантическая процедура у цыган - обернуть нательную рубашку вокруг березы и первый звук, услышанный после этого, несет предсказание.
Тюркская богиня Умайя, олицетворяющая земное естество, спустилась с неба с двумя березами.
Береза близка к понятию белой (древнерусское название «березозол»). Березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь. Запах березы излечивает от меланхолии, помогает от сгаза. Из березовой коры изготавливаются обереги. У русских на зеленые святки береза раньше других деревьев покрывалась зелеными листьями.
У восточных славян береза являлась священным деревом; некоторые данные свидетельствуют о том, что она отождествлялась с мировым древом. У славян береза нередко персонифицируется в облике девушки, что, возможно, связано с цветом ствола (белый — символ невинности и чистоты).
Во время весеннего праздника Семика в селение вносили березу с распустившейся листвой; девушки надевали венки из веток березы. Одновременно береза может выступать в качестве олицетворения нечистых сил. В целом это женский символ, чем и объясняется его амбивалентность. В русской литературе нередко выступает олицетворением России.