Смерть в живописи

22.12.2010
На протяжении веков среди великого множества направлений в искусстве, от наскальной живописи до современных тенденций, одна тема в больше мере неизменно привлекает внимание, как художников, так и зрителей. Это тема Смерти. Осознание смертности - важнейший импульс человеческой активности, творчества. Страх смерти - источник философии, науки, искусства, религии. Он практически никого не оставляет равнодушным. Рождение и смерть – два неизбежных явления в жизни каждого человека и что ждет всех там, за чертой, куда заглянуть никому не удаётся – вопрос, будоражащий умы многих людей... Кто-то страшится даже упоминания о смерти, а кто-то благодаря осмыслению собственной смертности устраивает своё жизненное пространство на более качественном уровне.

Феномен смерти столетиями пытаются осмыслить и учёные, и люди творческие. Смерть примиряется искусством, точнее, смерть и искусство - это, в сущности, некая единая инстанция, стоящая за и над жизнью. Мир дуален, смерть просвечивает в каждом жизненном эпизоде, превращая его в эстетически прекрасную загадочную картинку.

Почему видение смерти в различных проявлениях в большей мере предлагают многие живописцы? Ответ на это вопрос был получен лишь в ХХ веке с появлением новой науки - психофизиологии. Оказалось, что творчески одарённые люди обладают более чувствительной психикой, они имеют больше возможностей приблизиться к сакральной теме, заглянуть в тонкие материи, непостижимые для сознания обычного человека. Сюжеты смерти в искусстве многолики, но во многих исторических периодах смерть не имеет фигуративного образа, когда её изображали завуалировано, метафорически.

Даже на самых первых петроглифах в Австралии смерть изображена образно. Одна из версий учёных-психологов по этому поводу такова, что в человеческой психике заложен механизм замещения, благодаря которому и получается образное представление о смерти. Улучшенное представление образа – это уже какое-то освобождение. Образ может восприниматься. Психика создает себе образ с помощью прилагательных-анализов, также художники подходят с такой же системой. Мы пользуемся образами-символами, абсолютными метафорами, чтобы заполнить невыразимость этого понятия – Смерть, которому не соответствует никакое воззрение.

Между тем, человек, так или иначе, думает о смерти. При этом он начинает размышлять о том, как он живет, и что ждет его на «том свете». Если говорить словами служителей традиционных религий, вся человеческая жизнь – это подготовка к моменту ухода из этого мира. На такое представление вечной темы в большей степени повлияли религиозные мировоззрения, в которых смерть представлена переходным этапом к другой жизни – посмертной, вечной.

Так же в изобразительном искусстве всегда присутствуют периоды натуралистического изображения смерти и её орудий, отличного от образных интерпретаций. В данном случае мы говорим об отдельном жанре западного искусства «Dance Macabre» - Пляске смерти. Он охватывает продолжительный период – XIV – XIX. Учёные – искусствоведы видят несколько предпосылок, повлиявших именно на данный вид искусства. Одни говорят, что на это повлияли бесконечные войны и эпидемии, уносящие миллионы жизней, другие видят в пляске смерти социально-религиозный контекст. Хотя именно философско-религиозные воззрения на смерть мы можем больше видеть в жанрах Memento More и Venitas, появившимся практически одновременно с пляской смерти и демонстрирующие бренность бытия, но не в натуралистическом изображении, как пляска смерти. Например, самые популярные интерпретация в стиле Memento More череп на книге - мудрость жизни, череп, свеча и мыльный пузырь – хрупкость, быстротечность жизни.

В средневековье странствующие ваганты в своих произведениях часто прибегали к теме смерти, как бы пытаясь ответить на риторический вопрос: «Почему перед тобой все равны?» Смерть уравнивает всех: богатых и бедных, царей и нищих. Искусство в этом смысле похоже на смерть, оно проявляет интерес к различным людям и персонажам. Сюжет смерти в искусстве, а в нашем случае – живописи оставался и остается востребованным по сей день, изменяясь лишь в формах подачи в зависимости от существующих техник живописного мастерства и тенденций в конкретную историческую эпоху. На изображение феномена смерти влияет всё – и личный опыт художника, и социально-политическое устройство общества, и поэзия и музыка. По мере развития общества появляются и новые сюжеты: убийцы, самоубийцы, сцены расстрелов, похорон, гибель на поле боя. А еще позже художники начинают показывать смерть на бытовом уровне: покойник в своем доме, в больнице. Они раскрывают эту тему как с трагической стороны, то есть показывают художественными средствами смерть на Земле, так и с мистической, показывая потустороннюю жизнь в том виде, как они себе это представляют. Теме смерти отдали дань практически все великие художники. Наверное, трудно найти среди них мастера, хотя бы раз не обращавшегося к «смертельным» сюжетам. Бесспорно, ведущее место среди таких полотен занимают картины, связанные с последними часами земной жизни Иисуса Христа («Распятие», «Оплакивание», «Положение во гроб»). Множество картин посвящены мученичеству и страданиям людей, которые позже были канонизированы церковью. Здесь можно упомянуть многочисленные изображения «усекновения главы Иоанна Предтечи» и «Успение Богородицы».

Искусство конца ХХ – начала ХХI века показывает, что сохраняются архаические представления о смерти, о которой, кажется уже ничего не сохранилось. Фигура персонифицированной смерти, устрашающий анималистический скелет не является редкостью в постмодернистском искусстве. В настоящее время в изобразительном искусстве так же наблюдается очередной всплеск Пляски Смерти. Авангардисты часто используют мотивы средневековой пляски смерти в своих работах. Сегодня вряд ли кто-то верит в смерть с косой. Но образы продолжают жить по сей день. Публика увлекается ожившими мертвецами, это фантастическая реальность массовой культуры. Публика не верит в эти произведения, но попадает под воздействие архаичных призраков. В наши дни происходит выхолащивание интерпретации черепа, как символа бренности бытия, он превратился в модный молодёжный атрибут.

В наши дни, когда смерть в России стала пугающе обыденной и обильной, как противопоставление происходящему наступает возрождение духовности, и мы обращаем свои взгляды на образцы высокого искусства. Помимо полотен известных мастеров: В. Перов, Босх, Ж.Л. Давид, К. Флавицкий, И. Репин, Э. Мане и других, всё чаще можно встретить новых современных авторов с глубоким осмыслением этой философской темы. Возможно, эмоции, которые они вызывают, помогают что-нибудь изменить в нашей жизни…

О. В. Кучинёва, преподаватель факультета «Похоронный менеджмент» новосибирского торгового колледжа
П. И. Новиков, преподаватель факультета «Похоронный менеджмент» новосибирского торгового колледжа

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

7.jpg

8.jpg
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика