Еврейское кладбище в городе Новозыбков Брянской области.

26.02.2020
Еврейское кладбище в городе Новозыбков Брянской области.
фото с сайта  https://vk.com/wall-9630136?offset=280


1) Моя мать, будучи несколько раз в гостях у её друзей-выходцев из Клинцов в Брянске, вспоминала очень часто с подругой их юность на рубеже 1970-1980-х гг., в этих беседах о жизни еврейской общины юго-запада Брянской области неоднократно оживала та самая стереотипная Одесса по говору, бытовым деталям, которая мне оказалась абсолютно неизведанна. Если в Одессе или в целом в городке Умань на Украине сохранилась та самая среда, то еврейский пласт в истории моей малой родины окончательно умер в конце 1990-х гг. в связи с массовой репатриацией еврейского населения в Израиль по экономическим причинам (уже забылось, как на протяжении полутора лет с конца 1998 по середину 2000 годов у нас регулярно на 1,5-2 часа выключали свет из соображений экономии и нехватки денег). Тем не менее, мне самому интересно по-прежнему осветить те редкие примеры сохранности черты оседлости на территории современной России.

В этот раз мы посетим с вами некрополь в Новозыбкове, куда я ранее неоднократно приезжал и писал о городе

BA64B1E3-4438-4232-AF13-749E6CAFD5EB


Все фото с сайта  https://kirill-moiseev.livejournal.com/224344.html



2) Согласно статистике о численности населения ещё Новозыбковского уезда на 1914 год, в этих местах проживало 5000 человек иудейского вероисповедания из общего числа жителей в 197,000 жителей. Тогдашний Новозыбковский уезд включал в себя нынешние территории Клинцовского, Новозыбковского, Гордеевского, Красногорского, Злынковского районов Брянской области, нынешний Семёновский район Черниговской области Украины, частично современный Добрушский район Гомельской области Беларуси.


0F62B40D-8FE7-4703-8F5B-973AE2EF0FC4


3) Накануне Второй мировой войны на территории Брянщины в ее современных границах проживало около 30,000 евреев,составлявших весьма заметную часть населения Стародуба, Новозыбкова, Суража. В Почепе каждый третий житель был евреем.

После оккупации этих мест нацистами было создано около 10 гетто в Клинцах, Злынке, Карачеве, Стародубе, Унече, Сураже,где содержалось свыше 11,000 узников. Все гетто были ликвидированы в период с октября 1941 по март 1942 гг с уничтожением 17,000 евреев. 16-17 марта 1942 года всё еврейское население Почепа от младенцев до старцев было умерщвлено на окраине города в большом противотанковом рву, когда погибло 1846 человек.


1CABE435-0569-4999-99E8-B4CD1920F217


 4) Удивляет именно то, насколько информацию по крупицам приходится собирать по этой теме, которая совсем не разработана. Попадаются лишь ссылки на университетские научные статьи, которые в закрытом доступе, что является лишним камнем в огород всей системе высшего образования в мире, не только в России. Все научные изыскания зачастую оказываются опубликованы лишь в университетских вестниках без возможности ознакомления более массовой аудитории. В своё время во время учёбы в универе у меня это лично это было главной претензией, когда многую необходимую научную информацию я находил .... в ЖЖ, а не в университетской библиотеке.


5D3AAFAB-329F-4102-AE46-3CBC5B9A2EDE


5)


6C0B023F-AC0D-4E8F-8B76-E4D069E8E52B


 6) Во 2 половине XVIII в. этнический и конфессиональный состав населения России претерпел весьма существенные изменения. Этому, в первую очередь, способствовало расширение границ страны, включение в ее пределы больших территорий с пестрым национальным составом (Литва, Белоруссия, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым).


8E53CF94-933B-4C95-B0DF-258EE8AAB09A


 7) В конфессиональном составе населения Российской империи в XVIII в. произошли не менее значительные изменения. На 1795 год в Российской империи к иудеям причисляли себя 2,3% жителей страны, к римско-католической церкви 10,6%, представителей армяно-григорианской церкви 0,1% и униатов 3,7%.


8FB96A76-D436-42BE-A542-1661A0F2E450


8) Евреев можно определять и как этнос, и как конфессию. Согласно определению Галахи (הֲלָכָה - система иудейского права), «евреем является человек, рожденный матерью-еврейкой или обращенный в еврейство в соответствии с религиозным каноном». После разделов Польши, евреи, оказавшиеся российскими подданными, были приписаны к мещанским и купеческим сословиям тех местностей, в которых они проживали при переходе к Российской империи этих областей. Согласно российскому законодательству конца XVIII в. «податные сословия»: крестьяне, мещане, ремесленники и купцы — не имели права повсеместного поселения и свободного передвижения. Каждый был приписан к местному обществу и мог заниматься своим делом только в данном месте.

Эта территория охватывала специально оговоренные населенные пункты городского типа (города и местечки) значительной части Польши, Правобережной Украины, Литвы, Белоруссии, Бессарабии и Новороссии.

Указом от 23 июня 1794 г. список территорий, включенных в «черту оседлости», был несколько расширен (в основном, за счет украинских земель). Окончательное юридическое оформление «черты оседлости» зафиксировало «Положение об устройстве евреев» 1804 г., которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать. Официально в состав «черты оседлости» включены следующие губернии: Бессарабская, Виленская, Витебская (включая Себежский и Невельский уезды, Велижский уезд и три Инфляндских уезда), Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Черниговская губернии (включая Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды).


9F19B809-E08C-4597-9F74-E639CAF1F335


 9) Приглянулась эта могилка.


11BBBB7A-511E-4001-B934-D2B7EC3DED74


 Над ней - изображение звезды, дата смерти -1928 год, ещё самый разгар НЭПа, когда уже в эпоху Советской России люди были охвачены всеобщим энтузиазмом и верой в построение нового мира.


BAE25CF4-7C09-40D6-8387-5E8C3CA5F83C


10) В «черте оседлости» были распространены 3 вида поселений еврейского населения: города, местечки и села. Местечки (в Царстве Польском — посады) в «черте оседлости» имели более городской вид, чем сельский. Такой характер местечек был вызван проживанием именно еврейского населения, где основным занятием населения являлись промыслы и ремесла. От города местечко отличалось тем, что оно не являлось административным центром и не имело в своем составе чиновников, столь заметных в городах. Общее число местечек по переписи 1897 г. в Черниговской губернии составило 63, где проживало 20 888 евреев; в сельской местности — 38 775 евреев; в 19 городах — 54 789 евреев


37C5DEA2-0348-46A6-80B6-A9B7E0A33AA7


11) Естественно-географические обстоятельства проживания еврейского населения в Черниговской губернии заставили приспосабливаться к условиям жизни. В 1851 г. Военно-статистическое обозрение Российской империи так отзывалось о занятиях еврейского населения Черниговской губернии: «Благосостояние евреев различно, есть те, которые занимаются откупами (система сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам-откупщикам), подрядами и ведут мелочную торговлю. Среднего состояния евреи занимаются торговлей, дозволенной мещанам, держат постоялые дворы, винокурни и прочее. Бедные занимаются факторством (выполняют разные поручения), исправляют общественные должности учителей кагальных, содержат в городах лавочки, занимаются ремеслами, не требующими физических сил как то: часовых, золотых, серебряных дел; портные, сапожники, столяры, стекольщики, медники… но они не отличаются настоящим знанием ремесел этих… Отличительная черта евреев есть религиозность и строгое исполнение обрядов; ни денежный интерес, ни болезнь, не помешают еврею творить ежедневные молитвы».


751ADF49-583E-44DF-88B2-2545368C8171


12) По переписи населения 1897 года, численность еврейского населения Черниговской губернии составляла 122 484 человек.


4442F52F-55BB-441D-BC3E-639D3EE223E3


13) За период с 1846 по 1896 г. еврейское население выросло в 5 раз. Столь быстрое увеличение численности вызвано не столько естественным приростом, а сколько иммиграцией вследствие благоприятных условий в губернии для деятельности евреев во второй половине XIX в вплоть до еврейских погромов на рубеже XIX-XX столетий.


8319EC80-EE9C-4936-8B58-E7CCC916E2FA


14) Не смотря на свою малочисленность, иудеи были экономически успешны. Экономист Макс Вебер, объясняя экономический успех религиозных меньшинств, писал, что, как правило, в хозяйственном отношении они оказываются более активными, чем большинство населения — «именно потому, что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, — концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства; этим путем наиболее одаренные их представители стремятся удовлетворить свое честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе» (такая же закономерность работает и в случае со старообрядцами в дореволюционной России, с египетскими христианами-коптами, когда во время пятничной молитвы все мусульманские лавочки закрыты, копты продолжают работу).


010654AB-94F9-494D-9514-10512FC36CD6


15) Основные занятия еврейского населения Черниговской губернии во второй половине XIX в. были: торговля (23% всех евреев), ремесло (13% всех евреев). Земледелием занималось всего 1% всех евреев. Мглинский и Суражский предводитель дворянства констатировал, в частности: «В Мглинском уезде имеется только 40 шинков (питейные заведения, кабаки) с патентами, а в каждом селении 5–6 еврейских домов, торгующих вином. В посаде Клинцы десять лет назад было 80 шинков, а ныне 23 с патентами и более 50 беспатентных». Причем преследование беспатентной торговли казенным вином не приносило особых дивидендов для официальных властей: «суд накладывает штраф, то взыскать его всегда бывает невозможно: хозяин заведения оказывается несостоятельным, а имущество — принадлежащим жене, зятю и т. п.»


26149CB7-A829-4D3F-8AAA-910741C7869E


16) Содержание шинков (как патентных, так и беспатентных) было очень выгодно евреям: это давало экономические рычаги влияния на крестьянство. Раздача казенного вина в счет будущего урожая приводила к тому, что должники-крестьяне были вынуждены продавать хлеб по ценам, которые назначали шинкари. Шинкари зачастую являлись торговыми агентами купцов-единоверцев, занимающихся хлебной торговлей. Кроме прибыльной хлебной торговли, купцы-иудеи занимались торговлей пенькой и табаком.


41479C85-2F90-4D40-AA74-FB65A7A717E6


17) Самым значимым товаром для торговли северных уездов Черниговской губернии в конце XIX в. (1888–1894 гг.) оставалась пенька, составляющая более 12% всех отправляемых товаров (640 тыс. пудов в год). Главными пунктами отправки пеньки по железной дороге в северных уездах Черниговской губернии значились: Почеп, Новозыбков, Унеча. Причем Унеча отправляла больше всего, так как она являлась ключевым пунктом отправки и для Стародуба по причине расположения железной дороги.

Торговлей пенькой традиционно занималось старообрядческое купечество, но в конце XIX в. их потеснили купцы-иудеи, которые служили первоначально для них в качестве агентовподрядчиков. Торговля табаком стала привлекательной для купцов-иудеев только с развитием железнодорожного сообщения с балтийскими портами. Железнодорожное сообщение значительно упростило торговую операцию, ускорило оборот торгового капитала и стало привлекательным для еврейского купечества.
Еще одной привлекательной сферой торговли для еврейского купечества в конце XIX в. стала торговля лесом.


68082ED5-4229-4DA9-B3BD-FFDDF8142765


18) "Удивительно, что с купцами-евреями не могут соперничать никакие другие торговцы; где они поселятся, не будет ни русского, ни малороссиянина, ни поляка, ни немца. Сначала они с убытком для себя сбывают товар, а потом, вытеснив соперников, возмещают убыли. Обращение денег среди евреев чрезвычайно быстро; получив деньги за товар, они тотчас покупают другой».


938633A3-4D81-4930-8CB3-58330945C052


19)


22665311-E0D0-477F-8AD1-5F39ED04AE46


20) Приведу несколько фраз из метки о евреях Саши Бутенко haydamak: "В моем опыте - евреи всегда были первыми, кто вкладывал деньги в новые, зачастую авантюрные мероприятия. Кто рисковал, безвозмездно жертвовал. Помогал, проявлял щедрость. Делал все, что скупости прямо противоположно.

Евреи часто получают прибыли, это правда. Но еще больше из того что я знаю - евреи деньги теряют. Прогорают, просчитываются, терпят неудачи.

Так они учатся - пробуют все, узнают то, что работает, и берут в свой опыт."


B1AC3E69-6795-4987-BC70-4C4BC148D0B3


21) "часто евреев представляют расчетливыми и хитрыми. Евреи всегда очень увлеченные и своему увлечению отдают всех себя. Да, среди них много фанатов. Интересно - но в своей увлеченности они совершенно теряют стороннюю критичность, слепнут, начинают видеть только то, что вписывается в их сегодняшнюю картину мира и становятся элементарными жертвами нечистоплотного обмана".


B04D9A4B-8DC9-4A5B-AA1F-D272A712381E


22) "К евреям вообще редко равнодушны. Они заметны, как ни крути. Они чем-то выделяются, даже когда ведут совершенно ровный образ жизни и выполняют непримечательные функции. К ним часто испытывают неприязнь, считая их более удачливыми пронырами.

Вменяют им то, что "они везде пролезли".

Слово "антисемитизм" знакомо всем. Поневоле задумаешься - а чем так насолили-то? Чего на них столько копий?

Вообще главный корень мирового антисемитизма настолько прост, что странно, почему его не замечают - за все время, за всю мировую человеческую историю евреи - это единственный народ, который всегда был практически поголовно грамотным, а иудейская цивилизация - единственная, которая ставила грамотность как религиозную норму.

Замечали ли вы - евреи постоянно учатся. В любом возрасте, в любом деле. Они не боятся начинать новое даже в зрелых годах. Евреев убийственно много в науке - это не случайно, мир университетов, книг, исследований, экспериментов, опытов, открытия нового - их мир. Учение - это богоугодно. Это радость сама по себе.

Неудивительно, что евреи всегда оказывались несмотря на малую численность в числе управленцев и администраторов - именно потому, что в века неграмотности не хватало именно этих умений - структурировать, упорядочить, наладить движение, архивы, учет, записи - очень кропотливая, ценная и зачастую неблагодарная, между прочим, работа.

Сейчас роль евреев угасает.

Есть народы локальные и глобальные. Локальные - живут в масштабах своей четко очерченной земли. Глобальные - влияют на дела мира.

Евреи всегда были глобальным народом. И прямо на наших глазах постепенно перестают им быть - часть евреев стала израильтянами - совершенно другим народом. Локальным.

B471F7A4-4B29-40E8-AAA6-D8C2E49B8B01


23) К сожалению, не моё фото, упустил. Это склеп, или ещё его называли "божет" (божетка). Раньше похоронное дело достаточно сильно осложнялось в зимний период, когда земля была стылой и сложно копалось. Часто могилы под конкретного человека могли копать заранее.

Однако случалось и так, что в результате массовых эпидемий люди гибли десятками, и хоронить всех не хватало ни сил, ни средств. Что могли предпринять оставшиеся в живых в подобной ситуации? Только одно: завезти трупы на санях как можно дальше в лес и оставить там, предоставляя хищным животным сделать своё дело.

Правда, посреди леса покойников всё же не оставляли. Для этой цели обычно использовали избушку лесника, а если тащить сани было слишком далеко, то и обычный (чаще всего, заброшенный) дом на окраине деревни. Такие вот самодельные морги, которые к началу весны иногда оказывались битком набиты мертвецами, и назывались божетами.

Божеты или божетки оставались практически неизвестными довольно продолжительное время, даже несмотря на то, что слегка пролил на них свет один из отечественных художников – Перов – своей картиной «Проводы покойника». Правда, он изобразил в санях усопшего уже в гробу – в действительности же трупы, в основном, закутывали только в белый саван или простыню. Делали это не умышленно, а по бедности. Сколотить гроб порой бывало просто некому.

При наступлении теплого периода усопших потом всё-таки хоронили. Либо наоборот забивали окна и двери, и оставляли тела разлагаться, если по весне их не могли забрать и предать земле.
От обычных домов божетки отличались тем, что в них старались всё-таки заколачивать окна – в надежде на то, что тела всё-таки со временем разложатся без вмешательства санитаров леса и его хозяев (волков и медведей). Если по весне их по какой-либо причине забрать не могли, так всё и происходило. За одним исключением: бывало, что на такие дома-морги случайно набредали странники. Иногда их страшные находки оканчивались тем, что в божете становилось одним трупом больше.
Сохранились своеобразные морги в тайге с тундрой и в наше время. Найти их остатки можно, исследуя вымершие деревни. Тем не менее, в народе божетки по-прежнему считаются дурными, нечистыми местами, куда люди стараются не соваться.

К сожалению, снимок не мой, упустил такую деталь.

l_FdOiaWAy8



E3BC141A-18E8-4E7C-9BEA-7B56C87D7338


Автор kirill_moiseev


По теме:
Клинцы.ИНФО. Еврейское кладбище в городе Новозыбков Брянской области http://klintsy.info/news/block-2430/
Еврейское кладбище в городе Новозыбков Брянской области https://zen.yandex.ru/media/id/5c573e170f810000ad8ca69d/evreiskoe-kladbisce-v-gorode-novozybkov-bria...

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика