О том, как создавался фильм «Через кладбище», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В 1995 году ЮНЕСКО включило эту ленту в список 100 лучших фильмов о войне за всю историю мирового кинематографа.
О чем фильм
Осенью 1942 года, когда немецкие войска подходили к Сталинграду, группа белорусских партизан готовится к подрыву военных эшелонов в тылу врага. Оказавшиеся без мин народные мстители посылают молодого бойца Михася в оккупированный город к механику Бугрееву. Только он сумеет разобрать артиллерийские снаряды и извлечь из них взрывчатое вещество, которым можно заминировать рельсы. Михась и Бугреев добираются до часовни на старом кладбище, где спрятаны снаряды, и начинают их разбирать. Неожиданно возле часовни оказываются фашисты. Завязывается бой, в котором Бугреев погибает. Как гитлеровцы узнали о партизанском схроне? В отряде предатель? На эти вопросы предстоит ответить героям ленты.
Авторы
Виктору Турову в 1964-м исполнилось 28 лет, когда он начал снимать картину «Через кладбище». Юный для режиссера возраст. Справедливо считалось, что создатель ленты должен обладать богатым жизненным опытом и быть старше. Это первая работа Турова в большом кино. Ребенком он прошел через фашистский концлагерь под Ахеном. Шрам от немецкого сапога остался у него навсегда. С годами это придавало Турову мужественности. Обычно дети не задумываются о ценности жизни. А он встретился со смертью лицом к лицу.
Название фильма «Через кладбище» не подразумевает конкретного географического места, а намекает на кладбище целого поколения, не сумевшего выжить в годы войны.
Автор сценария Павел Нилин. Писатель, драматург имел опыт работы в кино, был автором сценария ленты «Большая жизнь», лидера проката 1940 года. Турову попалась на глаза повесть Нилина. Молодой режиссер приехал к писателю на дачу и получил согласие на переработку ее в сценарий. Конечно, лауреат Сталинской премии принял участие в работе над материалом.
Как проходили съемки
Под Новогрудком нашли кладбище с часовней, где разворачиваются многие события картины. Оператор-постановщик ленты Анатолий Заболоцкий рассказывал, что в те годы в кино еще не было большого числа рабочего персонала. Самостоятельно устанавливали рельсы для камер, двигали тяжеленные световые приборы.
Сцены сожженных деревень с обугленными печами, наполовину разрушенными домами снимали в реальных деревнях, испепеленных фашистами и заброшенных после войны.
Кто снимался
Игорь Ясулович сыграл в картине парня-калеку по имени Феликс. Это он спрятал в часовне снаряды, а потом сообщил о них партизанам.
— Для меня участие в этом фильме — долг перед прошлым, — вспоминал он. — Я родился в сентябре 1941-го. Когда после войны видел в кино плакатных трафаретных бойцов-героев, понимал: это неправда. А тут в 1960-е вдруг стало можно показывать войну такой, какая она есть. И Туров это сделал потрясающе. Он передал свое детское видение мира в годы войны.
Антонина Бендова исполнила роль Клавы, пробиравшейся с Михасем к своим по лесам и болотам. Она вспоминала, как Туров ради красивого кадра носил ее на спине по болоту, чтобы она попала на дальний островок. Актриса не могла идти по воде в туфельках, а Туров был в болотных сапогах.
Вообще, режиссер умел отбирать типажи. Пробоваться на роль в Минск приезжали знаменитые актеры МХАТа Алексей Грибов, Петр Савин, Владимир Белокуров. Но утверждены были не все. А ведь это артисты первой величины.
С роли Михася начал свою карьеру в кино Владимир Мартынов. Позже он окончил отделение режиссуры ВГИКа и 22 года посвятил съемкам детского киножурнала «Ералаш».
Проблемы
В 1960-х в картине случился перелом. Появились новые формы, которые мастера старой довоенной и послевоенной школы не хотели принимать. Они понимали, что Туров рассказывает о своем поколении, о своем детстве. Но то, как он это делает, многих настораживало. Вот выписка из протокола заседания худсовета по приему фильма «Через кладбище»:
«В кинокартине не чувствуется сюжетного напряжения. Нет необходимого устранения длиннот. Туров не ощущает драматургию. Церковные песнопения необходимо убрать из фильма. Природа на экране похожа на Сибирь, что противоречит сценарию и логике: до Сибири враг не дошел».
И ленту не выпускали в прокат. Виктор Туров принимал близко к сердцу несправедливые замечания, но сдерживал себя и был убежден в своей правоте. Всё решилось неожиданно.
— Приехал в Минск Григорий Чухрай, — вспоминал художник-постановщик картины Евгений Игнатов. — Чухрай пользовался тогда большим авторитетом. С 1964 года он член коллегии Госкино СССР, не говоря уже, что он автор и режиссер фильма «Баллада о солдате», который собрал все возможные призы на фестивалях за рубежом. Мы ему показали нашу картину. И он нас поддержал, заступился за нее. Поддержал и Марлен Хуциев, автор лент «Весна на Заречной улице», «Два Фёдора», «Застава Ильича». И наш фильм вышел в прокат, поехал на фестивали. Это была борьба старого поколения и нового в кино.
Автор МИХАИЛ КОСТАЛЬЦЕВ