Ed Araquel / AMC. Все фото с сайта https://meduza.io/feature/2019/08/27/terror-beschestie-vtoroy-sezon-antologii-ob-istorii-i-mistike-novaya-chast-pro-yapontsev-zhivuschih-v-ssha-posle-ataki-na-perl-harbor
«Террор. Бесчестье»: второй сезон антологии об истории и мистике. Новая часть — о японцах, живущих в США после атаки на Перл-Харбор
На канале AMC начался второй сезон «Террора» — антологии, в которой реальные исторические события происходят из-за монстров и мистики. В новой главе речь идет о японцах, живущих в США и помещенных в концлагеря после атаки на Перл-Харбор. А еще — о демонах и призраках, которые преследуют героев. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, чем эта история напоминает роман Дэна Симмонса о погибших моряках и почему он получился более актуальным, чем первая часть.
Почему «Террор»
«Террор» — это антология, то есть проект, сезоны которого связаны интонацией и стилем, но не сюжетом. В отличие от «Американской истории ужасов», здесь каждый раз новый актерский ансамбль. Не похожа она и на «Настоящего детектива» — у каждой части антологии новые шоураннеры и сценаристы. Первый сезон был экранизацией грандиозного романа Дэна Симмонса «Террор» , в котором реальное событие (исчезновение британских кораблей «Эребус» и «Террор» во льдах в XIX веке) обросло мистическим подробностями.
Историческая часть сюжета напоминала о подвиге Роберта Фолкона Скотта и его полярников, о фильме «Хозяин морей» с Расселом Кроу и о приключенческой литературе. Мистическая часть обещала разом и ужасы в духе Стивена Кинга, и эпистолярную хронику странных событий, как в «Дракуле» Брэма Стокера, и интригующие загадки, как в сериале «Остаться в живых». Моряков при этом играли прекрасные английские актеры: Джаред Харрис (теперь все знают его как звезду «Чернобыля»), Киран Хайндс и Тобайас Мензис (Манс Налетчик и Эдмур Талли из «Игры престолов»).
Продюсировал сериал сэр Ридли Скотт, но его власти не хватило, чтобы эта медленная и непростая история смогла удержать зрителя до финальных титров и затем побороться за «Эмми». Несмотря на восторженные рецензии на первые эпизоды, канал AMC — родина «Безумцев», «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу» — не сумел создать новый интеллектуальный хит. Но и рук не сложил — и уже в 2019 году выпустил новый сезон, который некоторые издания заранее назвали одним из важнейших событий лета. Название сериала не изменилось, к нему лишь добавился подзаголовок — «Infamy» («Бесчестье»), а само слово «Террор» превратилось в бренд и гарантию того, что зритель увидит костюмную драму, большой роман, мистический хоррор и социальный комментарий.
Чем хорош второй сезон
Все главные герои новой части и актеры, играющие их, — американцы японского происхождения. Сюжет посвящен позорной странице в истории США: после атаки на Перл-Харбор власти опасались высадки императорской армии на Западном побережье и решили интернировать и переселить в концлагеря более 120 тысяч японцев, в основном — граждан страны. Сериал описывает судьбу нескольких поколений японцев, разделенных войной. Из этого сюжета могла бы получиться сага в духе «Унесенных ветром» и «Тихого Дона», ведь родителей ждет лагерь, а детей — война. Но создателям сериала по душе другие писатели: Стивен Кинг, Говард Лавкрафт и Эдгар Аллан По.
Уже в первые две минуты «Бесчестья» хочется закрыть глаза и уши из-за отвратительной сцены: японка в национальном наряде идет по пирсу, но ее ноги подкашиваются — телом завладел демон. Он заставляет ее достать деревянную спицу из волос и вонзить себе в ухо. Собравшиеся на ее похоронах родственники решают, что вместе с ними в США из Японии прибыли злые духи. Но главный герой — молодой фотограф, сын рыбака и студент колледжа на материке — рассказывает, что просил у покойной приготовить отвар для своей девушки, решившей прервать беременность. Узнавшие эту тайну родные героя решают, что именно этот грех и пробудил монстров.
«Бесчестье» начинается очень медленно — как и все костюмные драмы на AMC. Ужас первой сцены так и не повторяется, хотя сериал старается быть страшным. Во время похорон труп вываливается из гроба; на фотоснимках стерты лица людей; прекрасная девушка задумчиво сдирает кожу с лица, сидя перед зеркалом, — в ней тоже поселился демон. Но как и в первом сезоне, ужасы здесь уходят на второй план. Предполагается, что зрителя увлечет реконструкция эпохи — сюжет подхватывает любителей жанра как раз там, где их бросила «Подпольная империя» HBO.
Герои вскользь упоминают разные дискриминирующие законы Калифорнии тридцатых и сороковых, обсуждают экономику, ход войны и новости Голливуда. А зритель только и успевает конспектировать незнакомые факты и радоваться предсказуемым сценам. К примеру, в финале первого эпизода два японца — отец и сын — сидят на морской базе в ожидании военной полиции. По бокам от них — американские флаги, а за спинами — огромные часы, которые показывают 7 декабря. Герои еще не догадываются, а зритель уже знает: Япония только что атаковала Перл-Харбор. Но затем вновь появляются монстры, чтобы как следует напугать расслабленных зрителей и сделать исторический сериал более динамичным.
Первым сезоном «Террора» руководил шоураннер Дэвид Кайганич, известный, например, по сценарию новой «Суспирии» . Он же самоуверенно заявил, что старая «Суспирия» Дарио Ардженто была визуально выразительной, но сюжетно бессвязной. Вторым сезоном занимаются Макс Боренштейн и Александр Ву, и их работа над ошибками во второй части антологии очень заметна. Социального контекста и рефлексии, которых ждут зрители от телесериалов, стало гораздо больше — в англоязычных рецензиях постоянно вспоминают про проект приграничных лагерей для мигрантов от Дональда Трампа. А фокус на японской диаспоре позволяет зрителю увидеть совершенно другую Америку 1940-х.
Мистический сюжет напрасно избегает скримеров и прочих приемов для поддержания саспенса, но присутствие необъяснимого зла и сверхъестественных сил в новом сезоне ощущается куда больше, чем в предыдущем. Наконец, оригинальный «Террор» был прежде всего мужской драмой о выживании во льдах, в «Бесчестье» интересных героинь стало гораздо больше — даже у демона здесь женское лицо.
Другой мощный конфликт, который не дает этой истории о монстрах забуксовать, — противоречия двух поколений в одной семье. Родители героев бежали из Японии, но не стали американцами. Они даже живут не на материке, а на маленьких островах у калифорнийского берега, где продолжают рыбачить и чтить свои традиции. Молодые же ездят учиться в Лос-Анджелес и Сан-Франциско и стремятся перенять американский образ жизни. Грядущая война заставит каждого из героев решить, что для него значит быть патриотом. И именно эта неочевидная и болезненная для современного безграничного мира тема может наконец-то превратить «Террор» в шоу, которое будет пользоваться успехом не только у критиков, но и у глобальной аудитории. По крайней мере, ему очень хочется пожелать этого успеха. Иначе еще один незамеченный сезон очень дорогой драмы вернет AMC к очередному спин-оффу «Ходячих мертвецов».
Автор Егор Москвитин
VIDEO