Елец. Какие тайны хранит старинное елецкое кладбище

27.06.2021
Елец. Какие тайны хранит старинное елецкое кладбище
                               Фото с сайта http://www.mojgorod.ru/lipeck_obl/elec/index.html


ОБЩЕСТВО





Все фото с сайта https://www.lipetskmedia.ru/news/view/148509-Kakiye_taiini.html?utm_source=yxnews&utm_medium...


Множество загадок и легенд хранит исторический некрополь древнего города. В прошлом году ему исполнилось 250 лет. Здесь обрели вечный покой не только известные деятели Ельца, но и «похоронены» литературные персонажи Ивана Бунина. А еще история кладбища тесно переплетается с историей Каракумовского моста.


Старое елецкое кладбище дышит покоем и умиротворением. Не нарушают его тишину ни посетители, ни юные художники, решившие запечатлеть на своих полотнах красивую церковь, ни рабочие, реставрирующие храм, ни веселое щебетанье птиц. Сейчас, спустя десятилетия, уже трудно представить, какие здесь разворачивались трагедии в 30-х годах прошлого столетия.

Вот уже полвека, с 1971 года, кладбище на улице Льва Толстого, бывшей Кладбищенской, закрыто для захоронений, но храм Казанской иконы Божией Матери на его территории действует. За частью могил ухаживают священнослужители и потомки похороненных людей, но множество погребений заросло бурьяном.

Об истории старинного кладбища и людях, оставивших яркий след в истории города, а теперь покоящихся в этом тихом месте, нам рассказал благочинный храмов Ельца протоиерей Владимир Федюшин.

Помощь в победе

Новое место для погребений вместе с небольшой часовней для отпеваний появилось в 1770 году, после того как императрица Екатерина II издала указ о ликвидации кладбищ в черте города. Связано это было со вспышками инфекционных заболеваний, захлестнувших страну.

— В XVIII веке это кладбище располагалось на самой окраине Ельца, рядом с Троицким мужским монастырем. Со временем на месте маленькой часовенки появилась полноценная деревянная церковь, а потом уже и каменная, — рассказал отец Владимир.

В советские годы Казанский храм был единственной действующей церковью во всей округе. В сентябре 1941-го его закрыли, но он вновь распахнул двери для верующих 3 января 1943 года. Историческая справка, размещенная на его стене, гласит, что в войну прихожане собрали деньги и отправили их в Москву. На эти средства был изготовлен танк, который назвали «Александр Невский». Узнав об этом, Сталин в письме поблагодарил настоятеля Казанского храма за помощь в победе над врагом. Сейчас церковь находится под охраной государства как памятник истории и культуры.

Неподалеку от храма стоит небольшая часовня, построенная в середине XIX века.



— Ее установили над могилой, где покоятся останки воинов, которые погибли в 1395 году, защищая Елец от войск Тамерлана. Их нашли при строительстве Вознесенского собора и перезахоронили в этом месте, — рассказал отец Владимир.

Точное количество погребений на старинном кладбище неизвестно, архив храма был уничтожен в послереволюционное время. По данным администрации Ельца, их более 32 тысяч.

— На протяжении веков к усопшим подзахоранивали родственников, но с 70-х годов это запрещено. Очень жаль, если бы кладбище продолжило действовать в ограниченном режиме, то было бы более ухоженным. А так умирают потомки покойных, и следить за могилами некому, — сетует отец Владимир.

Где покоится прах святых

Вместе с батюшкой мы неспешно прогулялись среди захоронений. Отец Владимир показал нам самые древние погребения. Неподалеку от храма покоится прах знаменитого блаженного старца Косьмы (1729  1802 гг.). Косьма Игнатьевич Студеникин был богатым елецким купцом, духовным другом святителя Тихона Задонского. Его супруга рано умерла, а он дал обет: после того как поставит на ноги детей, будет служить Богу. Так и сделал, все имущество раздал бедным, а сам поселился в церковной сторожке Покровского храма, где долгое время был старостой. В ней он обучал детей грамоте, а большую часть жизни проводил в посте и молитве.

Мы увидели место, где нашли последний приют родители архиепископа Иннокентия Херсонского (1800  1857 гг.), который причислен к лику святых. Над прахом усопших отца Алексия и Акилины Борисовых сохранилось надгробие начала XIX века.

На елецком кладбище также похоронен протоиерей Иоанн Преображенский (1750  1824 гг.), известный тем, что все свое имущество раздавал бедным и вразумлял тех, кого заметил в дурном поведении. Многие люди встали на путь праведный после его проповедей.

Сбивали крестики, ставили звезды

На глаза попался хорошо сохранившийся старинный памятник купеческой дочери Елизаветы Аристарховны Нероновой (1866  1879 гг.). О судьбе тринад­цатилетней ельчанки и ее родителей остается только гадать.

Старинных купеческих надгробий на кладбище сохранилось мало. Часть из них пошла на строительство Каракумовского моста в 30-е годы прошлого столетия, часть советские власти демонтировали и установили на мемориале погибшим воинам, который появился на площади Революции, бывшей Сенной, после Великой Отечественной войны.

— Я считаю это кощунством по отношению ко всем покойным: и ранее усопшим ельчанам, и советским бойцам. Сбивали крестики, ставили звезды, но стереть до конца старые надписи не всегда получалось. В результате на одной стороне памятника значилось «лейтенант Красной Армии», на другой прочитывалось — «купеческая дочь такая- то», — рассказал священнослужитель.

«Купеческие» памятники на мемориале у Вечного огня заменили во второй половине прошлого века.

На кладбище уцелел мемориал промышленнику Ивану Ивановичу Скуфьину из черного мрамора. Частично сохранился семейный некрополь знаменитых купцов Петровых, которые строили Вознесенский собор. Петровский парк Ельца, построенный в 70-е годы XIX века, получил название в честь своего создателя Александра Александровича. Семейная усыпальница пострадала от послереволюционных разрушений, но сейчас потомки Петровых поддерживают ее в порядке.

В память о погибших

Видное место занимает братская могила советских воинов, погибших при обороне Ельца от фашистов в декабре 1941 года. Рядом с ней возвышается обелиск. Но немало и других советских захоронений, которые венчает красная звезда.

Особую скорбь вызывает «расстрельное» место на самой окраине кладбища. Здесь похоронены три священнослужителя, а также крестьяне, попавшие в жернова сталинских репрессий в 30-е годы прошлого века.

— Казни проводились у кирпичной стены, здесь же их и хоронили. Также трупы привозили из местной тюрьмы. На сегодняшний день известны имена 18 казненных человек, — пояснил отец Владимир.

Неподалеку от этого места похоронена настоятельница Знаменского монастыря игуменья Антония Криворотова, также пострадавшая за веру. Ее замучили до смерти в застенках.

Мы посетили могилу родителей известного композитора Тихона Хренникова — Варвары Васильевны и Николая Ивановича. На этом же кладбище нашел свое упокоение и отец народного художника СССР Николая Жукова. Папа будущего художника был юристом, в 1916 году он переехал с семьей в Елец из Москвы, получив должность заместителя, или, как тогда говорили, «товарища», губернского прокурора. Николай Николаевич прожил всего 45 лет (1883  1928 гг.), потомки ухаживают за его могилой. Неподалеку похоронен внук знаменитого русского актера Михаила Щепкина — Николай Щепкин с семьей.

А вот могилы бунинских героинь мы, найти, конечно, не могли. Однако «легкое дыхание» гимназистки Оли Мещерской рассеялось, по замыслу автора, на этом кладбище. Здесь же «похоронена» и возлюбленная героя из рассказа «Поздний час». К ней он шел по Монастырской улице, вернувшись спустя много лет в родной город.

Обо всех усопших, внесших свой вклад в развитие Ельца и страны и нашедших последний приют на старинном городском кладбище, не расскажешь. Но память о них сохранять очень важно. Очень хочется, чтобы это историческое место расчистили от зарослей, возможно, это позволит найти утерянные могилы.

Граница двух цивилизаций

Оказывается, одна из главных достопримечательностей Ельца — Каракумовский мост — прочно связана со старинным кладбищем.

Историю появления важной переправы через реку Быстрая Сосна нам рассказал историк, сотрудник Елецкого краеведческого музея Алексей Пискулин.

— Этот мост имеет важное символическое значение. Елец традиционно находился на границе Руси. Быстрая Сосна долго играла роль знаковой линии, она была пограничной линией между двумя цивилизациями — земледельческой Русью и Степью, миром кочевников. Границы были условны, они двигались то к северу, то к югу, в зависимости от того, кто из двух сторон набирал силу, — пояснил Пискулин. — В конце XVI века в этом месте проходили переговоры между посланником русского царя боярином Бутурлиным и посланником крымского хана. Они съехались к Сосне. Русский посол стоял на левом берегу, а крымский — на правом, и оба ждали, кто первым перейдет реку, то есть сдаст свои позиции. В результате военные инженеры обустроили переправу, и послы встретились ровно посередине.

В советское время возникла острая необходимость в строительстве автомобильного моста. В тридцатые годы XX века в СССР были популярны автопробеги. Они символизировали бурное развитие Советского Союза, популяризировали автомобильный транспорт, активизировали общественную жизнь в разных уголках страны. Самым масштабным и знаковым стал автопробег «Москва — Каракумы — Москва», который проходил в 1933 году. В нем участвовали 96 человек на 23 автомобилях.

Автопробег двигался через Елец, и мост строился именно к этому событию. Поэтому он и получил такое название.

— Иногда жители и туристы коверкают его, называют Каракумский, но это неправильно. Это не согласовывается ни с правилами русского языка, ни с городской разговорной традицией, поэтому искажать его нельзя, — отметил историк.

Надгробья вместо свай

Материалов для строительства не хватало, и советские власти не придумали ничего лучшего, как воспользоваться надгробиями с городских кладбищ. Самыми подходящими им показались купеческие памятники, они частично пошли в сваи Каракумовского моста. Большинство из них привезли с Чернослободского кладбища, но немало сняли и на городском. Долгие годы на камнях сохранялись надгробные надписи.

— В целом нельзя сказать, что это явление было чем-то из ряда вон выходящим. Это не норма, конечно, но старинные надгробия часто использовали для различных строительных нужд в средние века по всему миру, в том числе в Москве и Подмосковье в XVII  XVIII веках. Даже в монастырях порой можно увидеть дорожку, уложенную старинными надгробиями. В Средневековье люди спокойно относились к теме, связанной с кладбищами, — пояснил историк.

Советская стройка в этом плане не стала исключением. С разгромом кладбищ в те лихие годы не церемонились. Какие-то плиты оказались в основании моста, а неиспользованные так и остались лежать на свалке.

Сам Каракумовский мост в 1941-м в ходе сражений Великой Отечественной войны был разрушен, но в 1943 году его восстановили как важный стратегический объект.

В конце 70-х через Быструю Сосну появилась новая переправа. Каракумовский мост долгое время был закрыт, так как находился в аварийном состоянии. В нулевых его отреставрировали, и он стал пешеходным. Сейчас это одно из любимых мест ельчан и туристов.

Легенда о купце, напугавшем вандала

У ельчан есть легенда, что погром на городском кладбище остановил покойный купец. Когда рабочие снесли множество надгробий, один из участников добрался до могилы Скуфьина, собираясь разорить и ее. Но вдруг его кто-то похлопал по плечу. Обернувшись, вандал увидел высокого старика с белой бородой и в старинной одежде, который погрозил ему пальцем и приказал не трогать захоронение. А потом исчез. Видение так напугало рабочего, что и он, и его товарищи убежали с кладбища.

Марина Полякова, "Липецкая газета"




Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика