Содержит ключ к идее человека и человеческой истории: 1) человек имеет Божественного создателя, 2) был не рожден, а создан «из праха земного». Душа человека двусоставна: состоит из праха земного и дыхания Бога. По апокрифическим преданиям, кровь Адама была сотворена из красной земли, внутренности - из черной, кости - из белой, туловище - из зеленой. По мусульманской легенде для сотворения человека Бог приказал архангелу Гавриилу принести по горсти каждого слоя земли. Но тот не смог. Бог послал архангелов Михаила и Исрафила, но и они не справились с поручением. И только четвертый посланный - ангел Азраил, невзирая на ропот земли, взял от нее семь пригоршней и принес в Мекку, где, согласно этой легенде, и был сотворен первый человек. Природу Адама - первого человека, сотворенного по образу и подобию Божию, составляют два принципа: мужской и женский, находящиеся в состоянии баланса, подобно балансу инь-ян или двойному существу алхимиков - Ребису (res bina), в котором алхимическая идея Великой Работы представлена как согласованность и взаимопомощь мужского и женского принципов. Ребис изображается с мужской и женской головами как знак совместной работы. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). Двуприродная матрица человека была создана в шестой день творения.
Адам объединял в себе и земное, и божественное начала. Согласно библейским преданиям, он был создан из двух частей — земного праха и божественного дыхания (подобный мотив существует и в других традициях — так, например, в вавилонской мифологии бог Мардук сотворил первого человека из глины и своего дыхания).
Поскольку Ева был создана из целостного человека (из его ребра), являясь плотью от плоти его, можно предполагать, что Адам первоначально соединял в себе признаки двух полов, и этот сюжет придает дополнительный аспект символике первочеловека. Единое, обернувшись двойственным, наделяется атрибутом страдания (как и всякий образ множественности в символической традиции): Ева, предназначенная в помощницы Адаму, способствовала его изгнанию из рая.
Апостол Павел называет его предшественником Христа; «второй Адам» — таково одно из именований Христа, так как он дал новую жизнь человечеству, Связь Адама (стоявшего у истоков жизни земной) и Христа (источника жизни новой и вечной, на небесах) выразилась также в представлении, согласно которому Адам похоронен на Голгофе, где впоследствии был казнен Христос — на кресте, вырезанном из запретного райского древа. Также считается, что Адам был сотворен Господом в том самом возрасте, в котором умер Христос.
Адам также символизирует греховность и смертность человеческого рода: грех Адама и Евы перешел на всех людей, и они стали смертными. С образом Адама связано и представление о власти человека над природой, тварным миром: по воле Божьей, он дал имена всем тварям земным и птицам небесным и таким образом получил власть над ними. Апологеты абсолютизма, интерпретируя Священное Писание, заявляли, что Адам был первым царем земли и что монархи наследовали свою власть от прародителя человечества.