Сюжет «Похороны вождя» в советской живописи 1920-1950-х годов: поиски иконографического канона. Руцинская И.И.

30.06.2020
Сюжет «Похороны вождя» в советской живописи 1920-1950-х годов: поиски иконографического канона. Руцинская И.И.



Все фото с сайта  https://e-notabene.ru/ca/article_26741.html

Руцинская И.И. — Сюжет «похороны вождя» в советской живописи 1920-1950-х годов: поиски иконографического канона // Культура и искусство. – 2018. – № 10. – С. 36 - 48. DOI: 10.7256/2454-0625.2018.10.26741 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=26741

Руцинская Ирина Ильинична доктор культурологии профессор, кафедра региональных исследований, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) 119192, Россия, г. Москва, ул. Ломоносовский Проспект, 31/1, оф. 226
Rutsinskaya Irina Doctor of Cultural Studies professor of the Department of Regional Studies at Lomonosov Moscow State University 119192, Russia, g. Moscow, ul. Lomonosovskii Prospekt, 31/1, of. 226

Аннотация.

На протяжении 1920-1950-х годов смерть и похороны вождя входили в число событий, находившихся в поле пристального внимания советской пропаганды. Если сам похоронный ритуал сложился чрезвычайно быстро и в дальнейшем повторялся с незначительными изменениями, то его живописные репрезентации длительное время претерпевали существенные трансформации. В советском изобразительном искусстве проходили неустанные поиски иконографических схем, способных наиболее адекватно отразить смыслы и значения, вкладываемые в столь важный церемониал государственного масштаба. Кульминацией данного процесса, зафиксировавшей факт достижения искомых целей, стало вручение Сталинской премии художнику А.М. Герасимову за полотно танатологической тематики («Сталин у гроба А. Жданова», 1948). Процесс иконографических трансформаций сюжета можно представить, как историю выработки канона, когда постепенно отбрасывалось все ненужное и выделялось главное, происходил отказ от документальной повествовательности и формировался визуальный, хорошо «читаемый» символ. В представленной статье сделана попытка рассмотреть данный процесс на материале известных советских произведений.

Ключевые слова: советская живопись, социалистический реализм, вождь, похороны, ритуал, сталинская эпоха, идеология, визуализация, иконография, канон Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00540.

Abstract. Throughout the 1920 - 1950s the death and funerals of the leader had been the event under the focused event of the Soviet propaganda. While the funeral ritual was made up really fast and later was repeated with several changes, the art representations of the funerals had been significantly changing over time. The Soviet visual art constantly searched for icognographic schemes that would convey messages and values of that important ceremonial of the national level. The climax of that process was the delivery of the Stalin's prize to the artist A. Gerasimov for his painting 'Stalin by A. Zhdanov's Coffin' (1948). The process of iconographical transformations of the plot can be seen as the process of the canon's development when all the needless was eliminated and the main was highlighted. The documentary narration genre was replaced with the visually readable symbol. In this research Rutsinskaya analyzes the aforesaid process based on the analysis of famous Soviet artwork.  Keywords: canon, iconography,, visualization, ideology, Stalin era, ritual, leader, funeral, socialist realism, Soviet painting
























                                                                                                                 

По теме:  

Сюжет «Похороны вождя» в советской живописи 1920-1950-х годов: поиски иконографического канона. Руцинская И.И. 
Культура и искусство. 2018. № 10. С. 36-48.

https://e-notabene.ru/ca/article_26741.html

Сюжет «Похороны вождя» в советской живописи 1920-1950-х годов: поиски иконографического канона. Руцинская И.И.  https://elibrary.ru/item.asp?id=41204635https://elibrary.ru/contents.asp?id=36356866
Сюжет «Похороны вождя» в советской живописи 1920-1950-х годов: поиски иконографического канона. Руцинская И.И.  https://cyberleninka.ru/article/n/rutsinskaya-i-syuzhet-pohorony-vozhdya-v-sovetskoy-zhivopisi-1920-... 
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика