Единственный в Башкирии антрополог-реконструктор: «Я смотрю на череп и вижу, как выглядел человек»

17.06.2019
Единственный в Башкирии антрополог-реконструктор: «Я смотрю на череп и вижу, как выглядел человек»

Алексей посвятил этому всю жизнь. Фото: Елена Жилинская. Все фото с сайта https://ufa1.ru/text/job/66127150/



Рассказываем, зачем Алексей Нечволода восстанавливает лица и для чего нужны посмертные маски

Алексей Нечволода — единственный в Башкирии, кто может воссоздать облик человека по черепу. Благодаря ему мы можем увидеть, как выглядели люди, жившие в разные исторические эпохи: от глубокой древности до позднего Средневековья. В руках Алексея наука соединяется с интуицией и искусством.

— Знание анатомии — это научная часть. Но только этого недостаточно. Научить восстанавливать лицо можно любого, но здесь важен момент таинства создания образа. Я вижу череп, и мне не сложно представить, как выглядел человек при жизни: какой у него был нос, как сильно он выступал, какое было лицо, уплощенное или нет, — и могу его описать. Но словесный портрет не вывесить в музей, как яркий экспонат, чтобы рассказать о людях, населяющих ту или иную территорию, поэтому создается скульптурная реконструкция по черепу. И это непростое занятие, — говорит Алексей.

Корреспонденту UFA1.RU ученый рассказал, как определить по черепу пол человека, кому нужны реконструкции и для чего нужны посмертные маски.

Череп, я всё про тебя знаю 

Начинает восстановление облика по черепу специалист-антрополог всегда с научной части: измеряется череп, устанавливаются пол, возраст.


В кабинете реконструктора очень интересно

Сначала нужно определить пол человека. Для Алексея — этого достаточно. Для корреспондента портала UFA1.RU — не очень. Понять, чей череп лежит перед нами: мужчины или женщины, — мне не удалось.

— Если мы поставим рядом мужской и женский череп, то увидим, что они отличаются. В первую очередь разница в размерах — женщины гораздо миниатюрнее. Важное значение имеет и степень развития макрорельфа, это рельеф в местах прикрепления крупных мышц шеи, височных и жевательных мышц.

Это плюс ко всему и способ определить пол, если кроме черепа нет остального скелета. Правда, бывают разные люди: и мужеподобные женщины, и женственные мужчины. Но возможны и ошибки в определении пола. Из 100 черепов у пяти точно невозможно будет определить пол, — рассказывает Алексей.


Черепа расставлены везде

В работе антрополога, владеющего методом реконструкции лица по черепу, важно определить не только пол, но и индивидуальные особенности черепа. Одна из которых — асимметрия черепа.

— Каждый череп неповторим, и почти у всех асимметрия наблюдается в той или иной части. Природа любит ее, есть левосторонняя, есть правосторонняя. Бывает, что асимметрия может возникнуть в результате какой-то болезни, например, инсульта, или травмы, — рассказывает Алексей.

Важным этапом работы является измерение черепа. Алексею становится понятно, каким было лицо. И только после всех этих процедур начинается реконструкция с использованием пластических материалов. Используется, как правило, жесткий скульптурный пластилин.

— Сначала восстанавливается, как правило, левая половина лица, — для того чтобы соблюсти асимметрию, затем правая. Если этот череп найден в погребении и работу заказал музей, то тут я уже консультируюсь со специалистом: какие прически носили, отращивали ли бороду, были ли длинные волосы или короткие, — продолжает Алексей.



Иногда готовые работы обретают современные детали

Работа по реконструкции занимает примерно месяц. Всё зависит от того, нужно ли прорабатывать детали, отражать элементы одежды, украшений. Очень часто это занимает даже больше времени, чем создание лица. Так у Алексея было при создании реконструкции лица, которое расположено в центре фотографии.


Чтобы воссоздать облик человека, проделывается большая работа

— Интересно, что череп этого мужчины был найден в одной могиле, а шлем — в соседней. Но это одно и то же время — XIII век, поэтому музей, который заказал этот бюст, попросил их соединить. Тут тоже проделана очень большая работа с изучением облика и одеяния воина, — вспоминает Алексей.

Алексей, глядя на череп, может определить практически всё: какой был нос, пухлые или тонкие губы, близко или далеко посаженные глаза. Единственное, что невозможно доподлинно воссоздать, — это упитанность человека, поэтому специалисты придерживаются варианта средней упитанности.

Воин, жена первого башкирского имама и пожилая дама, которая чудом дожила до наших дней, — даже это ученые узнают по останкам


На фото изображен кипчак

Этот угрюмый мужчина — кипчак, представитель племени, заселявшего степи в Средневековье. Его останки нашли в могильнике XIV века. Ученые определили, что мужчине свыше 50 лет — у него стариковская посадка головы. На черепе кипчака были обнаружены множественные травмы. В правую восходящую ветвь нижней челюсти попала стрела и раздробила ее. Но выстрел, видимо, произвели не с близкого расстояния — челюсть не разлетелась на осколки. Еще Алексей отметил, что у мужчины был перелом носа и он получил сильный удар по голове, поэтому есть следы так называемого компрессионного перелома.


Интересная история и у этой тройки

Очень ценная находка археологов — череп женщины (первая слева). Она была захоронена в мавзолее Хусейнбека — первого имама башкир. По всей видимости, это супруга имама. Весьма интересный факт: сам Хусейнбек по своему антропологическому типу тяготеет к южносибирскому типу, широко представленному у казахов и киргизов, а вот молодая женщина — к монголоидам центральноазиатского типа, представителями которых являются монголы, калмыки.

Мужчина в этой композиции — тот самый гунн, который держал в страхе всю Европу. Жил этот бравый воин во времена Великого переселения народов в III–IV веке нашей эры. У него под определенным углом деформирован череп — из-за того, что ему с раннего детства накладывали на голову специальные повязки. Судя по всему, и гунн был храбрым воином — на его черепе обнаружены боевые травмы так же, как и у кипчака.

Останки единственной представительницы прекрасной половины человечества, которая жила в VI веке, нашли на курганном некрополе Берел, находящемся на территории казахского Алтая, на стыке границ Казахстана и Китая. Это молодая женщина 20–25 лет, которая обладает яркими фенотипическими признаками монголоидной расы.

Где берут черепа

Заниматься исследованием физического типа того или иного народа в связи с его происхождением по данным антропологии начали еще в советское время. К сожалению, по башкирам не было больших коллекций черепов или серий, как их называют ученые.

— Были организованы экспедиции в различные районы Башкирии, в которых раскапывались старые заброшенные кладбища. В результате антропологи извлекли достаточное количество черепов, которые представляли различные этно-территориальные и родовые группы башкир. Например, северо-западные, северо-восточные, юго-восточные башкиры, центральные, горные. Измерив череп по определенной программе, ученые получили представления о типе башкир, — говорит Алексей.


Черепа находят на древних кладбищах

На черепах также фиксировались следы патологических изменений и болезней, которые были распространены на территориях современной Башкирии.

— Зубы также дают интересную информацию о расовых особенностях той или иной популяции. В конце XVIII — начале XIX века был распространен туберкулез. Исследуя череп, можно определить те заболевания, которые оставляют следы на костной ткани. Можно установить и возраст, учитывая изношенность суставов, позвоночника, наличия на позвонках различных наростов, — говорит Алексей.

Исследуя порядка 800 черепов, ученые смогли сделать вывод, что у башкир фиксируются два компонента: монголоидный, имеющий истоки в Центральной Азии, и европеоидный, восходящий к раннесредневековому населению Башкирии. Так, обладатели черепов, найденных на кладбищах северо-востока, на территории современных Мечетлинского и Большеустюкинского районов, гораздо монголоиднее, чем жители западной части: у них более уплощенное лицо, не сильно выступающий нос, высокий, широкий лоб, круглая голова. Южные башкиры — менее монголоидные, юго-восточные тоже имеют примесь монголоидности.


По черепу можно узнать о человеке почти всё

В помощь следователям-криминалистам

Метод реконструкции лица по черепу применяется не только для исторического просвещения населения. Он хорошо зарекомендовал себя и в следственно-криминалистической практике.

К реконструкции лица по черепу прибегают, когда мягкие ткани отсутствуют или их недостаточно для реставрации или отбора кандидатов для фотосовмещения. Именно в таких случаях выполняется реконструкция лица по черепу в виде двухмерного изображения или трехмерной реальной или виртуальной модели.

Посмертные маски в помощь антропологу

В реконструкции лица по черепу важно, чтобы выполненные работы были максимально приближены к внешнему облику на момент смерти. Для этого Алексей снимает маски с живых людей. И на основании них изучает динамику и мимику. В этом антропологу помогают знакомые. Алексей даже предложил снять маску с нашего корреспондента, но тот не оценил доверия и отказался.


Так выглядят маски

Также ученый снимает и посмертные маски. Так он поступил со своим отцом.

— Он умер шесть лет назад, и я уже начал забывать, как он выглядит. Фотография дает представление, но тактильные воспоминания отсутствуют. А когда есть маска, я могу прикоснуться к маске и на краткий миг возродить воспоминания, — говорит Алексей.

Весной этого года ученый из Великобритании реконструировал лица сарматов из Башкирии. Внешность одного из них очень удивила.

По теме: «Прическа и усики пижонские»: ученый из Великобритании реконструировал лица сарматов из Башкирии

ТЕКСТ Эллина Юсупова

                                                                                                                          
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика