Пурга, ливень с градом и неземная тишина: незрячий путешественник штурмует горные вершины

04.10.2019
Пурга, ливень с градом и неземная тишина: незрячий путешественник штурмует горные вершины
Все фото с сайта  «Don24» https://don24.ru/rubric/obschestvo/purga-liven-s-gradom-i-nezemnaya-tishina-nezryachiy-puteshestvenn...


После Фишта и Эльбруса пришел черед Казбека


Ростов-на-Дону DON24.RU. Этим летом ростовчанин Вадим Черноногов положил еще один кирпичик в свою невероятную горную одиссею. На этот раз он поднялся на вершину Казбека – самого восточного пятитысячника Кавказа, расположенного на границе России с Грузией. А если точнее, на высоту 5033,8 м.

Вадим делает то, что считают для себя немыслимым, чересчур тяжелым, утомительным, страшным подавляющее большинство людей без серьезных проблем со здоровьем. А он одну за другой штурмует вершины: идет на ощупь, из последних сил вслушиваясь в слова инструктора, прорывающиеся сквозь свист и вой пурги, ступает на кромку камня шириной в человеческую стопу, а порой с нее срывается (и тогда выручает страховка), привык к окрикам вроде «Вадим, чуть левее – обрыв».

А еще признается, что ни на что не променял бы свою слепоту. «Молот» решил разобраться в том, что им движет.


Фото: из личного архива путешественника

55 километров за один день

Горами незрячий путешественник «заболел» лет восемь назад.

«Отдыхал с семьей в Адыгее, и там не увидел, но словно почувствовал горы, меня к ним потянуло, глотнул свободы. Как раз тогда там же шел по маршруту мой друг, увлекающийся альпинизмом. Спустя время мы встретились, разговорились об Адыгее, разговор плавно перетек на горные восхождения. И я услышал, что можно пройти через перевал и попасть на побережье Черного моря, – вспоминает Вадим. – И загорелся этой идеей».

Однако был убежден: не найдется инструктора, который рискнет повести в горы слепого. Но друзья уговорили его обратиться к Глебу Албулу, авторитетному ростовскому альпинисту, тренеру, заместителю директора клуба активного отдыха «Планета».

«Когда я вошел и пожал его руку, почему-то понял: все получится, – рассказывает путешественник. – Глеб Валерьевич ответил просто: «Если ты действительно хочешь, давай попробуем».

А потом были изнурительные тренировки. Вадим начал по часу в день ходить по ступенькам в подъезде своей девятиэтажки с тяжелым рюкзаком за плечами. Периодически задания меняли: он бегал с первого этажа на девятый, потом – вниз, и так много раз. Соседи уже перестали удивляться, встречая его в подъезде неутомимо бегущим или штурмующим ступеньки в полном обмундировании альпиниста. А еще он пошел в спортзал, где изводил себя на беговой дорожке. Таскал там «железо» – штангу. Стал ходить на большие расстояния пешком, в том числе в связке с другим человеком.

Порой они с инструктором специально передвигались на большие расстоянии молча, не произнося ни слова. Ведь во время восхождения может застать непогода, налететь пурга, когда из-за завываний ветра ни задать вопрос, ни услышать ответ невозможно – слышны только редкие выкрики. Потому важно научиться чувствовать друг друга без слов. Причем все эти тренировки Вадим продолжает и по сей день.

«Вот недавно за один день мы прошли с тренером 55 км. Это был такой тест на выносливость, – улыбается Вадим. – В 7 утра вышли с Западного, дошли до Чалтыря и к половине десятого вечера вернулись на Западный, закончив марш-бросок».

Рекорд, в который мало кто верил

В июле 2016-го ростовчанин Вадим Черноногов вписал себя в историю донского региона. С помощью инструктора клуба «Планета» Романа Бугара он поднялся на одну из вершин Главного Кавказского хребта – гору Фишт, высота которой – почти 3 км. То восхождение совершили группой из шести человек, включая Вадима и двух гидов. Всю тактическую схему разработал Роман Бугара: предусмотрел места для стоянок, подходящий темп восхождения, общее время, которое уйдет на покорение вершины. Шли так: Роман Бугара двигался впереди незрячего путника, предупреждая о преградах на пути – корнях деревьев, камнях, расщелинах, ручьях, а другой гид шел позади, страхуя. Причем никакого снисхождения для Вадима не сделали. Он, как и все, нес за плечами тяжелый рюкзак с теплыми вещами и продуктами, группа не снижала темп ради него. После того путешествия гиды признались, что еще раз убедились: восхождение было для Черноногова не блажью или пустой фантазией, а испытанием себя, силы духа, умения противостоять трудностям.

Вадим же вспоминал: его заворожила тишина, которой не бывает вне высоты, запахи горного разнотравья и мелких цветов, шум воды, но больше всего его покорил особый мир альпинистов – людей, которые умеют дружить, доверять друг другу свою жизнь, преодолевать страх и боль, не гонятся за деньгами или славой, ценят правду и искренность.


Фото: из личного архива путешественника

«Уходите отсюда, Эльбрус не пускает»

В августе прошлого года незрячий путешественник занес себе в актив другую высоту – Эльбрус.

«Знаете, горы – как любимая женщина. Чем дольше ты с нею, тем она тебе роднее, тем больше ею любуешься. Горы тоже манят, а еще приближают тебя к миру, где все настоящее», – рассказывает Вадим.

Брать новую планку отправился с тренером-инструктором Юрием Дремовым.

«Уже на вершине мы попали в пургу. Юрий прежде много раз поднимался на Эльбрус, знал норов этой горы и предупреждал, что метель может оказаться настолько сильной, что услышать друг друга будет невозможно. Тогда-то и пригодились тренировки, когда мы подолгу ходили вместе без слов. Он что-то кричал, однако сквозь стену ураганного ветра со снегом, бьющим в лицо наотмашь, я улавливал лишь отдельные выкрики, – объясняет Черноногов. – В какой-то момент ветер стал бить в грудь, словно гнал нас прочь: мол, я тут хозяин, убирайтесь. Наперерез нам бросился человек, безуспешно пытавшийся подняться: «Спускайтесь вниз, Эльбрус не пускает». Мы решили все-таки рискнуть, и вдруг гора нас приняла».

А на железнодорожном вокзале в Минводах, куда после восхождения добрались путешественники, их едва не забрали в полицию.

«Мы только спустились – долго не мылись, небритые, бородатые.... Кожа слезала хлопьями, потому что мы сначала ее обветрили, а потом обгорели», – усмехается Черноногов.

На неряшливых мужчин обратила внимание бдительная старушка, подозвавшая наряд полиции.

«Но когда полицейские увидели наши рюкзаки и альпинистские ботинки, им все стало понятно», – улыбается Вадим.

А следующей вершиной, взятой в июне,  стал Казбек. Черноногов отправился с двумя инструкторами. Поначалу погода шла навстречу. Но когда возвращались с вершины, небо словно соединилось с землей, ветер полоскал одежду, метель раздухарилась так, что стихия будто плевалась снегом изо всех сил, палатку пришлось откапывать от снега, а потом пришел черед дождя и града...

«А некоторые спуски были настолько узкими, что лишь стопа помещалась, а за ее границами скала уходила вниз», – вспоминает Вадим.

Психология горя и сила духа

Вадим признается, что покоряет горы еще и потому, что вместе с ним словно идут ввысь все незрячие люди Ростова. И он внушает им веру в свои силы.

Впрочем, и за пределами горных вершин Черноногову уже многое покорилось. Травму, лишившую его зрения, он получил, когда ему было 23 года. И в одночасье превратился из пышущего здоровьем, физически крепкого парня, которого дома ждала жена на сносях, в полностью слепого инвалида.

«Наверное, с год я почти безвылазно сидел сначала в больнице, потом дома, – вспоминает он. – Хотя врачи почти никакой надежды не давали, я верил, что зрение вернется. А когда ты надолго выпадаешь из жизни, сидишь дома, вытащить себя в мир очень сложно. Но однажды я понял: можно продолжать страдать, а можно встать и идти. Я взял трость и пошел».

Со временем он окончил факультет специальной психологии в филиале Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Потом – Донскую духовную семинарию. Сейчас у него крепкая семья, двое детей: 21-летний сын и 10-летняя дочка. И уже много лет он с радостью отдается профессии. Работает в ростовском крематории психологом и церемониймейстером, проводит церемонии прощания.

«Понимаете, мне очень нравится оказывать помощь, в которой нуждаются люди, потерявшие близкого человека. Сейчас есть отдельное направление – «психология горя». Чтобы люди после потери родного человека могли встать на ноги и продолжать жить, их очень важно грамотно вывести из той трагедии, которая на них навалилась. Зачастую в такой ситуации человек все держит в себе, а ему важно выговориться. А семинарское образование позволяет мне поддержать беседу о том, что может ждать после смерти. И вот, бывает, я по пять, по десять раз слушаю одно и то же – рассказ человека о горе, которое он держит в себе. Но после этого он получает возможность от него освободиться, снова радоваться жизни».

Впереди у Вадима – новые цели, в том числе связанные с горами. Он признается, что обязан своему недугу  полученным умением сострадать, любоваться другими людьми, видеть в них сердцем хорошее. А своей жизнью лишний раз доказывает: физиология вовсе не преграда для полноценной жизни, карьеры, потрясающих увлечений и сенсационных восхождений на горные вершины.

Виктория Головко, газета «Молот»



                           Картинки по запросу Don24
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика