Фильм снят по роману известного венгерского писателя Пала Завады «Естественный свет». С какими дополнительными источниками вы работали?
Д.Н. В Военном архиве в Будапеште я прочитал много дневников венгерских солдат, которые были в карательных отрядах на оккупированных территориях Советского Союза, в основном в районах Брянска, Гомеля и Чернигова. В этих текстах описывается быт солдат, такие повседневные дела, как допрос подозрительных людей, а также жалобы на плохую погоду, нехватку еды и сна, описание праздников, тексты открыток для семьи
Главный герой похож на безмолвного наблюдателя, который кажется далёким от ужасов войны. Как вы как режиссёр хотели показать своего персонажа? Каким вы видите его роль в событиях?
Д.Н. Я думаю, что расстояние — одна из проблем нашего времени. Тот факт, что мы можем держаться подальше от событий, происходящих вокруг нас, спасает от столкновения с ними и позволяет оставаться, казалось бы, нетронутыми. Так же поступает и главный герой фильма. Он чувствует, что с некоторыми вещами вокруг него что-то не так, но у него есть цель, он хочет вернуться домой, к своей семье, и он не хочет рисковать. Он верит, что ему удастся пережить этот непростой период времени отстранённо.
В фильме мало диалогов. Персонажи общаются в основном посредством зрительного контакта или отдавая приказы. Что вы хотели таким образом сказать зрителю?
Д.Н. Это не обычный фильм, повествующий о персонажах, которые в результате конфликта и действия меняются по ходу сюжета. Это кино с лицами и пейзажами, которые зритель наблюдает во времени, в моменте. Одним из важнейших элементов этой идеи является то, что я снимал картину с актёрами-любителями, настоящими крестьянами из венгерской и латвийской деревней. Я искал эти лица два года, в основном на фермах. Идея заключалась в том, чтобы найти людей, которые круглый год занимаются физическим трудом на свежем воздухе, в поле. Им не нужно было играть, они должны были быть самими собой. Я выбирал лица, которые не сразу раскрываются, в которых есть некая тайна. Лица, которые, пока вы наблюдаете за ними в тишине, рассказывают историю без слов.
Почему вы решили использовать только естественный свет?
Д.Н. Хотя большинство сцен в фильме освещено естественным светом, в ночных сценах мы использовали дополнительную технику. Название «Естественный свет» для меня имеет скорее символическое значение. При искусственном свете вас могут показать так, как вы хотите быть представлены, а при естественном вы не можете лгать о том, кто вы есть на самом деле.
Природа — безмолвный равнодушный свидетель войны. Как вы выбирали место для съёмок? Какие трудности были во время работы?
Д.Н. Очень важно было снять этот фильм в реальной, дикой природе. С одной стороны, это создавало множество трудностей и неудобных ситуаций. Мы работали весь день в суровых условиях на улице, в холод, дождь и грязь, иногда в настоящих болотах. С другой стороны, вдали от городов, в этой недружелюбной среде, появлялось чувство солидарности и единства съёмочной группы и актёров. Мы действительно ощущали себя, как в лагере, из которого нельзя сбежать, а единственный способ выжить — держаться друг за друга.
Фильм получил одну из важнейших кинопремий. Как вы встретили эту новость? Как картину восприняли в Венгрии?
Д.Н. Я и мои коллеги работали над этим фильмом очень долго, более семи лет, и мы вложили все свои силы и часть нашей жизни в этот проект. Я очень благодарен им за энтузиазм и за то, что они так долго верили в меня и в это дело. Я очень благодарен за этот приз, он говорит, что все мы прошли огромное испытание и не зря сделали это. Это то, что мы должны были сделать.
Как мне видится, в Венгрии фильм был воспринят с большим интересом и вниманием. Его показывали в кинотеатрах с середины сентября, и я очень рад, что люди пришли посмотреть картину на большом экране, ведь практически всё — кадрирование, низкая контрастность и тёмные тона изображений, мелкие детали звукового оформления, медленный темп истории