"Буду изо всех сил стараться удержать у себя титул непобежденного"

17.11.2022
"Буду изо всех сил стараться удержать у себя титул непобежденного" - Похоронный портал
1 ноября на выставке «Некрополь - World Russia 2022» состоялся второй международный конкурс «Лучший ретушер 2022». К участию в конкурсе допускались как начинающие, так и опытные художники-ретушеры, работающие в похоронной сфере. Конкурсанты соревновались в режиме реального времени и на выполнение задания им отвели всего час. Второй год подряд победу одержал Артур Русаков. Мы расспросили Артура о его профессиональном пути, самом сложном случае в работе и особенностях работы ретушером на фрилансе.

Расскажите о себе. Сколько вам лет, кто вы по образованию, какие у вас хобби?
 
Мне 33 года. По образованию я бухгалтер, но при этом бухгалтером никогда не работал. Как такого хобби не было, даже рисование я как хобби для себя никогда не считал. Просто сразу превратил это в способ зарабатывания денег.
 
Как вы пришли в похоронную сферу? Какими были первые шаги?
 
В похоронную сферу я пришел спустя несколько лет мытарств после того, как ушел со службы в органах внутренних дел, где до этого пробыл около 4 лет. Я не хотел оттуда даже увольняться, но в силу некоторых обстоятельств мне пришлось это сделать. Долгое время не знал, кем мне быть в этой жизни. И абсолютно понимал, что работа в полиции меня к нормальной гражданской жизни никак не подготовила - я ничего не умел делать.
 
Помню, устроился на работу в обычную частную охрану, где, пользуясь свободным временем, особенно по ночам, решил потренироваться в рисовании портретов с целью через некоторое время выполнять их на заказ. А рисовать я более или менее умел всегда, только никогда не относился к этому серьезно. До этого я рисовал только для того, чтобы получить поблажки по учебе, например в школе полиции, где мне за красивые стенгазеты ставили оценки "отлично" по профильным предметам.
 
А затем начались первые заказы на простые рисунки. В этом огромное спасибо соцсетям и интернету в целом. Однажды мне позвонила какая-то женщина с предложением поработать штатным художником в фирме по изготовлению памятников. Тогда я работать у них не стал, потому что, увидев каким хорошим для этого надо быть специалистом, я понял, что не готов.

Артур Русаков, лучший ретушер
 
Спустя год я решил уволиться с основной работы, чтобы попробовать еще раз войти в сферу работы с памятниками, только уже с искренним желанием научиться. Тогда я пришел набираться навыков по профессии художника-гравера, вручную делающего портрет на камне. Увы, мне везде отказывали. А те, кто взяли, через три дня мне сказали, что не хотят меня долго учить, и я снова остался не у дел.
 
Но сдаваться я не собирался и решил пойти другим путем, когда узнал, что можно быть не просто художником, но и ретушером — человеком, выполняющим компьютерную заготовку портрета для памятника. Я знал, что для этого нужен графический планшет со своей ручкой для рисования, но его у меня не было.
 
Помню, на дворе стоял  2018 год, аккурат перед Пасхой. Недалеко от моего дома было агентство по изготовлению памятников, которое от других отличалось тем, что там были не просто гравировальные станки, но их там еще и продавали. И своим клиентам они предоставляли услуги ретуши. Я кое-как напросился к ним на работу, уговорил научить меня. Потом, набравшись опыта, уже трудился у других.
 
Вы работаете ретушером на постоянной основе? Где вы сейчас работаете, в компании или на себя?
 
В 2020 году я окончательно ушел во фриланс, то есть в работу на самого себя, предоставляя услуги ретушера онлайн. Сейчас я работаю не только со своим городом, а со многими регионами бывшего Союза — от Камчатки до Беларуси, от Мурманска до Алматы. И мой отец всегда говорит:" Ты как футболист. Футболисту нравится в футбол играть, так ему за это деньги платят. Так и у тебя — любишь рисовать, так еще и доход от этого имеешь".
 
Почему я решил работать не выходя из дома? Ответ довольно прост: когда работаешь в фирме, там много отвлекающих моментов, например, кто-то зашел поздороваться или клиенты пришли. Все это сильно отвлекало и мешало количеству сделанной работы. А я всегда знал, что тут дорога каждая секунда.
 
Я посчитал, что, будучи дома, коэффициент полезно потраченного времени будет значительно выше. И не прогадал. Выложив свои работы в соцсети, я приобрел очень много клиентов из разных городов, обзавелся интересными знакомствами, набрался больше опыта в обработке фотографии не только под станок определенной марки, но вообще почти под все существующие. При этом я ни с кем не поссорился. Та фирма, в которой я был штатным ретушером, по-прежнему является одним из моих постоянных заказчиков. Просто нахожусь я уже не в конторе, а на расстоянии.
 
Вы любите свою работу? Есть ли у Вас своя миссия, через призму которой вы работаете?
 
Свою работу я люблю. И не только потому, что здесь присутствует творческий процесс, но еще и потому, что являюсь специалистом в довольно узкой сфере. Это очень важно — ощущать свою значимость. Как сказал Джокер в фильме про Бэтмэна: "Если умеешь делать что-то, не делай это бесплатно".
 
Правда, есть и некоторые издержки в выбранном мной поле деятельности. Основной пик работы приходится на теплое время года, с марта по октябрь, и, прежде всего, на лето. То есть на то время, когда душа наиболее хочет физически отдыхать, поехать на природу, пожарить шашлыки и т.д. Все мои друзья и близкие часто отдыхают летом в то время, как я полностью погружен в свою работу, с семи утра до часу ночи. И все праздники  таким образом проходят без меня. Ну да ладно, обойдусь, если учесть то, что доход очень хороший, значительно выше, чем у всего моего окружения.
 
Если отвечать на вопрос, есть ли у меня миссия в этой сфере, я скажу так: когда-то, через много тысяч лет, когда наша современная цивилизация уже будет глубокой историей для наших потомков, портреты, запечатленные на граните, будут по-прежнему целы, ведь камень переживет всех. Даже Джоконда когда-нибудь в Лувре сгниет, а памятник — никогда. Все эти памятники будут яркими артефактами нашей нынешней жизни. И таким образом, я оставляю след в истории. Вот такая мысль меня часто посещает, когда я задумываюсь, что я вообще делаю.


1. Фото для ретуши на конкурс 2. Работа Артура Русакова

Вы живете и работаете в Казахстане? Есть ли там своя специфика работы, в отличие от России?

Да, я живу на севере Казахстана, город Павлодар. И если сравнивать специфику работы с Россией, то кое-какие различия есть.Прежде всего, религиозные, потому что больше половины населения страны — это мусульмане. Они не заказывают портреты на памятнике, но зато очень творчески подходят к оформлению камня в виде узоров, исламских символов и рисунков, например, мечетей или Коранов. Еще есть этнические особенности, так как у нас страна степей, огромных пастбищ и гор, то нередко просят нанести на стелу пейзаж с бегущими по широким просторам лошадьми, юртами (традиционным жилищем казахов) и национальными орнаментами. Все это я тоже делаю, благо, компьютерные технологии это позволяют. А еще я заметил разницу, что зачастую казахи, живущие в России, при заказе надписей на памятники уже слабо владеют казахским языком и мне приходится часто их поправлять, указывая на ошибки. Также наши казахстанские казахи любят на памятниках очень много текста, между тем от российских казахов приходят более простые заказы — только с данными умершего человека и немного узоров.
 
Разумеется, все это я рассказываю с точки зрения художника. Если смотреть на разницу работы между Россией и Казахстаном, то я заметил, что в европейской части России очень распространен карельский камень, между тем как у нас в широком ходу идёт китайский гранит породы Шанси с менее ярко выраженной текстурой. И мне камень Шанси нравится гораздо больше, потому что он более черный, более чистый, и результат на стеле выглядит гораздо четче, красивее, контрастнее. Хотя... (задумчиво вздыхаю) тут уже дело вкуса или то, кто к чему привык, или то, что есть рядом. Потому что в европейской России до Карелии всем регионам ближе, и купить и доставить этот камень легче, нежели Шанси. У нас же Шанси в хорошем ходу, потому что нам ближе до Китая.
 
Как выглядит ваша работа над обычным заказом? Случалось ли вносить правки, если родственники говорят "не похож"?
 
Обычный заказ — это стандартный портрет по грудь, то есть полубюст. Всю работу я выполняю в фотошопе (слава гениальным разработчикам этой программы). В случае, если фотографии хорошего качества и нет пожеланий что-то изменить, то на заказ уходит около 10 минут. Но если приходится что-то менять или обрабатывать портрет в полный рост, то это занимает больше времени.
 
Бывает и такое, что говорят, не то, чтобы "не похож", а просто “слишком ярко”, что все как-то “подчеркнуто”. В таком случае я объясняю, что ретушь для памятника — это обработка не для фотобумаги в альбом, что она специфическая, для камня, для станка, что тут важен контраст. Бывало, попадаются и упрямцы. Хорошо, если в моем городе. В таком случае я прошу клиентов (не сотрудников фирмы, а именно клиентов) приехать ко мне домой и при них вношу коррективы, или мне удается убедить их, что сделано именно так, как должно быть.
 
Гораздо сложнее, если такой случай происходит в другом городе. Но все равно я согласен выйти на связь с клиентами моих заказчиков и дорабатывать портрет по их пожеланию. Не было ни одного портрета, который в итоге не был бы доведен до ума. Как сказал довольный мной второй работодатель в ритуальной сфере: “С тех пор, как Артур пришел, не было ни одной переполировки камня”, то есть когда не понравившееся изображение полностью затирали с камня диском. Потому что фирме раньше приходилось иметь дело с художниками-ручниками и там, разумеется, не знаешь какой будет результат. Каждый раз был лотереей. А теперь, когда клиент может видеть эскиз заранее, то и исправлений уже на камне не происходит. Все наносится на камень уже после окончательного утверждения заказчиком.
 
Каким был самый сложный случай в вашей работе?
 
Не скажу, что какой-то случай был самым-самым, потому что их не один и они не уступают друг другу в равной степени. Например, в июне этого года был заказ с плохого фото в полный рост, где не было нормально видно кисти рук, нужно было дорисовать на фоне пейзаж и несколько других мелких деталей. И клиенты попались очень требовательные и капризные. По ходу выполнения заказа приходилось вносить очень много правок, особенно в пальцах, которые ну очень не люблю рисовать. Большинство художников вообще не любят рисовать руки, и я в их числе. Было сделано порядка двадцати вариантов, клиенты обращали внимание даже на разницу в миллиметр в наклоне кистей.
 
Когда эскиз был окончательно утверждён, я "по запаре" отправил на печать не тот вариант, который выбрали. Перепутал. Портрет нанесли на камень и отправили посмотреть клиентам. С ними опять начался долгий разговор. Кое-как их убедили, что лучше не исправлять и уже оставить так, как есть.

Вы выигрываете конкурс «Лучший ретушер» второй год подряд. Можете сравнить свои ощущения и переживания тогда и сейчас? Готовились ли вы к конкурсу специально и оттачивали ли новые навыки за этот год?
 
В прошлом году, когда знакомые скинули мне ссылку на заявку, я не сильно собирался. Боялся дальней дороги, к тому же, в одиночку. А потом в один миг решил пойти ва-банк и поехать. К тому же, до этого никогда не бывал в Москве. Помню, перед дорогой позвонил куратору конкурса Павлу Бабкину и пошутил, что еду за победой. Павел ответил, что все едут побеждать. Посмеялись вот так немножко перед встречей.
 
Выставка поразила меня пышностью и разнообразием. Я впервые имел возможность увидеться в реальном режиме со многими своими заказчиками, также приехавшими на выставку. А еще было интересно познакомиться с разработчиками гравировальных станков, поговорить с ними о некоторых тонкостях общего непростого дела.
 
Что же касается самого конкурса, то переживания были. Особенно помню лица других участников. Такие все серьезные, нацеленные на результат. Их внешняя настроенность меня очень насторожила. При этом я пытался не потерять спокойствия, даже как бы быть слегка налегке, вальяжно немножко.
 
На конкурс тогда нам по регламенту выделили два часа. Я не привык так долго работать с одним портретом и сделал его довольно быстро. Но, раз уж времени было еще предостаточно, повозился чуть подольше, чем обычно. Ну а уже когда сдавал ретушь на решение комиссии, все также глядя на серьезных соперников, просто махнул рукой. Главное – не победа, а участие.
 
Вердикт был вынесен на следующий день. Помню, я всё хотел успеть побывать на Красной площади, и потому, когда пришел на выставку, быстро отыскал куратора со словами: "Ну, какое там место? Пятое или шестое? Просто интересно узнать, и я поехал". Павел мне сказал, чтобы я не торопился уходить и спустился вниз посмотреть на ретушь победителя. Спустившись, я  увидел, что победила именно моя работа. Я настолько не ожидал такого результата, что на меня не сразу нахлынуло чувство триумфа. Оно пришло где-то постепенно в течение часа. Я позвонил родителям и близким, поделился радостью.


 
В этом году я не собирался ехать, было много домашних дел. Но потом, опять же наобум, буквально за три дня до выставки, купил билеты и прилетел. Второй раз уже удивления меньше, конечно, но все равно очень понравилось снова стать участником этого масштабного события. Было приятно видеть, что люди меня уже узнают, был снова рад видеть тех, с кем познакомился в прошлом году.
 
Не скажу, что готовился к конкурсу специально. Но все равно за год какие-то изменения в плане приобретения навыков происходят. Мне кажется, любой специалист находится в развитии. Ибо совершенству нет предела.
 
Чему бы вы хотели научиться в будущем в своей сфере? В каком направлении планируете развиваться?
 
Если и учиться дальше чему-то в этой сфере, то наступает самое время осваивать 3D-технологии, связанные с фрезерными станками. А вообще в планах, что надо тоже уже открывать свой ритуальный бизнес, хотя бы небольшой для начала. Единственное, на него будет нужно время, которого в пиковые месяцы сезона очень мало. Придется когда-то делать выбор, что важнее — старый доход или развитие бизнеса. Но это в будущем, посмотрим.
 
С чего начинать новичку, если он захочет пойти по вашим стопам? Какие качества и инструменты нужно иметь, чтобы выйти на достойный уровень?
 
На мой взгляд, человеку, который хочет освоить ретушь для станка, необходимо в первую очередь иметь навык обычного художника, чтобы он просто умел рисовать хотя бы простым карандашом. Далее нужно осваивать не только фотошоп, но и компьютер в целом, придется научиться разбираться в разных форматах файлов, в установках и т.п. Из инструментов необходим графический планшет. Сразу, конечно, всего не освоить, чаще всего знания приходят по мере возникновения и решения дилемм.

Артур Русаков, Некрополь 2022
 
Планируете ли побеждать на «Некрополе» в третий раз?
 
Было бы хорошо принять участие в конкурсе в третий раз. И, скорее всего, так и будет. Буду изо всех сил стараться удержать у себя титул непобежденного.


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика