Украина. Где эта могила, хотя бы холм (проф. П. С. Столярского)?

30.06.2019
Украина. Где эта могила, хотя бы холм (проф. П. С. Столярского)?
На фото: первоначальный вид памятника П. С. Столярскому.. Фото с сайта  http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art044&year=2019&nnumb=23


Много лет одесские музыканты лелеют надежду перевезти в родной город из Екатеринбурга прах легендарного профессора П. С. Столярского, воспитателя многих выдающихся скрипачей, чьим именем названа знаменитая школа.


Во время войны профессор был эвакуирован из Одессы в Свердловск (ныне Екатеринбург), где скончался в 1944 году и там же был похоронен на Михайловском кладбище. Эта идея актуализируется всякий раз, когда наступает очередной юбилей гениального педагога. Как и в этом году, к 75-летию его ухода из жизни.

Но удастся ли ее осуществить? Ответ на этот вопрос дает расследование Виктора ПОПОВА, кандидата педагогических наук, арт-директора фестивалей гитарно-симфонической музыки в Екатеринбурге.

Живя в эвакуации, П. С. Столярский продолжал свою деятельность, работая в местной консерватории, а также, как и в Одессе, обучая малолетних скрипачей. Один из таких мальчиков, Альберт Марков, впоследствии известный американский скрипач, вспоминал, что "Петр Соломонович был тогда уже довольно слаб. Его водили под руки. Не только на прогулках вне дома, но и на классных вечерах он, выходя на поклоны, не мог передвигаться без посторонней помощи. Говорил он довольно тихо. Однако духом он был весьма силен, сохранил свой замечательный темперамент и острейший слух".

П. Столярский с особым нетерпением ждал освобождения Одессы. Он мечтал возобновить занятия в своей школе. И страшным ударом стало для него известие, что здание школы разрушено.

Дочь профессора Нелли Петровна рассказывала, что, узнав об этом, ее отец заплакал, лицо налилось кровью, руки дрожали, только слышался стон. Его тут же увезли в больницу, где врачи определили кровоизлияние в мозг. Оттуда он уже не вышел, скончавшись 24 апреля 1944 года.

Драматичными оказались не только последние дни выдающегося педагога, но и первые же дни после его смерти.

Михаил Гольдштейн в своей книге "Пётр Столярский", изданной в Иерусалиме, так описывает эту историю. "Свердловская консерватория в трауре. Тысячи людей пришли попрощаться со Столярским. Были многолюдные похороны. Могила покрылась морем цветов.

На следующий день после похорон дочь Столярского в сопровождении его ученика Михаила Унтерберга отправилась на кладбище. К своему ужасу, они увидели, что могила была вырыта и возле неё лежал труп Столярского с открытым ртом и выбитой челюстью. Кто-то решил украсть золотые зубы. Состоялось новое перезахоронение. Это кощунство глубоко взволновало свердловчан, о нём узнали в разных городах страны. Милиция не смогла отыскать злодеев...".

П. Столярский был похоронен в Свердловске на Михайловском кладбище, где находятся могилы матери и бабушки Виктора Попова.

"В 1980-е годы мне стало известно, - пишет В. Попов, - что погост этот собрались сносить. Уже основательно "почистили" территорию - многие металлические оградки вывезли, некоторые мраморные надгробья снесли, гранитные - были обрушены. То же было проделано еще раньше с еврейским и мусульманским кладбищами, которые находились на другой стороне улицы Блюхера, напротив, чуть правее от главного выхода с Михайловского. Их снесли и построили прямо на этом месте жилые дома - на костях человеческих.

Узнал я об этом, беседуя со старыми работниками, смотрителями Михайловского кладбища, теперь уже покойными. Из тех долгих разговоров узнал, что на этом кладбище похоронены многие деятели культуры, искусства Свердловска. В том числе Петр Соломонович Столярский... Он был похоронен совсем недалеко от церкви, слева от неё, если встать лицом к храму. Примерно посередине - между наружным забором и церковью. На памятнике была сделана надпись: "Народный артист УССР профессор орденоносец Петр Соломонович Столярский. 1871-1944 гг."

Служители кладбища рассказывали, что несколько раз приезжали из других городов люди, интересовались этой фамилией и просили показать им могилу Столярского. Я воспользовался этой информацией, попросил показать и мне. Мы долго ходили по кладбищу с одним из служителей и, слава Богу, нашли! Но что же предстало нашим глазам? За высокой металлической оградой валялось на земле разрушенное вандалами, опрокинутое и разбросанное серо-мраморное надгробие. Прежде оно представляло собой квадратное в сечении основание - примерно 50х50 см, высотой около 70 см; на этом основании стояла круглая усеченная мраморная колонна диаметром около 40 см, завершающаяся мраморным же венком. Общая высота красивого мраморного памятника около двух метров. Повторяю, всё это было разбросано, хотя все детали остались на месте.

Буквально через несколько дней мы уже втроём - Наум Абрамович Шварц, скрипач, профессор Уральской консерватории; Алексей Иванович Бабицкий, баянист, педагог музпедучилища; Виктор Иванович Попов, баянист, директор железнодорожной музыкальной школы, - приехали на могилу к Столярскому, я взял с собой фотоаппарат. И снова - шок: металлическая ограда исчезла. Попытка поставить памятник "на ноги" не увенчалась успехом - он оказался не под силу двум мужчинам (профессор Н. А. Шварц по возрасту был не в счёт).

Тут же, на кладбище, Наум Абрамович решил: надо перенести прах Столярского и надгробие - пока не поздно! - на мемориальное Широкореченское кладбище в Свердловске, где также похоронены многие представители искусства и культуры.

Начались долгие малоприятные хождения с этой идеей по инстанциям, по чиновникам. Три инициатора принимали в этом участие, но в основном этим занимался Н. А. Шварц. В конце концов памятник все-таки был перевезен с Михайловского кладбища на Широкореченское и восстановлен там во второй половине 1980-х годов. Несмотря на настоятельные просьбы, ходатайства, прах перенести не разрешили (партийные органы, СЭС). Так нам сказал Н. А. Шварц.

С тех пор прошло почти треть века. К сожалению, уже не могу назвать точно, когда это было. Может, в архивах Уральской консерватории или в личном деле, в архиве Н. А. Шварца сохранились какие-то официальные письма, с которыми обращались в "инстанции" с соответствующими просьбами".

Не так давно В. Попов наведался на Михайловское кладбище, пытаясь определить хотя бы примерно место фактического захоронения П. С. Столярского. "Увы, - пишет он. - Продираясь сквозь дикие зеленые заросли выше человеческого роста между старыми, еще сохранившимися надгробиями или их остатками и новоделами, которыми некоторые наследники заменили сгнившие железные памятники 1940-50-х годов, я не нашел даже признаков или каких-либо ориентиров захоронения выдающегося педагога и музыканта. Оно утеряно безвозвратно. Никакого порядка, никакого ухода - хотя бы минимального - за погребениями на Михайловском кладбище нет. Только редкие тропинки, едва видные в траве, протоптаны между могилами..."

В названии этой заметки я перефразировал стихотворение Андрея Вознесенского, посвященное выдающемуся режиссеру Всеволоду Мейерхольду. Место, где захоронен В. Мейерхольд, невозможно найти "по определению"; он был расстрелян в 1940 г. и брошен в какую-то из многих братских могил НКВД. П. Столярский был похоронен "как положено", при большом количестве людей. Но, как оказалось, современные варвары - под стать чекистам. Исходя из расследования В. Попова (а не доверять ему нет ни малейших оснований), можно сделать вывод: нет ни малейших шансов отыскать и, тем более, перевезти в Одессу прах великого музыканта (безотносительно к нынешним отношениям между Украиной и Россией). Так, может быть, есть смысл устроить символическое захоронение Петра Соломоновича Столярского - подобно тому, как это сделано с Верой Холодной. Мастер должен вернуться в город, где состоялась его великая слава.

Автор Александр ГАЛЯС

                                                                                                       
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика