Medya Günlüğü (“урци€): мысли “олстого и „ехова о смерти

03.08.2019
Medya Günlüğü (“урци€): мысли “олстого и „ехова о смерти
© –»ј Ќовости, –»ј Ќовости.  ‘ото с сайта  https://inosmi.ru/social/20190728/245534265.html


—мерть - это исчезновение? ¬ечна€ тьма, тишина и неподвижность? ”мира€, люди обычно думают о жизни, и, кажетс€, невозможно проститьс€ с ее сладостным дыханием.  онечно, мы боимс€. » иногда смерть может настичь человека, не дав ему возможности подумать. Ќо, как говорил Ќазым ’икмет, не стыдно бо€тьс€ смерти, не стыдно думать о ней.


¬ообще взгл€д людей на эту тему может варьироватьс€ в зависимости от веры, к которой они чувствуют свою принадлежность, их системы представлений или культуры, в которой они живут. —мерть можно рассматривать как переход в какую-то другую стадию, полагать, что после смерти тело или душа продолжают существовать в каких-то иных формах. »ли считать, что смерть Ч это конец, за которым ничего нет. 

ѕоследователи индуизма вер€т в перерождение из одного тела в другое или из одного состо€ни€ быти€ в другое до достижени€ высшего (совершенного) духовного состо€ни€ (нирваны). 

—огласно исламу, например, смерть предопределена. Ќо человек пришел в этот мир жить, а не умереть. ѕри этом жизнь разделена на два этапа. ѕервый этап Ч это в некотором смысле учение и испытание, а второй этап Ч это вечна€ жизнь, котора€ будет зависеть от полученных результатов. 

ѕо некоторым философским воззрени€м, смерть, будучи важнейшей аномалией (отклонением от нормы, абсурдом) в жизни человека, в некотором смысле конструирует и личностную систему верований, убеждений. 

ƒл€ де€телей искусства и писателей пон€тие Ђсмертьї имеет особое значение. ќни, с одной стороны, размышл€ют о собственной смерти, с другой Ч разрабатывают эту тему в своих произведени€х. 

 ак известно, в литературе смерть €вл€етс€ одной из важнейших тем в творчестве писателей нар€ду с любовью, войной, преступлением.   тому же художники, писатели в известном смысле обретают бессмертие, оставл€€ в этом смертном мире что-либо вещественное. ¬ конечном счете поиски бесконечности Ч это то, что заложено в самом человеке.

ƒл€ двух таких гигантов русской классической литературы, как “олстой и „ехов, правда смерти была важна как с точки зрени€ их собственной жизни, так и с точки зрени€ их произведений, идей. 

јнтона „ехова как человека, имевшего медицинское образование, естественно, занимали темы здоровь€, анатомии, смерти человека. ј как создатель современного короткого рассказа „ехов, конечно, исследовал тему смерти и в своих произведени€х. 

¬ 1897 году легочное кровотечение заставило „ехова лечь в клинику. ќн замечал симптомы, которыми давал о себе знать туберкулез, но пренебрегал ими. ¬ клинике „ехова навестил “олстой, который, вопреки своим ожидани€м, застал больного в спокойном и веселом расположении духа. Ёта ситуаци€ показалась “олстому интересной. » у них с „еховым, пусть и не в самое подход€щее врем€, состо€лс€ разговор о смерти. 

“олстой рассказал о своих взгл€дах на смерть и жизнь после нее. „ехов же говорил, что бесполезно утешать себ€ мечтами о бессмертии. 

 огда “олстой ушел, „ехов сказал издателю —уворину: Ђ—трашно стать ничем. ќтнесут теб€ на кладбище, возврат€тс€ домой и станут чай пить. √оворить о тебе лицемерные речи. ƒаже думать об этом противної. 

ѕосле перенесенного кровотечени€ „ехов семь лет боролс€ с болезнью. Ёто состо€ние, в котором он находилс€, веро€тно, часто заставл€ло его думать о смерти. 

¬ июне 1904 года „ехов с супругой отправилс€ на лечение в √ерманию, а перед отъездом сказал своим друзь€м: Ђ≈ду умиратьї. Ќочью 2 июл€ „ехов вызвал врача и сообщил ему: Ђя умираюї. 

ѕопросил принести шампанского. «атем тихо лег в постель и скончалс€. ћожно сказать, что „ехов спокойно и мужественно встретил смерть. ¬озможно, „ехов был деистом. Ќо он понимал, как важна вера в жизни русского кресть€нина. 

„ехов в письме √орькому писал, что “олстой боитс€ смерти и хочет успокоить себ€ св€щенными текстами. 

ƒва великих писател€ “олстой и „ехов, один из них прославилс€ больше романами, другой Ч рассказами, испытывали уважение друг к другу. ¬рем€ от времени они встречались и беседовали. “олстой с большой симпатией относилс€ к „ехову: ЂЁто несравненный писатель, да, именно, несравненный. ќн создал новые формы письма, подобных которым € не встречал нигдеї. „ехов тоже питал большое уважение к “олстому и, конечно, любил его. 

ѕомимо того что писатели работали в разных жанрах, “олстой отличалс€ также серьезными размышлени€ми над нравственностью и верой, которые вызывали в мире не меньший интерес, чем его литературные произведени€. ’от€ его религиозные взгл€ды не нравились церкви, он пыталс€ найти новый нравственный ориентир, соединить знани€ ¬остока и «апада. ќн стремилс€ к простоте, кресть€нской жизни. 

 онечно, одной из важных тем, которыми он занималс€, была смерть. ќн часто обращалс€ к ней в своих произведени€х. — этой точки зрени€ важны, например, Ђ—мерть »вана »льичаї, Ђ¬ойна и мирї. 

—ильный статный кн€зь јндрей, будучи смертельно раненным на поле бо€, прощаетс€ с этим ман€щим вещественным миром, в котором он оставл€ет свои мечтани€, любовь с прекрасной Ќаташей. Ёти фрагменты романа €вл€ютс€, пожалуй, одними из самых впечатл€ющих.

“олстой не только исследовал тему смерти в своих произведени€х, но и не раз сталкивалс€ с ней в собственной жизни, в своей семье, и, конечно, эта тема занимала важное место в системе его воззрений. ћожет быть, он действительно бо€лс€ смерти, как говорил „ехов. Ќо это все равно нельз€ считать недостатком. 

9 но€бр€ 1910 года 82-летний “олстой ночью ушел из дома. ¬елел запр€чь лошадей, вз€л с собой самое необходимое и отправилс€ в дорогу. Ќаписал своей жене письмо, в котором просил простить его и не думать плохо о нем. “олстой поехал в ќптину пустынь, чтобы увидеть свою сестру ћарию. »скал там подход€щую дл€ себ€ избу, но не сумел найти. ћежду тем он узнал, что его самого ищут. “олстой хотел изменить маршрут и уехать в Ѕолгарию, но дочь јлександра догнала его и убедила вернутьс€. ќни вместе сели в поезд и возвращались домой. ¬ св€зи с ухудшением состо€ни€ здоровь€ “олстому в јстапово пришлось сойти с поезда, и начальник станции предложил писателю остановитьс€ у него. ” “олстого была т€жела€ форма пневмонии. 20 но€бр€ 1910 года великий писатель ушел из жизни.

ќдними из последних его слов в доме начальника станции были: Ђј мужики-то, мужики-то как умираютї. “олстой считал, что кресть€нские мужики в соответствии со своей верой принимают смерть как данность. 

“олстой однажды написал в своем дневнике: Ђ огда € буду умирать, € желал бы, чтобы мен€ спросили: продолжаю ли € понимать жизнь так же, как € понимал ее, что она есть приближение к богу, увеличение любвиЕ ≈сли не буду в силах говорить, то если да Ч закрою глаза, если нет Ч подниму их кверхуї. Ќо в момент смерти никто не спросил его об этом. 

ћатериалы »но—ћ» содержат оценки исключительно зарубежных —ћ» и не отражают позицию редакции »но—ћ».



—амих √ювен (Samih Güven)

Medya Gunlugu      Medya Gunlugu                     ÐШноСМÐШ - ÐТсе, ÑЗÑВо досÑВойно пеÑИеводÐ∞

ƒел€сь ссылкой на статьи и новости ѕохоронного ѕортала в соц. сет€х, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

яндекс.ћетрика