Танцы у могилы: смех над мертвыми или скорбь о них?

06.10.2021
Танцы у могилы: смех над мертвыми или скорбь о них?

Dancing at the grave: Do we mock or mourn the dead?

By Brian Guserwa

Когда в традиционном африканском доме кто-то умирает, это лишь первая часть долгого путешествия к погребению. 

Сразу наступает период, когда скорбящая семья принимает гостей, пришедших выразить свое сочувствие.

Существует сложный, длительный и чрезвычайно напряженный процесс подготовки к похоронам. И, конечно, есть «река» чая, которая будет течь в этой усадьбе, и «поколения» цыплят, которых будут забивать. Там раздается плач.

Однако то, что знаменует собой настоящие похороны, - это танцы. Похороны - это не просто период траура; это также праздник жизни, и есть несколько вещей, более подходящих для такого рода празднования, чем танцы.

“В моей культуре существует ожидание, что, когда вы придете на похороны, вы будете есть, пить и танцевать”, - говорит Рэйчел Малоба, медсестра из Какамеги.

“Восприятие всегда присутствовало. На хороших похоронах много еды, достаточно, чтобы люди могли забрать ее домой, и там хорошая музыка”.

Хотя сами похороны, несомненно, печальны, они обычно сопровождаются вечеринкой, на которой гости и члены семьи танцуют свои печали до глубокой ночи.

Когда умер ее дедушка, Малобе было всего 13 лет. Но она помнит вечеринку, которая продолжалась несколько дней.

 Extravagant funerals add no value - theologist

 When men die single, without wives or children

 Да, женщины могут развлекать двух любовников одновременно

 Мужчина из Найроби совершает самоубийство после убийства подруги

“Я просто помню, что наша усадьба всегда была полна людей”, - вспоминает она. “С утра люди приходили, а другие уходили, сидели с моими родителями и ели.

“Даже после того, как его похоронили, посетители продолжали приходить. В течение дня там было бы много еды. Вечером кто-нибудь включал музыку. Эти танцевальные сеансы увеличивались в интенсивности вплоть до дня похорон, прежде чем в конце концов замедлились и прекратились”.

Хотя она и не принимала участия сама, Малоба понимает, насколько важны эти вечеринки.

“В некотором смысле это отодвигает момент, когда вам придется смириться со своей потерей. Это похоже на то, что вы развлекаетесь в течение нескольких дней, так что воспоминания, которые у вас есть, не только плохие”, - говорит она.

Ричард Атило был не менее чем на пяти похоронах за последние шесть месяцев. Пандемия Covid-19 свирепствовала в его более широкой семье, настолько, что он был ошеломлен потерей.

“Было время, когда мне казалось, что мне звонят раз в две недели. Дошло до того, что я боялся смотреть на свой телефон по утрам. Дяди, дальние родственники, даже члены семьи, о которых я не знал, что у меня есть… все они умирали один за другим”.

Это был период испытаний для семьи Атило. Но даже несмотря на то, что вскоре они оказались полностью стеснены в средствах, они сделали все возможное, чтобы отправить своих родственников домой с шиком.

“Даже при уменьшении числа людей люди все еще ожидают празднования, а не просто приходят к вам домой и скорбят. Это были трудные несколько месяцев, но я помню людей, которые пришли отпраздновать вместе с нами, и я благодарен им”.

Танец - это выражение эмоций, так же как и плач.

Когда группа носильщиков гроба в форме из Ганы заняла видное место в 2017 году, это произошло из-за их уникального способа переноса гроба. Они танцевали. Они делали трюки. Это было поразительно, потому что оно осмелилось демистифицировать смерть, то, чего мы привыкли бояться. Ближе к дому мы, безусловно, видели свою изрядную долю махинаций.

От женщин, начинающих вопить, как только они оказываются в пределах видимости комплекса, до других, разрывающих свою одежду в агонии. Есть даже легендарная "дискотека матанга", уникальный плавильный котел музыки, культуры и безумия.

Но важен ли танец в контексте горя? Муени Вамбуа, специалист по восстановлению после горя, считает, что танцы представляют собой стремление к эмоциональному самовыражению.

“Люди танцуют на похоронах по культурным, социальным или даже религиозным причинам", - говорит она. “Музыка открывает доступ к нашим глубочайшим эмоциям, а танец можно рассматривать как способ выражения того, что не может быть свободно выражено словами. Эмоции, возникающие в результате потери и горя, очень сильны, и музыка помогает нам безопасно регулировать их”.

Она добавляет, что: “Как способ справиться с ситуацией, танцы-это катарсис. Это обеспечивает психологическое облегчение, точно так же, как физические упражнения высвобождают эндорфины, которые, в свою очередь, снимают стресс”.

Но, по словам профессора Джонсона Мбугуа, профессора христианской истории и практической теологии, вся идея празднования мертвых проистекает из нашего страха перед тем, что произойдет после нашей смерти.

“У нас есть убеждение, что наше земное тело-это то, которое будет воскрешено, вот почему мы настаиваем на сложных похоронах. Это ложное убеждение, не основанное ни на религии, ни на традиционной африканской культуре”.

“Я могу с уверенностью сказать, что 95% людей сегодня понятия не имеют, что такое традиционная практика. Даже пожилые люди. То, что они считают традициями своих общин, мы переняли у колонизации и других культур.

Если взять пример древних кикуйю, то они вообще не обращали внимания на человеческое тело. Тело было бы выброшено на съедение гиенам. В то же время, когда хоронили старейшину, мы забивали козу, и это мясо нужно было есть.

Его нельзя было выбросить. Они обычно говорили: "Вы можете выбросить человеческое тело, но не тело козла". Вот насколько неважным было человеческое тело".

“Традиции так много раз менялись за эти годы, так что даже то, что они считают традиционным, не является таковым. Доевропейские, дорелигиозные, у нас были особые традиции, большинство из которых были забыты. Религия покончила со многими из этих обычаев.

Но теперь мы приняли другие традиции, такие как доставка тела в церковь, наем кортежей, размещение наших мертвых в газетах… гроб, стоящий больше, чем средний доход вашей семьи". 

Опасные традиции

Доктор Кэролайн Орен, психолог, считает, что многое из того, что мы считаем традициями, необходимо искоренить.

“В слепом следовании таким культурным практикам есть опасный аспект. ‘Дискотека матанга’, в частности, содержит некоторые вредные практики. Действия, которые происходят, имеют мало общего с похоронами; употребление запрещенных напитков, блуд, даже изнасилование и передача девушек. Это вещи, с которыми мы должны покончить.

Новая практика, которую мы наблюдаем после пандемии, свидетельствует о том, какой должна быть новая норма. Трудно пролить годы культуры. С практической точки зрения вам придется привлечь руководителей районов, например, чтобы искоренить культуру диско матанга".

Однако это не значит, что люди не должны горевать:

“Скорбь чрезвычайно важна. Если вы кого-то теряете, есть люди, с которыми вы можете поговорить, которые помогут вам пережить эту потерю. В некоторых культурах даже не рекомендуется плакать или проявлять какие-либо внешние признаки траура. Но тебе нужно скорбеть”.

Муени соглашается:

“Нет правильного или неправильного способа горевать. Нет типичного способа справиться с потерей, потому что нет типичной потери. Мы скорбим как личности, и поэтому способов скорбеть столько же, сколько и людей”.

 Смерть в камере: 29-летний студент предположительно покончил с собой, находясь под стражей в полиции в Макуэни

 Отслеживание Covid-19: В Кении зарегистрировано 324 новых случая заболевания, 10 смертей за последние 24 часа


                                                                    


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика