Купцы, мещане, казаки: как на Громовском старообрядческом кладбище сохраняется память о былом

09.06.2021
Купцы, мещане, казаки: как на Громовском старообрядческом кладбище сохраняется память о былом

«Петербургский дневник» прогулялся по некрополю и узнал его историю





Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник». Все фото с сайта
https://spbdnevnik.ru/news/2021-06-09/kuptsy-meschane-kazaki-kak-na-gromovskom-staroobryadcheskom-kl...


Громовское кладбище расположено в Московском районе Петербурга, между линиями Балтийской и Варшавской железных дорог. Оно ведет свою историю с 1835 года, когда «по прошению попечителей старообрядческого общества здешних купцов Сергея Громова и Никиты Дрябина» было отведено 11 тысяч 854 квадратные сажени земли для кладбища. Оно было закрыто в 1939 году. А в 2009-м после капремонта здесь возобновились захоронения.

Старинных могил на Громовском кладбище практически не осталось. Надгробия XIX века можно увидеть в правой части некрополя. Да иногда они виднеются среди свежих захоронений. С этим кладбищем, в отличие от Малоохтинского старообрядческого кладбища, не связно каких-то мистических легенд. Здесь не найти громких имен. Однако остатки старинных надгробий и склепов до сих пор представляют интерес.

«Петербургский дневник» прогулялся по некрополю и узнал его историю.

МЕЦЕНАТ И КОЛЛЕКЦИОНЕР

Купцы Громовы были выходцами из подмосковного старообрядческого села Гуслицы. Они являлись лидерами петербургской общины старообрядцев-поповцев. Как пишет историк Лев Лурье, в Петербурге этой семье принадлежала Громовская лесная биржа – огромные торговые склады недалеко от Смольного. Другая биржа Громовых находилась на левом берегу Фонтанки, напротив Апраксина двора. Официальным главой петербургского поповства считался попечитель королевской моленной Сергей Громов. Но фактическим лидером общины был младший брат – более осторожный Федул Громов, меценат и коллекционер, владелец лучшей в Петербурге оранжереи на Аптекарском острове.

После смерти Федула Громова, по свидетельству современников, благодарные поповцы вырезали над могилой первого своего попечителя следующую надпись: «Не блеск образования и знаний, а здоровый ум и дальновидность руководствовали его в обширных делах, при уповании на Бога! Он начал с ничего и, неусыпно трудясь, приобрел знания и состояние и во всю жизнь наслаждался любовью всех окружающих, счастьем и постоянным здоровьем! Муж благодетельный, добрый гражданин и примерный семьянин!»

Его могила, к сожалению, до наших дней не сохранилась.

После того как в 1844 году была закрыта старообрядческая молельня в доме купца 1-й гильдии Королева, община попросила об открытии нового молитвенного дома на Громовском кладбище. В том же 1844 году на кладбище была освящена деревянная Успенская церковь на 150 молящихся. В 1878 году она была расширена двумя приделами, в 1906 году украшена звонницей. В 1912 году на кладбище началось строительство каменного двухэтажного храма Покрова Пресвятой Богородицы на 2000 человек. Автором проекта был московский архитектор-старообрядец Николай Мартьянов. Однако советская власть эти церкви не пощадила. В 1922 году была закрыта Успенская церковь, а в 1932 году – Покровская. До наших дней они не сохранились. Сейчас на месте Успенской церкви на Громовском кладбище стоит большой деревянный крест.






Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Еще одна достопримечательность кладбища – каменные трехарочные ворота в «русском стиле» на Старообрядческой улице. Когда-то они вели к храму. Но сейчас заколочены и встроены в забор какого-то соседствующего с кладбищем предприятия или склада.

Другая достопримечательность кладбища – пруд. Сейчас он выглядит довольно запущенным, а каналы давно поросли травой и закиданы мусором. Они были вырыты в 1909 году. И каждый год 1 августа в первый день Успенского поста на пруду проходило водосвятие. Один из берегов бывшего канала отделан путиловским камнем. Он образует длинную террасу, на которую перекинуты несколько каменных мостиков.

Это самая старая часть кладбища, разделенная рядом параллельных дорожек на небольшие участки. Там и сохранились несколько десятков старых памятников – от саркофагов первой половины ХIХ века до обелисков начала XX века.

КУПЦЫ, КАЗАКИ И ПРИКАЗЧИКИ

По большей части старообрядцы Петербурга того времени были купцами, приказчиками и иногда даже казаками из императорского личного конвоя. Многие из них и нашли последний покой на Громовском кладбище.

Так, например, до наших дней уцелело несколько десятков памятников над купеческими могилами Рахмановых, Цековых, Головиных, Кашиных, Капустиных, Акимовых, Михалевых. По ним можно понять, что из себя, например, представляла традиционная эпитафия на надгробиях старообрядцев. Обычно над могилой писали фамилию, имя, отчество и звание усопшего, год, число и даже иногда час смерти, возраст, чаще всего с точностью до дней и, как правило, день ангела. А вот дата рождения обычно не указывалась.

Одно из таких захоронений – могилы купца 1-й гильдии и его вдовы – Алябьевых. Если внимательно изучить надгробие, то можно узнать, что Санкт-Петербургской 1-й гильдии купец Степан Иванович Алябьев скончался в 1842 году в апреле, ему было 57 лет. Рядом упокоилась его вдова – Елена Алексеевна Алябьева. Когда она умерла, ей было 79 лет. Не стало ее в 1879 году.

На могиле Алябьева можно прочитать и типичную для старообрядцев эпитафию. «Покойся прах в земле обители святой, когда придет час благословенный, мы увидимся с тобой», – вероятнее всего, надпись была выбита по желанию супруги.

Неподалеку находится еще одно семейное захоронение – купцов Головиных. Вместе с главой семьи Яковым Головиным похоронены его дети и их жены.

На надгробии Якова Платоновича Головина мы можем прочитать, что оно поставлено в память о дедушке и крестном отце от благодарных внуков, крестников и внучек. Рядом похоронен его сын – Иван Яковлевич Головин. На надгробии супруги Якова Головина – Марии Ильиничны – обозначено «Дорогой мамаше от детей». Еще один сын Якова Головина – Яков Яковлевич Головин также похоронен рядом с родителями.

Еще одно семейное захоронение – Бычковых. Ефрем Ильич был 2-й гильдии петергофским купцом. А рядом находится могила его жены.

«Под сим камнем погребено тело жены Петергофского 2-й гильдии купца Ефрема Ильича Ульяны Григорьевны Бычковой, скончавшейся 1858 года 22 декабря в 7 часов утра на 50 году от рождения своей жизни. Память ее 4 марта», – выбито на надгробии.

А рядом печальная эпитафия:

«Господня воля совершилась
Печали нас объяла мгла
Мать наша милая Ульяна
Увы, дух Богу предала.
Поник супруг ее главою,
Блестит слеза в глазах детей,
Но под тяжелою плитою
Не слышен стон рыданья ей.
Она в надежде Воскресенья
Путь с верою прошла земной
Прости ей, Боже, согрешенья
И со Святыми упокой».






Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Рядом с захоронением Бычковых можно найти могилу одного из старожилов того времени. Плита давно вросла в землю. И имя человека на ней прочитать нельзя. Зато четко видно, что прожил он 95 лет. Что немало для того времени.

А чуть наискосок – могила юной женщины – Екатерины Магаевой, урожденной Катоминой. Она прожила совсем мало – 22 года.

В ряду сохранившихся захоронений еще одно семейное – петергофского купца Анфима Акимовича Акимова, рядом похоронена его супруга Евдокия Сысоевна Акимова. Она умерла на год раньше своего супруга. Возле родителей похоронен их сын – Александр Анфимович Акимов.

Уже на участке новых захоронений можно заметить небольшой холм, поросший кустарником. Если пробраться сквозь кустарник, можно увидеть могилу купца Даниила Семеновича Сальникова. Прожил он всего 53 года. Рядом похоронены его дети – дочь Таисия, которой было 12 лет, сын Иоан, который прожил всего три года, а также дочь Мария, ей было всего 8 лет.

КРЕСТ НА МОГИЛЕ КАЗАКА

Одной из самых заметных могил на кладбище является захоронение казака Терского эскадрона Александра Малеичева. Он служил в конвое императора Александра II и погиб от взрыва во время покушения на императора 13 марта 1881 года. Карета с императором проехала мимо бомбы, брошенной террористом Рысаковым. Ранены были все сопровождавшие царя шесть казаков. Однако только Малеичев получил смертельное ранение. Над его могилой возвышается массивный крест с гранитной горкой. При этом на надгробии имя императора выведено гораздо крупнее, чем имя лежащего под ним казака.






Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

ВСЕ, ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ СКЛЕПА

Одной из самых красивых построек на Громовском кладбище является склеп в стиле модерн. Вернее, то, что от него осталось, – практически одни стены. Хотя и в таком полуразрушенном состоянии впечатляют роспись на его стенах и фрагменты облицовки. Для кого он построен, доподлинно не известно. Но рядом, за той же оградой, находится семейное захоронение купцов Власовых. Так что можно предположить, что склеп принадлежал членам этой семьи.






Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

ЗАХОРОНЕНИЯ ВРЕМЕН ВОЙНЫ

Также на Громовском старообрядческом кладбище сохранилось много захоронений, которые были сделаны в блокаду. Часто это металлические кресты, сваренные из труб или арматуры. Среди таких могил выделяется одна – с серой плитой. Здесь похоронены защитники Ленинграда, погибшие в 1941 году под Пулково.

Автор Ирина Лисова

                                        Петербургский дневник» - ежедневное издание правительства Санкт-Петербурга. Новости, события, информация.


По теме 

Громовское старообрядческое кладбище Санкт-Петербурга
http://necropolsociety.ru/cem-gromovskoe.html 


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика