Финляндия и Холокост: почему финны шли в СС и зачем финские евреи воевали на стороне Гитлера

13.02.2019
Финляндия и Холокост: почему финны шли в СС и зачем финские евреи воевали на стороне Гитлера
Советская бомбардировка Хельсинки. 1939 г. Фотография: Finnish Wartime Photograph Archive / WikiCommons  с сайта https://rtvi.com/stories/finlyandiya-i-kholokost/


Финляндия и Холокост: почему финны шли в СС и зачем финские евреи воевали на стороне Гитлера
Фотография:  Национальный цифровой архив Польши


24 июля 1941 года подразделение, в котором сражался молодой финский доброволец Олави Карпало, остановилось на привал за городком Тараща, примерно в 100 километрах от Киева. Позади были несколько изнурительных недель, за которые дивизия СС «Викинг» прошла от Польши до центра Украинской ССР. В июльскую жару все время хотелось пить, а начальство запрещало принимать воду от местных жителей, особенно евреев. Молодой финн привык к походным условиям: до записи в СС он уже успел повоевать в Испании и был опытным стрелком. Похоже, по-настоящему его беспокоило другое: «Гораздо менее серьезной огневой подготовки достаточно, чтобы казнить евреев». 

Два письма

Это фрагмент письма, которое Олави Карпало и пять его сослуживцев написали в тот вечер офицеру связи и по совместительству военному священнику Энсио Пихкале. Солдаты просили старшего по званию перевести их в другое подразделение, судя по всему, боевое, поскольку там их навыки будут более востребованы.

Screen Shot 2019-02-11 at 15.22.43.jpg
Доброволец Олави Карпало во время гражданской войны в Испании. Фотография: The National Archives of Finland


75 лет спустя письмо молодого эсэсовца обнаружил финский историк Андре Сванстрём. У него нет сомнений в том, что Олави Карпало участвовал в расстрелах еврейского населения Украины и воспринимал это как будничное и не слишком трудозатратное занятие. При этом доброволец рвался на линию фронта, чтобы там проявить себя по-настоящему. Историк Сванстрём уверен, что и для адресата, офицера Пихкала, массовые убийства не были секретом.

На находку историка Сванстрёма обратил внимание директор центра Симона Визенталя в Израиле Эфраим Зурофф. Эта организация занимается поиском свидетельств о Холокосте по всему миру, а Зурофф называет себя «главным охотником за нацистами». Он уже много лет собирает информацию о бывших нацистских преступниках и призывает к ответу тех, кто еще жив. В разговоре с RTVI Зурофф назвал письмо финского солдата «абсолютным сюрпризом». Долгое время считалось, что финны не имели отношения к кровавым зачисткам, которыми сопровождалось продвижение немецких войск.

эфраим 2.jpg
Доктор Эфраим Зурофф. Фотография: Darko Vojinovic / AP


В январе 2018 года доктор Зурофф написал свое письмо — президенту Финляндии Саули Ниинистё. В нем он потребовал провести историческое расследование и сообщить всему миру правду о роли финнов в Холокосте. Финские власти отнеслись к обращению  серьезно, и в течение года группа историков из Национального архива страны искала и анализировала военные донесения, дневники солдат, документы из архивов России, Беларуси и Украины. 8 февраля 2019 года в Хельсинки представили объемный доклад, который детально изучил корреспондент RTVI Артем Филатов. 

Дорожные впечатления

Перенесемся в 1941 год. Олави Карпало и его 1400 сослуживцев составляли батальон «Нордост» дивизии СС «Викинг». Это была первая дивизия Гитлера, в которой служили иностранцы. На восточный фронт финны, норвежцы, датчане, фламандцы и многие другие попали сразу после нападения Германии на СССР. В первые дни похода обошлось без столкновений — дорогу расчищали наступающие подразделения Вермахта. Из грузовиков добровольцы наблюдали, что происходит, когда мирная жизнь уже разрушена. В своем дневнике один из финских солдат пишет: «Наши грузовики проносились через горящие деревни. Оттуда доносились одиночные выстрелы, иногда пулеметные очереди и взрывы гранат. Так немецкие войска зачищали местность поблизости».

Screen Shot 2019-02-11 at 16.27.28.jpg
Подразделение дивизии «Викинг» на марше, Западная Украина, 1941
Фотография: The National Archives of Finland


Но грузовики не останавливались: добровольцы были нужны дальше,на востоке. Часто вдоль дорог попадались бегущие евреи с детьми, они в ужасе шарахались от машин, из которых в их сторону были направлены автоматы. Ужас долго не проходил: колонны тянулись по несколько километров, риск умереть под колесами тоже был велик. 

Земли, на которых оказалась дивизия СС «Викинг», американский историк Тимоти Снайдер позже назовет кровавыми. К лету 1941 года в Украине насчитывалось 2,5 миллиона евреев. По большей части они жили в Виннице, Житомире, Львове, Каменец-Подольском. За первые 7 месяцев войны непосредственно в Украине были убиты 300 тысяч евреев. То, что наблюдали добровольцы из своих грузовиков — и был Холокост.

Погром

Первый погром финны увидели во Львове. Доброволец Мартти Ууси-Якколла прибыл в город в 11 утра 1 июля 1941 года. Эсэсовцев встречали с цветами, девушки в национальных костюмах улыбались и бросали в воздух ленты. И совсем рядом уже шли погромы: «Люди были в ярости, они выволакивали оставшихся евреев на улицы и били их без всякой жалости. Даже дети и старики не получали никакого прощения». Доброволец в своем дневнике нашел объяснение происходящему: «Ненависть к евреям сильна, но это не удивительно, если подумать, что они здесь сделали». Ууси-Якколла ссылается на слова своего сослуживца, который видел горы трупов, якобы убитых евреями и русскими, перед тем как они покинули город. 

погром львов 41.jpg
Погром во Львове. Июль 1941 Фотография: WikiCommons

По имеющейся информации, финские добровольцы СС не убивали евреев во Львове. Напротив, как отмечают историки, у многих осталось тяжелое впечатление от увиденных злодеяний. Единственное, что упоминают в дневниках финны — участие в разграблении магазинов, в том числе винных. В дальнейшем именно алкоголь станет основным способом пережить травмирующий опыт.  

Впрочем, дивизия двигалась стремительно, обычно останавливаясь в одном месте не более чем на день. Везде примерно одна и та же картина: после нескольких часов на марше добровольцы прибывали в украинский городок или село. Там потные, почерневшие от пыли и копоти мужчины наконец-то выпрыгивали из грузовиков. Часто эсэсовцев уже встречали готовые к погромам местные жители. Обычно евреи составляли четвертую или пятую часть всего населения. На улицах были слышны крики, плач, в домах насиловали женщин и девушек, дети тщетно искали родителей, мародеры тащили все, что можно. 

При этом конвейерное убийство евреев могли организовать и осуществить только военные, число их жертв доходило до нескольких сотен человек в день.

Роль финнов в Холокосте 

Решения о проведении массовых казней принимали немецкие офицеры СС, в подчинении которых находились финны. Из доклада Национального архива Финляндии очевидно, что финские добровольцы были свидетелями массовых убийств мужчин, женщин, детей и даже младенцев. Вопрос в том, как определить степень участия в преступлениях. В некоторых случаях финские эсэсовцы стояли в оцеплении или занимались конвоированием людей, которых в течение ближайших часов ожидала смерть. Однако указаний на то, что именно военнослужащие финского батальона нажимали на курок или вставали у пулемета, — немного.

добровольцы фронт.jpg
Финские добровольцы СС перед отправкой на фронт. Германия, 1941. Фотография: The National Archives of Finland

Одно из таких свидетельств касается событий в селе Словита Львовской области. Немецкие войска остановили группу из 20-30 мужчин-евреев. Их обыскали, изъяли ценные вещи, привели к яме и приказали раздеться. Затем немцы поручили небольшой группе добровольцев убить евреев. Среди участников казни был служащий финского батальона Тор-Бьорн Векстрём. Он впоследствии признавался, что был вынужден выполнять приказ и специально стрелял мимо.  

Некоторые финны отказывались становиться палачами. Доброволец Сакари Лаппи-Сеппяля в ходе опроса 1947 года так описывает разговор с гауптштурмфюрером СС: «Наш ротный командир был в ярости. Он не мог поверить, что мы такие трусы. Он пытался показать нам, что его солдаты заслуживают право называться мужчинами. Его мнение о финнах сразу изменилось, ведь мы оказались ни к чему не годными». В итоге гауптштурмфюрер выругался на финских добровольцев и приказал охранять евреев, пока те роют себе могилу. Лаппи-Сеппяля и его сослуживец наблюдали сцену казни от начала до конца. 

Письмо Олави Карпало, с которого начинался этот текст, было написано рядом с городом Тараща, сейчас это райцентр в Киевской области Украины. В городке с населением 9000 человек насчитывалась 1000 евреев. Непосредственно военными, в числе которых дивизия «Викинг», там были убиты 200-300 евреев. Один из финских офицеров, Теуво Хатара, позднее признавался, что немцы использовали добровольцев как айнзацгруппы, более известные как эскадроны смерти. В том числе офицер описывает сожжение синагоги вместе с находящимися в ней евреями. Это произошло, когда дивизия уже двигалась в сторону Ростова. Мужчина был настолько шокирован происходящим, что вернулся в Финляндию досрочно, в 1942 году. 

зверства.jpg
Массовое убийство евреев в Украине, 1942. Фотография: WikiCommons

В докладе Национального архива есть эпизод с сожжением церкви в районе села Озерна на западе Украины. Финский эсэсовец Унто Боман «вероятно, сыграл руководящую роль», сказано в материалах, но не уточняется, находились ли внутри церкви люди. Что касается роли упомянутого выше Олави Карпало, то официально его участие в массовых убийствах оценивают как «вероятное». Но в пользу того, что этот человек выступал в роли палача, есть два аргумента: его собственное письмо и тот факт, что сразу после войны он эмигрировал в Венесуэлу. Нестандартный выбор можно объяснить не только тем, что Карпало, судя по всему, знал испанский, но и желанием скрыться от правосудия. 

Перед Нюрнбергским трибуналом не предстало ни одного финна. Сразу после войны СССР готовил документы для процесса, следователи опрашивали выживших свидетелей военных преступлений и взятых в плен немцев. Самая обширная информация о дивизии СС «Викинг» содержится в Центральном военном архиве в Москве, однако даже там ничего не говорится об участии финских добровольцев в убийствах, сообщил RTVI профессор, сотрудник Национального архива Финляндии Дмитрий Фролов. Именно он работал в архивах бывшего СССР. «Я думаю, что [жители] могли с трудом понять, кто перед ними: финн, датчанин, норвежец или эстонец. Ведь форма и вооружение у всех были одинаковые», — предполагает историк. К тому же, финский батальон составлял примерно 2% от численности дивизии «Викинг».

Почему финны пошли в СС? 

В начале Второй Мировой войны Финляндия оставалась преимущественно аграрной страной на севере Европы. Финны в своей массе не были антисемитами, хотя бы потому что в стране насчитывалось всего около 2000 евреев. На протяжении 1930-х годов в Финляндии не было принято законов, ущемляющих права этой группы. Евреи продолжали посещать синагоги в Хельсинки, в Турку и Выборге. И кроме того, финские евреи служили в армии, которая сражалась на стороне Гитлера, но об этом чуть позже. 

Обиду и ярость финны испытывали по отношению к Советскому Союзу, который после секретных соглашений с Гитлером напал на Финляндию, бомбил города и отобрал значительные территории на востоке. Зимняя война продолжалась с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940. Свыше 400 тысяч финнов были вынуждены навсегда покинуть родные края и бежать за новую границу. В том числе Финляндия лишилась второго по величине города — Выборга, который в то время был крупным промышленным и портовым центром. 

Добровольческий батальон СС был сформирован весной 1941 года, этим занималась специальная комиссия при поддержке правительства Финляндии. Кандидатов спрашивали в том числе об отношении к евреям. Отбор прошли 1408 человек,среди них выходцы из захваченных СССР финских земель. Многие признавались, что хотели отомстить красноармейцам, а вовсе не убивать мирных жителей. Их отправляли в Германию, где уже немцы проводили тактическую и идеологическую подготовку. 

«Дать бой „варварам с востока“ и прорваться к Волге», — такую задачу ставили добровольцам. Как вспоминает один из эсэсовцев, Олави Лиесинен, инструкции были недвусмысленными: «Русские должны быть уничтожены, даже младенцы». Тогда же гитлеровцы убеждали финнов, что убийство евреев не является преступлением.

Синагога на фронте

Когда Вторая Мировая война была в разгаре, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер предложил произвести окончательное решение еврейского вопроса в самой Финляндии. Маршал Карл Густав Маннергейм ответил категорическим отказом. Он объяснил Гиммлеру, что это совершенно невозможно, поскольку евреи — финские граждане и они сражаются в финской армии наряду со всеми. 

Действительно, на фронте находились несколько сотен еврейских мужчин. Финны заняли позиции для сдерживания советских войск на реке Свирь, примерно в 200 километрах от Ленинграда, между Ладожским и Онежским озерами. Совсем рядом стояли немецкие подразделения, в которых поддерживали «арийский дух». Тем не менее, финские евреи добились того, что им разрешили соорудить полевую синагогу. По сути, это палатка в лесу, в которой можно было совершать богослужения.

finnish-jewish-soldiers-outside-field-synagogue.jpg
Полевая синагога военнослужащих финской армии. Фотография: The National Archives of Finland


Среди евреев, сражавшихся на реке Свирь на стороне гитлеровцев в составе 5-й Финской армии, был отец бывшего главы Еврейской общины Финляндии Гидеона Болотовского. Сейчас господин Болотовский живет в Берлине. Он объяснил в интервью RTVI, что евреи, как и остальные финские военнослужащие, сражались против СССР, потому что хотели вернуть территории, потерянные в Зимней войне. Гидеон Болотовский, признается, что ничего не слышал о конфликтах между евреями и немцами на фронте: «Скорее всего, их не было, поскольку это две разные армии, финская и немецкая. К тому же, они были заняты одним делом — воевали против русских». Известны даже случаи, когда финские евреи получали гитлеровские награды. Но как минимум один из них, военный врач, вернул полученный от немцев крест.

Бывший посол Финляндии в России Рене Нюберг, троюродный брат поэта Александра Кушнера, рассказывает в книге «Последний поезд в Москву» об истории семьи своей еврейской матери. Ее родственники до Второй Мировой войны жили в Латвии. После 1941 года уцелела только та часть семейства, которая оставалась в Финляндии. В Риге не выжил никто, и только чудом спаслись молодожены, уехавшие последним поездом перед захватом города немцами.

8 февраля 2019 года Рене Нюберг пришел на презентацию итогового доклада об участии финнов в Холокосте. «Это вопрос чести для Финляндии: сделать так, чтобы не было белых пятен и фальшивых интерпретаций. Это вопрос сугубо профессионально-исторический, но имеет, конечно, моральное значение», — сказал RTVI бывший посол.

Директор Национального архива Финляндии Юсси Нуортева заявил RTVI, что выход доклада не предполагает юридических последствий. По его данным, в Финляндии остаются в живых 8 бывших эсэсовцев и никто из них не упоминается в докладе.

Представитель общества поддержки финских ветеранов СС Veljesapu Пекка Кяярияйнен, чей отец служил в СС, остался разочарован докладом. «Никакого прямого ответа мы не получили, вместо ответа остались подозрения», — сообщил он финскому телевидению YLE.

Инициатор исследования, директор Центра Симона Визенталя в Иерусалиме Эфраим Зурофф в свою очередь написал в твиттере, что «финны мужественно встретили правду», признав, пусть и с оговорками, участие своих солдат в Холокосте.

В статье использованы материалы доклада Национального архива Финляндии «Финские добровольцы CC и злодеяния 1941-1943» (The Finnish SS-Volunteers and atrocities 1941-1943. An archival survey. Helsinki, 2019).

Автор сюжета Артем Филатов



Výsledek obrázku pro RTVI








Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика