Пластинки бы делать из этих людей. Нестандартные способы заработать на смерти в России

03.11.2018
Пластинки бы делать из этих людей. Нестандартные способы заработать на смерти в России
Фото: Unsplash

Смерть постепенно перестает казаться россиянам чем-то сверхъестественным: многие западные тренды пришли и в российскую похоронную индустрию. Бизнес предлагает относиться к смерти по-новому — как к путешествию или приостановке жизни до лучших времен. Теперь уйти можно необычно: побывать после смерти на орбите Луны, превратиться в виниловую пластинку с записью своего смеха или заранее подобрать дизайнерский гроб. Традиционный рынок ритуальных услуг в России считается полутеневым. А потому оценки его годового объема сильно разнятся — от 60 млрд рублей до 250 млрд рублей. В стране работает около 8 тыс. компаний, так или иначе специализирующихся на похоронах. В канун Хеллоуина Inc. рассказывает о стартапах, которые строят на ритуальном рынке нестандартный бизнес.

Развеивание праха в стратосфере. От 350 тыс. рублей

Российская SpaceWay — единственная на континенте компания, которая запускает прах в стратосферу. Родственники умершего обращаются к представителям компании, и те заключают с ними договор, выбрав день запуска аппарата и место. 2-3 дня уходит на согласование со спецслужбами: без их разрешения запустить прах в небо не получится, рассказали Inc. в компании. «Оборудование готовится минут 10-15, потом — запуск. Внизу люди в режиме онлайн наблюдают за тем, что происходит: на аппарате установлена GoPro, и можно увидеть все этапы полета, раскрытие капсулы и процесс развеивания. Потом аппарат возвращается: траекторию мы рассчитываем заранее. Технику мы поднимаем на высоту 40 тыс. метров, но это еще не космос, это стратосфера. Какая-то часть праха может попасть в открытый космос, остальная — на горные вершины, в океан, в леса. Примерно неделю этот прах свободно развеивается где угодно», — говорит технический директор SpaceWay Евгений Землянников.

Компания работает в России, но после выхода сюжета о SpaceWay на голландском телевидении приходилось организовывать запуски и в Голландии. Стоимость услуги может вырасти, если у родственников появятся дополнительные пожелания: например, команда может смонтировать видео, которое останется на память. Услугу нельзя назвать очень популярной, признают в SpaceWay: в России пока сильны традиции и даже к кремации люди относятся с осторожностью. В завещаниях такие просьбы тоже можно встретить редко: обычно родственники сами находят сайт SpaceWay и решают, что прощание должно стать именно таким.

Крионизация. От $15 тыс.

Крионика подходит тем, кто не воспринимает смерть как последнюю остановку. Специалисты по крионике утверждают, что тело можно безопасно «заморозить» и хранить до тех времен, когда развитие науки и технологий позволит «оживить» организм. В России такую услугу предлагает только одна компания — KrioRus. Тела хранят в жидком азоте — у компании два хранилища в Подмосковье.

«Скоро будет сложена вся мозаика необходимых технологий,  чтобы вывести организм из этого состояния, то есть разморозить, устранить причины, которые повлекли за собой гибель, и провести реанимацию. Крионировать можно организмы, у которых уже остановилось сердце и не получилось провести реанимацию. Если речь идет о несчастном случае и мозг остался цел, то услуга все равно доступна. Главная задача — сохранить личность человека», — рассказал Inc. исполнительный директор KrioRus Иван Степин. Обращаться в компанию и заключать с ней контракт лучше заранее, объясняет он: если родственники решают крионировать человека, умершего несколько часов назад, могут возникнуть проблемы.

Сейчас у KrioRus 64 крионированных клиента-человека (компания также крионирует животных). Сохранить можно все тело или только мозг: первый вариант обойдется в $36 тыс., второй — в $15 тыс. для для россиян и $18 тыс. для иностранцев. Для тех, кто готов купить шанс на возвращение к жизни за $150 тыс. и больше, существует VIP-крионирование. Такой клиент получает крио-браслет, отслеживающий основные показатели жизнедеятельности, — если пациент умрет, к нему тут же приедет команда KrioRus. Часть средств VIP-криопациентов компания направляет на исследования, которые должны приблизить вторую жизнь.

Хранилища тел клиентов компании сложно сравнить с кладбищами, говорит Степин. Иногда — редко — к криопациентам приходят родственники: для этого нужно заранее договориться с представителями компании и предупредить смотрителя.


Фото: Unsplash

Отправка праха на орбиту. От $1 тыс.

Новосибирский крематорий начал предлагать услугу развеивания праха в космосе сразу после того, как она появилась за рубежом. В США первой была компания Celestis — она появилась в 1997 году. Крематорий связался с Celestis и стал ее представителем, единственным в России.

Спрос небольшой, рассказал Inc. директор крематория по маркетингу Дмитрий Евсеков: за все время в космос был запущен прах двух человек. Первым был Борис Якушин, отец основателя крематория. Сергей Якушин рассказывал, что отец любил Юрия Гагарина: когда тот первым из землян поднимался в космос, Якушин, как и миллионы людей по всему миру, наблюдал за этим. «25 лет спустя после смерти отца нам предоставилась возможность воздать отцу еще одну, космическую почесть. Вся семья: мама, брат, сестра, дети решительно высказались «за» последнее звездное путешествие отца», — писал Якушин. Прах запустили с космодрома в Калифорнии.

Крематорий и Celestis предлагают разные варианты запуска. Первый — отправка частиц праха на высоту более 100 км и их возвращение обратно на Землю. Второй — отправка праха на орбиту Земли на несколько месяцев или лет, а третий — на орбиту Луны. Стоят такие услуги от $1 тыс. до $12,5 тыс.


Фото: Unsplash

Дизайнерские гробы и креативные похороны. От $10 тыс.

Компания Voyager относится к смерти как к путешествию, которое лучше спланировать заранее, в «спокойной и рациональной атмосфере». «Наша миссия — изменить отношение к смерти и к смыслу жизни. Voyager возрождает утраченные дореволюционные традиции готовиться к смерти при жизни», — рассказал Inc. представитель компании.

Клиенты Voyager — состоятельные люди старше 35 лет, из которых примерно 70% составляют мужчины и 30% — женщины. При желании на организацию похорон можно потратить любую сумму, но минимальная стоимость — $10 тыс. Сотрудники помогут подобрать дизайнерский гроб, капсулу или урну, разработают концепцию похорон и спроектируют семейный склеп, подберут последний в жизни клиента наряд и сделают ему макияж. Можно заказать цифровое надгробие: вся жизнь человека онлайн навсегда останется на сайте. Одна из самых востребованных услуг компании — креативные похороны. Заказывают ее обычно граждане России, Казахстана и Белоруссии.

Тем, кто не хочет вредить экологии даже после смерти, Voyager предлагает биоразлагаемые капсулы. «Запатентованная технология материала, из которого сделаны капсулы, отвечает европейским и американским стандартам в области экологии. Технология является ноу-хау компании», — рассказали в Voyager. На заказ компания может создать бриллиант из частички человека: для этого понадобится лишь 3 грамма волос. Камень в 1 карат стоит $11 387, в 2 карата — $26 540. Клиент выбирает форму бриллианта — например «сердце» или «грушу» — и, если пожелает, гравировку с именем или эпитафией.

После смерти можно превратиться в виниловую пластинку, записав не нее любимую песню, завещание, свой смех или любой другой звук. Пластинки из праха Voyager рекомендует рассылать друзьям как сюрприз. «Более эффектно это можно сделать, заказав почтовую доставку пластинок в день своего рождения или в годовщину смерти», – советуют в компании. Для изготовления такой пластинки понадобится 30 граммов праха.


Фото: Unsplash

Автор Анна ШВЫРКОВА, редактор Inc.
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика